Центральный Банк РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Файлы: 1 файл

Центральный Банк РФ.docx

— 50.47 Кб (Скачать файл)

В результате проведения Центральным  банком операций на открытом рынке  увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже  ценных бумаг) объем собственных  ресурсов коммерческих банков в отдельности  и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение  стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Среди операций на открытом рынке, осуществляемых центральным  банком, доминируют операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства. Например, в США преобладают операции с казначейскими векселями с  трехмесячным сроком погашения, хотя в  отдельных странах (Японии и Франции) проводятся операции также с негосударственными ценными бумагами.

Наиболее широко операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитного регулирования  используются в США в силу достаточного развития рынка ценных бумаг (и прежде всего, краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государственных облигаций). Возможность  осуществления операций на открытом рынке непосредственно после  принятия решения центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным  для изъятия избыточной массы  из обращения. В этих целях операции на открытом рынке активно проводятся в Германии. В Великобритании же они используются преимущественно  для стабилизации рынка долгосрочных государственных обязательств, что  обусловлено весомой ролью Банка  Англии в качестве банка банков.

Операции на открытом рынке  различаются в зависимости от:

- условий сделки: купля-продажа  за наличные или купля на  срок с обязательной обратной  продажей - так называемые обратные  операции (операции РЕПО);

- объектов сделок: операции  с государственными или частными  бумагами;

- срочные сделки: краткосрочные  (до 3 месяцев) долгосрочные (до 1 года  и более) операции с ценными  бумагами;

- сферы проведения операций: только на банковском секторе  рынка ценных бумаг и на  небанковском секторе рынка;

- способа установления  ставок: определяются ли они центральным  банком и рынком.

В зависимости от условий  сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции.

Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение  дня совершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующей день.

Обратные операции на открытом рынке - операции по купле-продаже центральным  банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее  установленному курсу. Обратные операции, характеризующиеся более мягким воздействием на денежный рынок, являются более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность  и масштабы использования.

Существующие различия в  проведении операций на открытых рынках зависят от двух важнейших факторов:

- институционального, т.е. структуры кредитной системы;

- законодательного, стимулирующего или сдерживаемого осуществление операций с ценными бумагами.

В тех государствах, где  центральные банки ориентируются  на использование данного инструмента  регулирования (Япония, Франция, Италия), правительство стимулирует развитие рынка краткосрочных ценных бумаг, что является важной предпосылкой увеличения масштабов и эффективности операций центрального банка на открытом рынке.

При незначительных объемах  операций на открытом рынке они оказывают  скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность банковской системы и денежное обращение. Однако по мере развития и совершенствования  данного инструмента регулирования  его влияние на количественные параметры  денежного рынка становится все  более ощутимым. Чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка  на открытом рынке является быстрая  реакция на краткосрочные тенденции  развития рынка, позволяющая оказывать  стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения  и экономики в целом.

3.4 Рефинансирование кредитных  организаций

Важным инструментом денежно-кредитной  политики является рефинансирование. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, а  также учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Кредитование банков и установление специальных процентных ставок рефинансирования широко используется в практической деятельности Банка России.

Рефинансирование векселей является важной составляющей политики регулирования количества денег  в обращении. Такая форма рефинансирования заключается в выдаче кредитов, обеспечиваемых товарными векселями. Преимущество последних заключается в том, что они являются инструментом коммерческого  кредита, который поставщик предоставляет  покупателю и который одновременно используется для производства платежей, т.е. представляет собой средство расчетов.

Как расчетный инструмент товарный вексель на протяжении срока  до его оплаты используется вместо денег, благодаря возможности его  обращения или наличия соответствующих  индоссаментов. Важной особенностью векселя  служит то, что все лица, осуществившие  передачу векселя как средства платежа, несут перед его последним  владельцем солидарную ответственность  за оплату долга деньгами. Это делает товарный вексель надежным обеспечением банковских операций, в результате которых коммерческий кредит трансформируется в банковский.

Трансформация осуществляется двумя способами. При первом способе  банк покупает вексель по вексельной цене, которая ниже номинала, т. е. приобретает  вексель с дисконтом в расчете  получить от предъявившего вексель к учету всю вексельную сумму. При втором способе вексель используется как залог при получении кредита. Коммерческий банк может предъявить учтенный им вексель для переучета в центральный банк.

Переучет заключается  в том, что ЦБ РФ покупает у коммерческого  банка учтенный там вексель на условиях обратного выкупа. Используя  механизм переучета векселей, ЦБ РФ имеет возможность проводить  свою кредитную политику, т.е. определять условия, при соблюдении которых  он принимает векселя к переучету  и выдает под их обеспечение кредиты  в порядке рефинансирования.

В частности, ЦБ РФ устанавливает:

- перечень банков, в которых  он принимает к переучету вексель.  Это, как правило, банки, отвечающие  определенным требованиям ЦБ  РФ;

- величину переучетной  ставки или цену предоставленного  кредита;

- лимит принимаемых к  переучету векселей в целом  по стране и в разрезе отдельных  своих территориальных управлений;

- требования к качеству  переучетных векселей.

В зависимости от условий, складывающихся в сфере денежного  обращения, и их соответствия кредитно-денежной политике ЦБ РФ могут изменяться лимиты переучетных операций и размеры  дисконта. Это, в конечном счете, влияет на размер свободных резервов коммерческих банков, а через кредит и банковский мультипликатор - на размер эмиссии.

Согласованные суммы принятых к переучету векселей зачисляются  на корреспондентский счет коммерческого  банка, который обязан выкупить у  территориального управления ЦБ РФ переучетный  вексель не позднее определенного  срока до наступления дня его  оплаты.

Переучет векселей по сравнению  с другими формами рефинансирования непосредственно воздействует на денежное обращение и обладает следующими преимуществами:

сокращает потребность в  деньгах для обслуживания торгового  оборота, так как является средством  расчетов, возникающих в процессе товарного обращения. Каждый вексель, обслуживающий несколько товарных операций, будучи принят на учет и переучет, служит твердым товарным обеспечением эмитируемых ЦБ РФ денег;

влияет через банки  на формирование товарных запасов. Расширение подобных операций с векселями позволяет  торговле формировать дополнительные запасы, а возможность учета и  переучета векселей, выданных торговыми  посредниками отечественным товаропроизводителям, развивает между ними прочные  связи, в то время как рефинансирование в виде ломбардных или других кредитов позволяет гарантировать торговым оптовым посредникам ссуды для  покупки импортных товаров вместо отечественных;

имеет целевое назначение, ибо эмитированные деньги (эмиссия  денег в виде выдачи ЦБ РФ кредита  в порядке переучета товарных векселей) используются для обслуживания хозяйственного оборота, а не для  проведения операций на финансовом рынке.

В процессе реализации денежно-кредитной  политики Банка России, а также  в процессе рефинансирования Банк России может применять прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. При  этом законодательство ограничивает полномочия Банка России в применении количественных ограничений. Они могут применяться  в исключительных случаях в целях  проведения единой государственной  денежно-кредитной политики и только после консультаций с Правительством РФ.

Портфельные ограничения, обязующие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги, являются еще одной мерой административного воздействия в денежно-кредитной сфере.

Рефинансирование центральным  банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда  они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие  на состояние денежно-кредитной  сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в  качестве кредитора последней инстанции  в роли банка банков.

Доступ к кредитам рефинансирования не является свободным. Возможность  получения кредитов и их размер зависят  от ряда факторов, и прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы  страны и финансового положения  кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности.

Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:

1) процентные ставки по  операциям Банка России;

2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования). Нормативы  обязательных резервов не могут  превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;

3) операции на открытом  рынке (купля-продажа Банком России  казначейских векселей, государственных  облигаций и прочих государственных  ценных бумаг, краткосрочные операции  с ценными бумагами с совершением  позднее обратной сделки);

4) рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет  векселей);

5) валютное регулирование  (купля-продажа Банком России  иностранной валюты на валютном  рынке для воздействия на курс  рубля и на суммарный спрос  и предложение денег);

6) установление ориентиров  роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения (установление лимитов  на рефинансирование банков и  проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций).

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической  политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и рынка ссудных  капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность  за стабильность денежного обращения  и курса национальной валюты.

Осуществляя денежно-кредитную  политику, Центральный Банк, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом.

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

· политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

· политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег  в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики  деньгами.

Разработка денежно-кредитной  политики Банком России проводится в  соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Информация о работе Центральный Банк РФ