Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:14, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Дать понятие устойчивости национальной экономики.
Изучить сущность человеческого капитала и его классификацию
Рассмотреть структуру человеческого капитала и её совершенствование.
Изучить инвестиции в человеческий капитал.
Рассмотреть направления и факторы повышения эффективности человеческого капитала.
В курсовой были использованы следующие методы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.
Объект – человеческий капитал как экономическая категория
Введение 2
Глава I. Теоретические основы человеческого капитала 3
1.2Современные взгляды на теорию человеческого капитала 3
1. 2. Сущность человеческого капитала 4
Глава II. Накопление и совершенствование человеческого капитала 11
2.1. Инвестиции в человеческий капитал 11
2.2.Структура человеческого капитала и её совершенствование 14
Глава III Проблемы человеческого капитала и пути их решения 17
3.1 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала 17
3.2 Пути развития человеческого капитала 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 29
Приложение 1 31
Приложение 2 32
Теоретики, изучающие человеческий капитал, по-разному определяют его состав: И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Добрынин А.И. понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков)7.
Рассмотрев различные точки зрения о составе человеческого капитала, можно выделить следующие элементы изучаемой категории, а именно: образование, профессиональную подготовку, здоровье, мотивацию, доход, общую культуру.
Третья модель, модель структуры человеческого капитала, которая представляет собой описание каждого из элементов рассматриваемой категории и взаимосвязь между ними.
В
экономической литературе существует
несколько подходов к классификации
видов человеческого капитала. Таким
образом, структуру видов человеческого
капитал можно представить
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко
Где ЧК - человеческий капитал;
Ко - капитал образования;
Кз - капитал здоровья;
Кк - капитал культуры.
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
- живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
-
неживой капитал создаётся,
-
институциональный капитал
В зависимости от отрасли применения человеческого капитала выделяют:
-
производственный человеческий
капитал, т.е. капитал,
-
структурный человеческий
-
гуманитарный человеческий
Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. И.В. Ильинский, например, выделяет следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры9.
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается:
1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
2.
Неживой капитал создается,
Таким образом, человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.
Человеческий
капитал формируется, прежде всего,
за счет инвестиций в повышение уровня
и качества жизни населения (рис.2.1).
В том числе - в воспитание, образование,
здоровье, знания (науку), предпринимательскую
способность и климат, в информационное
обеспечение труда, в формирование
эффективной элиты, в безопасность
граждан и бизнеса и
Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться в процессе инвестирования, но морально и материально изнашиваться10.
Формирование конкурентоспособного человеческого капитала напрямую показывает и отражает отношения, которые возникают между субъектами формирования человеческого капитала и индивидом. С одной стороны, они возникают в целях становления, накопления и использования человеческого капитала, а с другой, для получения благ и максимизации общего количества благ, получаемых индивидом, и общего количества ресурсов, отдаваемых им, что способствует экономическому развитию как предприятия, где он работает, так и национальной экономики в целом.
В соответствии с теорией человеческого капитала, дифференциация
заработной платы существует в большой степени из-за различных инвестиций в человеческий капитал.
Инвестиции
в человеческий капитал – любое
действие, которое повышает квалификацию
и способности, или, другими словами,
производительность труда рабочих.
Подобно затратам предпринимателей
на станки и оборудование, затраты,
которые способствуют повышению
чей-либо производительности, можно
рассматривать как инвестиции, ибо
текущие расходы, или издержки, осуществляются
с тем расчетом, что эти затраты
будут многократно
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;
2)
упущенный заработок,
3)
моральный ущерб, так как
Во-первых, расходы на образование – включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.д. – являются наиболее очевидным и, вероятно, наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной12.
Выгоды от образования могут выступать в виде:
а) более высоких заработков в будущем;
б) более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе;
в) высокого престижа профессии или повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в будущем13.
Во-вторых,
расходы на здравоохранение имеют
также большое значение. Хорошее
здоровье – следствие расходов на
профилактику заболеваний, медицинское
обслуживание, диетическое питание
и улучшение жилищных условий
– удлиняет срок жизни, повышает работоспособность
и производительность труда рабочих.
Наконец, расходы на мобильность, благодаря
которым рабочие мигрируют из
мест с относительно низкой производительностью
в места с высокой
Смена
места работы (мобильность) сопровождается
определенными затратами, как материальными,
так и моральными (временная потеря
дохода, поиск новой работы, а
иногда и переезд на новое место
жительства и т.д.). Поэтому смена
места работы связана со значительными
краткосрочными инвестициями в человеческий
капитал. Выгоды при этом могут иметь
долгосрочный характер, если человек
получит более
Модель
человеческого капитала рассматривает
добровольную мобильность как инвестиции,
при которых краткосрочные
2.2.Структура человеческого капитала и её совершенствование
Различные авторы включают в структуру человеческого капитала разное число характеристик. По мнению Т. Мясоедовой, структура человеческого капитала может включать в себя природные способности, здоровье, знания, общую культуру, профессиональные навыки, мотивацию к работе и обучению. Согласно точке зрения А. Добрынина,С. Дятлова и Е. Цыреновой, человеческий капитал представляет собой совокупность следующих факторов: запас здоровья, знания, навыки, способности, мотивации.
Образование
включает в себя все те знания, которые
человек получает на протяжении своей
жизни, то есть общеобразовательные (школьное
образование и
Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья. Элемент «здоровье» можно разделить на такие две составляющие как моральное здоровье и физическое здоровье. Физическое - это все то, что человек получает при рождении и приобретает потом, влияющее на его физиологию, а именно, наследственность, возраст, условия окружающей среды и условия труда. Моральное здоровье обеспечивается морально-психологическим климатом в семье и в коллективе.
Профессиональная подготовка включает в себя квалификацию, навыки и опыт работы.
Мотивация может быть как к обучению, так и к экономической и трудовой деятельности.
Под
доходом подразумевается
Общая культура включает в себя все те индивидуальности, которыми отличается один человек от другого, а в частности это интеллект, творческие способности, воспитание, которое формирует определенные моральные принципы, а так же все те человеческие качества, которые могут повлиять на деятельность предприятия: ответственность, коммуникативность, креативность и даже, как пишет Л. Туроу «уважение к политической и социальной стабильности».16
Все
элементы человеческого капитала связаны
между собой, например, повышая свое
образование, человек увеличивает
и капитал и здоровья, и процент
своего дохода, и повышает общую
культуру. Знания и навыки, которыми
обладает работник и которые приобретены
им благодаря образованию и
Глава 3 Проблемы человеческого капитала и пути их решения
Информация о работе Человеческий капитал: механизмы формирования и развития