Производное предложение состоит из элементов, которые
создаются исключительно для туристского
использования. В составе туристского
предложения можно выделить туристскую
инфраструктуру и туристскую супраструктуру.
Туристская инфраструктура
— совокупность объектов, обеспечивающих
отдых и развлечение туриста, обусловленная
развитием туризма. Она имеет много общего
с общей инфраструктурой (первичным предложением).
Туристская супраструктура
— это совокупность дополняющих туристскую
инфраструктуру хозяйственных и культурно-исторических
объектов, расположенных на туристской
территории и повышающих удовлетворенность
туриста путешествием[3, C.198].
Отнесение предложения к первоначальному
или производному базируется на том, какие
особенности, пригодные для использования
в туризме, уже имеются и какие должны
быть созданы для привлечения туристов.
Маршрут — путь следования туриста, обозначенный
перечнем всех географических пунктов
и мест, с указанием последовательности
посещения их во время путешествия, а также
видов транспорта, используемых туристом
для передвижения между пунктами остановок
(пребываний) на маршруте. Исходной и конечной
точками маршрута служат пункты начала
и окончания путешествия. Начало маршрута
— место оказания туристу первой туристской
услуги, оговоренной в договоре. Конец
маршрута — место оказания последней
туристской услуги[12, C. 198].
В зависимости от перемещения
по пути следования на маршруте различаются:
- линейный маршрут — путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания, например Волгоград — Москва.
- кольцевой маршрут — путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур «Золотое кольцо России»: Москва — Сергиев Посад — Ростов — Ярославль — Кострома — Иваново — Суздаль — Владимир — Москва;
- радиальный маршрут — путь
следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором, турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, каждый раз возвращаясь в пункт начала путешествия;
- комбинированный маршрут —
путь следования, который содержит элементы
линейного, кольцевого и радиального маршрута
в той или иной комбинации.
Во время движения по маршруту
могут использоваться различные транспортные
средства, называемые внутримаршрутными[16].
Программа туристского путешествия
(пребывания) — это план мероприятий с
указанием дат и времени пребывания в
пунктах остановки на маршруте, в гостинице,
посещений мест туристского интереса
с целью их осмотра (экскурсии), питания,
а также перемещения на маршруте с помощью
указанных в программе внутримаршрутных
транспортных средств. Программа пребывания
(типовая или индивидуальная) является
планом реализации проданных путешественнику
туристских услуг, оговоренных в договоре.
Дополнительные услуги могут быть предоставлены
за отдельную плату по ответственности
туриста (если иное не оговорено в договоре).
Продолжительность пребывания (поездки)
является важным статистическим показателем.
По международным правилам, максимальный
срок, после которого посещение не считается
больше туристским, — 1 год, по российскому
законодательству — до 6 месяцев. Минимальная
продолжительность пребывания или поездки
(24 ч) используется для проведения различий
между туристами и экскурсантами — однодневными
(неночующими) посетителями. Продолжительность
посещения (пребывания или поездки) может
использоваться для косвенной оценки
туристских расходов, особенно если средняя
продолжительность определяется для групповых
путешествий.[5, c.98-112]
Предложение туристского продукта
зависит от многих факторов: количества
туристских поставщиков, количества фирм-продавцов,
уровня эффективности производства туристских
товаров и услуг, уровня НТП, системы налогообложения,
цен на факторы производства, оценки перспектив
спроса и будущих доходов[9, C.289].
3.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ТУРИСТИЧЕСКИЙ
ПРОДУКТ
3.1.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Ценообразование в
сфере туризма имеет свои характерные
особенности. Их отличительными чертами
являются.
- высокая эластичность цен в различных сегментах туристского
рынка;
- разрыв во времени между
моментами установления цены и купли-продажи
турпродукта[6, C.146].
Услуги туризма, как
и услуги вообще, представляют собой конечный
продукт, предназначенный непосредственно
для употребления, поэтому цены на услуги
– это розничные цены.
Неспособность
туристских услуг к хранению, вследствие чего розничные
торговцы не разделяют с производителями
риска, связанного с образованием нереализованных
запасов.
Высокая
степень влияния конкурентов. На одни и те же туристские
услуги действуют два уровня цен – внутренние
и внешнеторговые, например тарифы на
транспорт, гостиничные услуги, обслуживание
туристов. Поэтому, с учетом международных
требований, цены для иностранных туристов
устанавливаются на более высоком уровне,
чем для отечественных.
Процессы производства,
реализации и потребления услуг совпадают
во времени, поэтому в сфере услуг применяется
сезонная дифференциация цен и тарифов. В связи
с сезонными колебаниями спроса присутствует
так называемый феномен насыщения. Вследствие
этого могут быть выделены достаточно
четко выраженные туристические зоны
(более и менее дорогие)[10, c.534-540].
Значительная
стоимость операций с туристскими услугами. Для устойчивости
спроса на туристские услуги цена не должна
вызывать у покупателей отрицательных
эмоций, т. е. уровень цен рассматривается
потребителями как вполне допустимый.
Хорошо, если цена на определенный пакет
услуг, предоставленный туристской организацией,
ниже затрат самостоятельно путешествующего
туриста на аналогичный пакет.
Цены на
турпродукт необходимо ориентировать
не на среднего потребителя, а на определенные
типовые группы. Типологию потребления
следует рассматривать как основу повышения
эффективности коммерческой деятельности
туристской организации.
На процесс формирования
цен на туристские услуги оказывает влияние
туристская рента. Цены на турпродукт тесно связаны с его
рекламой. Так, снижение цены оказывает
рекламное воздействие на потребителя
и ведет к росту спроса. В свою очередь
хорошо организованная реклама может
позволить повысить уровень цен на турпродукт[13,
c.124-140].
Цена одной
туристской путевки зависит от вида тура
(групповой или индивидуальный). Чем больше
численность группы, тем ниже стоимость
тура в расчете на одного человека. Цена
тура на одного человека зависит от количества
туродней: чем продолжительнее тур, тем
дороже он будет стоить при прочих равных
условиях.
Цена турпакета на
одного туриста, т.е. стоимость туристической
путевки, определяется по формуле:
Ц= (И+Н+П-С+/-К)
(Ч+Р)
где Ц - цена турпакета
на одного туриста (руб.);
И - себестоимость услуг,
входящих в турпакет, составленный туроператором;
Н - косвенные налоги
(НДС) по отдельным видам услуг туризма;
П - прибыль туроператора;
С - скидка, предоставленная
туроператором туристу с цены отдельных
видов услуг, входящих в турпакет;
К - комиссионное вознаграждение
турагента, реализующего турпакет (знак
"+" означает надбавку к цене турпакета;
знак "-" означает скидки с цены туроператора
в пользу турагента);
Ч - количество туристов
в группе, чел.;
Р - количество лиц,
сопровождающих группу туристов по определенному
маршруту, чел. [8, c.213-220]
Указанные особенности
предопределяют ценообразование туристских организаций
на двух уровнях.
Первый – соответствует
стратегии ценообразования и представляет
собой совокупность цен, подлежащих обязательному
опубликованию в каталогах, брошюрах,
путеводителях и других печатных изданиях.
Данные цены затрагивают глобальные вопросы
положения туристского продукта и фирмы,
долгосрочной прибыли на инвестированный
капитал.
Второй уровень, определяющий
в целом тактику ценообразования, характеризует
цены, по которым осуществляется реализация
туристских услуг исходя из конкретной
ситуации[4, C.67].
3.2.МЕТОДИКА
КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ
ТУРПРОДУКТА
Калькулирование
полной себестоимости турпродукта предлагает
расчет всех затрат, связанных с формированием
и реализацией единицы турпродукта. При
этом методе рассчитываются средние валовые
издержки или полная себестоимость единицы
турпродукта. Данный метод позволяет
получить представление обо всех затратах
организации при формировании и реализации
единицы турпродукта. В его основе лежит
ряд затрат по способу включения в себестоимость
отдельных видов услуг.
Рассмотрим калькулирование
себестоимости у туроператора, который
и формирует стоимость турпродукта. Объектом
калькуляции будет служить стоимость
обслуживания нескольких туристов (при
групповом типе тура) и одного туриста
(при индивидуальном типе тура)[1, c.332-342].
В настоящее время
основная часть потока туристов состоит
из укомплектованных групп. Это означает,
что туристская фирма определяет оптовую
цену поездки для всей группы. При этом
обычно предоставляются скидки для массовой
оптовой сделки: в зависимости от объема
операции – до 10%, от продолжительности
проживания туристов в гостиничном предприятии
– до 10%, а также по срокам и продолжительности
– до 5%. В целом цена на туристское обслуживание
групп может быть ниже рыночной (для разовых
сделок) в среднем на 10-20%[7, C.189].
Туристу, по его выбору,
могут быть предоставлены как определенные
виды, так и полный комплекс услуг. Последний
может быть предоставлен путем продажи
так называемых инклюзив-туров (inclusive tour)
или пэкидж-туров (packadge tour).
В инклюзив-турах, применяемых
при авиаперевозках, стоимость перелета
туристов к месту назначения и обратно
определяется на основе специально разрабатываемых
инклюзив-тарифов, которые могут быть
наполовину ниже обычных. Общий уровень
рентабельности и цены инклюзив-тура должны
быть не ниже обычного тарифа стоимости
транспортировки. Клиентам сообщается
общая цена инклюзив-тура без разбивки
ее на отдельные виды услуг.
Пэкидж-туры организуются
по определенной, заранее рекламируемой
программе. Они предлагают предоставление
клиенту полного комплекса услуг, которые,
однако, могут и не включать транспортные
расходы.
Структура туров варьируется
в зависимости от страны, состава туристов,
покупательной способности, а также ассортимента
и качества услуг[13, c.187-191].
Дополнительные услуги.
Обычно турфирмы
включают в стоимость путевки страховые полисы
и берут со страховой компании комиссию
в размере 10-15%. Если страховка не является
обязательной и оплачивается туристом
по желанию, в стоимость тура она вообще
не входит и оформляется как дополнительная
услуга.
Визы. Стоимость виз, как
и страховки, рассматривается исходя из
количества человек в группе. Их оформление
осуществляется на основании приглашения,
полученного от зарубежной фирмы на определенное
количество туристов.
Транспортные
расходы - стоимость проезда
до страны пребывания (авиаперелет, железная
дорога, автобус, теплоход и т. д.), перевозки
туристов (от места сборов до аэропорта
вылета, от аэропорта прилета до гостиницы
или иного места проживания), транспортных
расходов на экскурсионное обслуживание
(при автобусных экскурсиях) и т. д. В калькуляцию
включаются те расходы, которые входят
в обязательную программу тура. В расчете
учитывается групповая скидка, предоставляемая
перевозчиком. Ее процент зависит от компании
перевозчика, наличия и условий договоров,
заключенных между ним и туроператором.
Размер скидки при этом составляет от
5 до 30%. Расчет усложняется, если туроператор
занимается и чартерными рейсами, а также
при сложной схеме движения группы или
использовании несколько видов транспорта.
Расходы
на проживание. Данная статья рассчитывается
исходя из стоимости номера, которая зависит
от класса гостиницы, расселения, сезона
заезда, количества человек в группе, предоставляемых
групповых скидок и времени проживания.
Расходы
на питание рассчитываются в
зависимости от вида туризма. При въездном
туризме их рассчитать достаточно сложно.
При выездном – стоимость питания зависит
от условий тура (завтрак, полупансион,
полный пансион). Как правило, она включается
в стоимость проживания. В большинстве
гостиниц завтрак входит в стоимость номера
в сутки. В других случаях завтрак, обед
и ужин указываются отдельно от стоимости
номера.
Расходы
на экскурсионную программу. Эта статья включает
только те расходы по экскурсионному обслуживанию,
которые входят в обязательную программу
тура (обычно 2-3 экскурсии). При желании
турист может оплатить дополнительные
экскурсии на месте. Их стоимость зависит
от цены входных билетов в музеи, парки,
а также стоимости услуг экскурсовода,
гида, сопровождающего. В калькуляцию
включают либо стоимость группового билета,
либо результат умножения стоимости одной
экскурсии на количество туристов[6, C.145].
Стоимость
услуг гида-переводчика либо выделяется в
самостоятельную калькуляционную статью,
либо включается в косвенные (накладные
– общехозяйственные) расходы фирмы.
Косвенные расходы
туроператора. Это затраты по управлению
и содержанию туристской организации.
Они включают расходы на организацию набора
групп, амортизацию основных средств и
нематериальных активов, арендные платежи,
оплату услуг банков и предприятий связи,
содержание офиса, заработную плату с
обязательными отчислениями управленческого
персонала, агентов и т. д.[8, C.71].
Продажная цена и скидки.
Продажная
цена включает, кроме полной себестоимости,
косвенные налоги и прибыль. Норма прибыли
для туристских организаций составляет
20%, ее величина корректируется с учетом
спроса, предложений и уровнем конкуренции
на рынке туристских услуг.
Туристские организации
применяют скидки со стоимости турпродукта,
например:
- сезонные скидки;
- скидки для детей и
школьников; обычно детям до 7 лет предоставляется
скидка 50%, школьникам – 40%;
- специальные скидки,
предоставляемые авиакомпаниями и гостиницами
для людей в возрасте 50 – 65 лет;
- скидки для постоянных
клиентов;
- скидки в случае если
турист, забронировавший тур, дает фирме
право самостоятельного выбора одной
из трех дат своего отправления и одного
из трех пунктов назначения отдыха[7, C.21].
Комиссия.
При разработке
продажных цен на туристские продукты
учитываются комиссионные вознаграждения
посредникам. Практика туристского бизнеса
различает следующие виды комиссионных
вознаграждений посредникам:
- комиссия для туроператоров,
которые разрабатывают программы и реализуют
их самостоятельно или через посредника
(комиссия для оптовиков);
- розничная комиссия
для турагентов, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;
- комиссия для других
организаций, которые выступают в качестве
посредников между турагентом, туристом и гостиницей[5, C.141].