Центральный Банк РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Файлы: 1 файл

Центральный Банк РФ.docx

— 50.47 Кб (Скачать файл)

Государственная дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. - СПб: Питер, 2001. - С.75..

Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.

Методы денежно-кредитной  политики - это совокупность приемов  и операций, посредством которых  субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной  орган денежно-кредитного регулирования  и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение  денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной  политики.

Современная система методов  денежно-кредитной политики столь  же разнообразна, как и сама денежно-кредитная  политика. Классификацию методов  денежно-кредитной политики можно  проводить по различным признакам.

Прямое и косвенное  регулирование денежно-кредитной сферы

В рамках денежно-кредитной  политики применяются методы прямого  и косвенного регулирования денежно-кредитной  сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме  различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения  и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих  субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток  финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования  денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих  субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность  использования косвенных методов  регулирования тесно связана  со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные  инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Помимо деления методов  денежно-кредитного регулирования  на прямые и косвенные различают  также общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

Общие методы являются преимущественно  косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют  в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как  ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные  методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов  денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они  могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению  кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово  устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия  прямых методов денежно-кредитной  политики зачастую превалируют над  преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому Центральные банки  стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов  денежно-кредитной политики и прибегают  к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов  денежно-кредитной политики. Как  следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной  политики утверждаются законодательным  органом. При этом необходимо учитывать  временной лаг между проведением  того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением  эффекта от его реализации. Эффективность  применения различных типов денежно-кредитной  политики определяется тем, в какой  мере дестабилизация денежного оборота  вызвана «чисто» денежными, а  не общеэкономическими и политическими факторами.

Воздействие субъектов денежно-кредитной  политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном  Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной  политики:

1. Операции на открытом  рынке.

2. Нормативы обязательных  резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от  своего имени Сборник Законов  Российской Федерации. - М.: Изд-во  «ЭКСМО», 2006.


Информация о работе Центральный Банк РФ