Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:59, курсовая работа
Особенность положения монополии состоит в том, что кривая отраслевого спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для монополии цена — не экзогенный параметр, а убывающая функция от ее выпуска. Приняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какую комбинацию «выпуск — цена» он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли.
Введение 3
1. Типы рыночных структур 5
1.1 Монополия 8
2. Монополистическая конкуренция 9
2.1. Цена, максимизирующая прибыль 9
2.2. Ценовая дискриминация 12
2.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли 15
2.4. Отсутствие функции предложения 17
2.5. Последствия государственного регулирования 19
Вывод 20
Список используемой литературы. 21
Приложение 1. Принятые обозначения 22
Рис. 2.12. «Разные объемы предложения продукции по одинаковой цене при максимизации выручки»
Возможна и обратная ситуация, когда одно и тоже количество предлагается по разным ценам (рис. 2.13). Таким образом, на монополизированном рынке нет однозначной зависимости между объемом предложения и ценой товара.
Рис. 2.13. «Одинаковый объем предложения продукции по разным ценам при максимизации выручки»
Различия в ценообразовании на рынках совершенной конкуренции и монополии приводят к тому, что разными оказываются последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования.
Рис. 2.14. «Переложение налога на конкурентном и монополизированном рынках»
Акциз и дотация. На рис. 2.14 показаны результаты введения акциза на обоих рынках при предположении, что рыночный спрос задан прямой линией и график предельных затрат монополии совпадает с графиком отраслевого предложения на конкурентном рынке. В этом случае на монополизированном рынке на потребителя перекладывается меньшая доля налога, чем на рынке совершенной конкуренции. Введение акциза в размере Т сдвигает кривую предельных затрат вверх и увеличивает цену на конкурентном рынке с Pс0 до Pс1, а на монополизированном — с Pм0 до Pм1. Это связано с тем, чтотравновесное сочетание цены и количества на монополизированном рынке определяется пересечением линий MC и MR, а на конкурентном рынке — пересечением линии MC с линией спроса D, которая вдвое положе линии MR. Соответственно предоставление дотации на каждую единицу проданной продукции в рассматриваемом случае снижает цену на монополизированном рынке меньше, чем на рынке совершенной конкуренции.
(2.4)
Первое слагаемое в правой части равенства (2.4) представляет монопольную цену до введения акциза, а второе слагаемое — приращение цены в результате введения акциза; при |eD| > 1 оно больше Т. Если при таком отраслевом спросе монополии предоставить дотацию, то размер снижения цены превысит величину дотации
.
Вывод
С развитием технического прогресса и потребностей людей происходит укрупнение масштабов производства и увеличение разнообразия потребительских благ. То и другое создает возможность полного удовлетворения спроса на конкретное благо одной фирмой. Если в этих условиях фирма может экономическими или административными средствами воспрепятствовать появлению конкурентов, то она становится монополистом.
Особенность положения монополии на рынке проявляется в том, что кривая отраслевого спроса становится кривой спроса на продукцию фирмы. Поэтому, определяя объем выпуска, монополия одновременно определяет цену реализации. В таких условиях равновесная цена зависит от рыночной стратегии фирмы: изменение ее цели сопровождается изменением сочетания цена — выпуск. При стремлении монополии к максимуму прибыли цена будет выше, чем при стремлении к максимуму выручки, а при максимизации нормы прибыли цена превышает цену, максимизирующую прибыль.
Положение единственного продавца позволяет монополии при определенных условиях проводить ценовую дискриминацию. Продажа гомогенного блага по разным ценам увеличивает как объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, так и ее прибыль за счет сокращения потребительских излишков покупателей. Ценовая дискриминация первой и второй степеней ведет к повышению общественной эффективности использования факторов производства, а ценовая дискриминация третьей степени может сопровождаться экономическими потерями для общества.
Поскольку условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных затрат предельной выручке, а предельная выручка при любом объеме выпуска меньше цены спроса, то стремящаяся к максимуму прибыли монополия не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема. Для предотвращения связанных с этим экономических потерь общества используется антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, и устанавливаются правила государственного регулирования естественных монополий. Государственное регулирование цен продукции естественных монополий может сопровождаться необходимостью их субсидирования.
В отличие от рынка совершенной
конкуренции на монополизированном
рынке государственное
АС — средние затраты
еD — показатель эластичности спроса
eS — показатель эластичности предложения
К —количество капитала
L — количество труда
М — бюджет (деньги)
МС — предельные затраты
МР— предельная производительность капитала
МРL — предельная производительность труда
МR — предельная выручка
MU — предельная полезность
Р — цена продукции (блага)
Pi — цена i-го вида продукции (блага)
Q — количество продукции (блага)
QD — объем спроса
Qi — количество i-го вида продукции (блага)
QS — объем предложения
Qex — объем экспорта
Qim — объем импорта
rK — прокатная цена капитала
rL — прокатная цена труда
t — время
ТС — общие затраты
TR — общая выручка
U — полезность
δ — коэффициент эластичности выпуска
ε— коэффициент эластичности замены факторов производства
π— прибыль
Информация о работе Ценообразование в условиях монополистической конкуренции