Человеческий капитал: механизмы формирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
 Дать понятие устойчивости национальной экономики.
 Изучить сущность человеческого капитала и его классификацию
 Рассмотреть структуру человеческого капитала и её совершенствование.
 Изучить инвестиции в человеческий капитал.
 Рассмотреть направления и факторы повышения эффективности человеческого капитала.
В курсовой были использованы следующие методы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.
Объект – человеческий капитал как экономическая категория

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Теоретические основы человеческого капитала 3
1.2Современные взгляды на теорию человеческого капитала 3
1. 2. Сущность человеческого капитала 4
Глава II. Накопление и совершенствование человеческого капитала 11
2.1. Инвестиции в человеческий капитал 11
2.2.Структура человеческого капитала и её совершенствование 14
Глава III Проблемы человеческого капитала и пути их решения 17
3.1 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала 17
3.2 Пути развития человеческого капитала 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 29
Приложение 1 31
Приложение 2 32

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал курсовая.docx

— 115.24 Кб (Скачать файл)

     Интенсификация  инновационных процессов в экономике, широкое распространение информационных и компьютерных технологий, ин-теллектуализация труда, глобализация экономической активности приводят к неизбежной трансформации содержания и структуры человеческого капитала, характера влияния его активов на экономическое развитие, вносят коррективы в процесс его формирования, накопления и условия эффективной практической реализации. Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования и саморазвития, результатом чего является усиление качественных характеристик человеческого капитала. Если ранее основное значение для экономического развития имела образовательная составляющая человеческого капитала, то на современном этапе она трансформируется и включается в механизм воздействия человеческого капитала на экономическое развитие посредством его инновационных компонентов.

     Существует  корреляционная зависимость между  различными составляющими человеческого  капитала. Так, например, состояние  здоровья как важнейшего капиталообразующего  актива связано не только с внешними факторами, но и с уровнем образования, культуры, мотивационными и ценностными  установками и т.д. Следует отметить, что затраты на охрану и укрепление здоровья не накапливаются, а выступают  как часть текущих затрат, осуществляемых с целью воспроизводства человеческого  капитала определенного качества и  поддержания нормальной жизнедеятельности  его носителя — человека.

     В современных условиях актуализируется  значимость развития сферы культуры в подготовке к функционированию человеческого капитала, усилении социальной мобильности человека, формировании его нравственных, эстетических потребностей, становлении и развитии личности 18.

     Исследование  человеческого капитала как совокупности взаимосвязанных и взаимодополняемых  компонентов, каждому из которых  соответствует определенный вид  инвестиций, позволяет обосновать необходимость  комплементарности инвестиций в  сфере воспроизводства человеческого  капитала, а также выдвинуть гипотезу о возникновении внутреннего  синергетического эффекта как результата взаимовлияния накопления различных  его активов.

     Анализ  реальных процессов воспроизводства  человеческого капитала в 
развитых странах показывает, что государство, являясь одним из главных его субъектов, осуществляет вложения колоссальных ресурсов в формирование и развитие национального человеческого капитала. В отличие от других субъектов, оно в большей мере заинтересовано в повышении его количественных и качественных параметров, поскольку именно высококвалифицированные работники и успешные предприниматели являются гарантом достижения высокой экономической эффективности, что ведет к увеличению объемов общественного производства и в целом к экономическому росту. С этих позиций человеческий капитал рассматривается как объект перспективных и чрезвычайно важных инвестиций, обладающих свойствами не только внутреннего синергетического, но и внешнего эффектов. При этом внешние эффекты, производные от накопления человеческого капитала, находят свое отражение на микро-, макро- и мегауровнях развития экономики.

     3.2 Пути развития человеческого капитала

     Инвестициями  в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения  производительности труда. Таким образом, к  инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание  здоровья, на получение общего и  специального образования; затраты, связанные  с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

     Экономисты  выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью19.

Существует  также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического  формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее  образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение  и перемещение рабочей силы.

      Из  всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование  улучшают качество, повышают уровень  и запас знаний человека, тем самым  увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование  способствуют формированию  высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

      Сегодня одним из важнейших компонентов  вложений в человеческий капитал  во всех странах являются расходы  на обучение на производстве. В любом  обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять  квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование  независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

        Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно различают формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

        Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

     Инвестиции  в человеческий капитал имеют  ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.
  2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
  3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
  4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
  5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
  6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества20[.

     К инвестициям в человеческий капитал  сегодня актуально относить и  расходы на   фундаментальные  научные разработки. В процессе развития науки не только создаются  интеллектуальные новации, на основании которых затем  формируются новые технологии  производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих  людей как  хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.

       Культура (в том числе религиозная культура) накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие  встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий.  Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и  духовно-моральную структуру.

       Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

     И главным условием роста продуктивности труда наемных работников должно стать повышение оплаты труда. Приведенные  выше соображения об изменении роли труда в процессе производства создают  теоретические предпосылки для  того, чтобы рассматривать такую  цель как стратегически важнейшую  с точки зрения обеспечения высоких  темпов роста. Статистика также говорит  о том, что в развитых странах, которые уже вступили в эпоху  раннего постиндустриализма доля зарплаты в ВВП значительно выше, чем  в Беларуси. Однако нормальное функционирование закрытой экономики при высоком  уровне оплаты труда, который в западных странах превышает 70% ВВП, невозможно из-за низкого уровня доходности капитала. Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики капитал развитых стран «дополучает» прибыль, используя  более дешевый труд работников в  бедных странах. Правительства развитых стран активно поддерживают в  этом свои национальные (по признаку получения прибыли и структуре управления) компании, которые формально считаются транснациональными.

     По  нашему мнению, для оценки возможностей повышения оплаты труда наемного работника путем изменения пропорций  деления полученного дохода можно  использовать оценки оптимального размера  налогового бремени государства  для предпринимателей. Обосновать такой  подход можно схожестью ситуации: капитал как бы обкладывает труд налогом, изымая часть добавленной  стоимости в виде факторного дохода. Мы считаем, что предпринимательская  активность на макроуровне и производительность труда наемных работников определяются ставкой налогообложения (долей  «изъятого» дохода). Согласно кривой Лаффера, при превышении критического значения — предельной налоговой ставки —  снижаются стимулы к расширению производства, уменьшается доля прибыли, предъявляемая к налогообложению, а часть налогоплательщиков полностью  переходит в «теневой» сектор экономики. Результат этого —  снижение налоговых поступлений. Представляется, что на производительность труда  аналогично воздействуют пропорции  распределения получаемого дохода.

       Другим важным фактором развития человеческого капитала является институт образования, которое в современном мире выходит за рамки традиционной образовательной системы, превращаясь в «обучение в течение всей жизни». Белорусская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В белорусских вузах ведется всего 4,5% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы.

     Естественным  препятствием для инвестирования предприятий  в развитие своего человеческого  капитала является вероятность того, что вложения в образование работников могут оказаться бессмысленными и даже весьма вредными, поскольку, получив более высокую квалификацию, они смогут перейти на работу в  конкурирующие фирмы. Данная проблема особо остро стоит перед компаниями в западных странах, что объясняется  мобильностью рабочей силы, которая  может свободно перемещаться в границах страны или группы стран (например, ЕС) при наличии вакансий с лучшими  условиями оплаты труда. Для российских фирм, в первую очередь крупных, регионообразующих промышленных предприятий, указанная проблема не так болезненна. С одной стороны, это объясняется особенностями ментальности русских, формировавшейся в условиях прикрепления крестьян к земле, традиционного общинного уклада жизни, диктовавшегося экономической целесообразностью, системы прописок в советский период. С другой — переезд в другое место связан и с объективными трудностями: необходимостью приобретения жилья, отсутствием средств на переезд и т.д. Таким образом, затраты на образование своих работников вряд ли станут косвенными инвестициями в развитие других фирм. К тому же в России квалифицированные преподаватели готовы работать с высокой отдачей за весьма скромное вознаграждение, а значит, сами затраты не будут для предприятий непосильными.

       В международном масштабе проблема страны, обеспечивающей высокое качество образования, заключается в том, что существует вероятность утечки квалифицированных работников за рубеж, где компании будут готовы предоставить эмигранту жилье и более высокую зарплату.

Информация о работе Человеческий капитал: механизмы формирования и развития