Ценообразование в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..………3

Глава 1. Ценообразование в рыночных условиях

1.1 Сущность цены. Виды и функции цен ………………………………….. 4

1.2 Ценообразование на различных рынках………………………………..9

Глава 2. Этапы процесса ценообразования…………………….............11

Заключение………………………………………………………..……………..21

Список использованной литературы………………………….…………22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Wordроплорпл.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..………3

Глава 1. Ценообразование в рыночных условиях

1.1  Сущность цены. Виды и функции цен ………………………………….. 4                        

1.2   Ценообразование на различных рынках………………………………..9

Глава 2. Этапы процесса ценообразования…………………….............11

Заключение………………………………………………………..……………..21

Список использованной литературы………………………….…………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особое место в системе  рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

В условиях рыночной экономики  успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от того, как правильно они будут  устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так просто сделать, потому что на цены оказывает  существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством  затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все  факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Однако  в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования. Далее мы попробуем разобраться, что из себя представляет цена, и рассмотрим несколько способов ценообразования.

 

 

 

 

Глава 1. Ценообразование в рыночных условиях

1.1 Сущность цены. Функции и виды цен

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена – это форма  выражения ценности благ, проявляющаяся  в процессе их обмена.

    Цены классифицируют по различным направлениям.

По сферам товарного обслуживания:

- оптовые цены, по которым  предприятия реализуют в больших  объемах продукцию промышленно-технического  и потребительского назначения (между  отраслями внутри оптовой сферы  и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;                                                                         - розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;           - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По способу отражения транспортных расходов:

- цены франко-отправления  (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы  до пункта назначения.

По формам продаж:

- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупалем;

- биржевые котировки - это уровень  цены товара, реализуемого через  биржу. Цена биржевого товара  складывается из биржевой котировки  и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;

- цены ярмарок и выставок (часто льготные);

- аукционные цены, отражающие ход  продаж на аукционах (различают  стартовые цены и продажные).

По стадиям продажи:

- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым                продавец желает продать товар.

- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

- цены реализации (сделки, продажи,  покупки) - фактические, или номинальные,  цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

- жестко-фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

- регулируемые (допускаются изменения  в определенных пределах, устанавливаются  государством, как правило, на  продукты повышенного социального  назначения);

- свободные (не подвержены прямому  вмешательству, формируются в  соответствии с конъюнктурой  рынка).

По степени устойчивости во времени:

- твердые: устанавливаются при  заключении договора на весь  срок действия;

- подвижные: зафиксированная в  договоре цена меняется в момент  поставки, если изменилась рыночная  цена товара, установленная по  оговоренному в контракте источнику;

- скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

- с последующей фиксацией: в  договоре определяются условия  фиксации и принцип определения  уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования  и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

1. Расчетные цены, которые обосновываются  поставщиком для каждого конкретного  заказа с учетом его технических  и коммерческих условий;

2. Справочные цены, публикуемые  в справочниках, каталогах, периодических  изданиях. Как правило, это средние  цены фактических сделок за  определенный период, экспертные  оценки, биржевые котировки, цены  предложений крупных фирм и  т. д.;

3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как  правило, производителем для готовых  изделий, рассылаются клиентам, включают  цены для конечных пользователей,  стабильные скидки в разрезе  всей или части товарной номенклатуры  фирмы. 

Кроме перечисленных выделяют и  другие виды цен, например:

- трансфертные  (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

- мировые (выступают в качестве  условной средней стоимости товаров,  реализуемых в нескольких странах,  на практике, как правило, модальные,  т.е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

В условиях развитого рынка  основным видом цен являются свободные  от жесткого регулирования цены, а  ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии  в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как  правило, максимизация прибыли или  доли на рынке, достижение стабильного  положения.

Функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Рассмотрим основные функции  цен:

1.Функция учета и изменения затрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара.

2.Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

Балансирующая функция цены выступает  основным фактором регулирования предложения  товаров. По каждому товару цена свидетельствует  о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос увеличился).

3.Стимулирующая функция цены характеризуется ее взаимодействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

4.Функция распределения и перераспределения. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.

5.Функция цены как средство более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

Из вышеизложенного материала  можно сделать вывод: цена как  основная категория рынка должна рассматривать в тесной связи  с рынком – его закономерностями, условиями и особенностями.

1.2 Ценообразование на различных рынках.

Ценовая политика существенным образом зависит от того,  на  каком  типе рынка продвигается товар. Можно выделить четыре типа  рынков,  в  каждом  из которых стоят свои проблемы в области ценообразования.

Рынок чистой конкуренции  состоит из множества продавцов  и  покупателей какого-либо  схожего  товара.  Ни  отдельный покупатель  или продавец   не оказывает здесь особого влияния на  уровень  текущих  рыночных  цен  товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной,  поскольку  покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им  количество  товара  по  этой рыночной  цене.  Продавцы  на  таком  рынке  не  тратят  много  времени   на разработку  стратегии  маркетинга,  поскольку  пока  рынок остается  рынком чистой  конкуренции,  роль  маркетинговых   исследований,   мероприятий   по разработке товара, политики цен,  рекламы,  стимулирования  сбыта  и  прочих мероприятий ограничена.

    Весьма специфичен рынок   монополистической  конкуренции,  состоящий  из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой  рыночной цене, а в широкой гамме цен.  Наличие  большого  диапазона  цен  объясняется способностью  продавцов  предложить  покупателям  разные  варианты  товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг  от друга качеством,  свойствами, внешним оформлением и в сопутствующих товарам услугах. Чтобы выделиться чем-то, продавцы стремятся разработать многообразные предложения  для  отдельных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения  товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.

    В  условиях  олигополии  на  рынке   действует   небольшое   количестве продавцов,  достаточно   чувствительных   к  политике   ценообразования   и маркетинговым стратегиям друг друга.  Продавцы не могут  существенно  влиять на уровень цен, а новым претендентам  довольно  сложно  проникнуть  на  этот рынок. Поэтому в данном случае конкуренция носит  преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на  привлечении  потребителя  не  с помощью снижения цены,  а  за  счет  других  факторов:   улучшения  качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.  п.

Информация о работе Ценообразование в рыночных условиях