Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:14, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Дать понятие устойчивости национальной экономики.
Изучить сущность человеческого капитала и его классификацию
Рассмотреть структуру человеческого капитала и её совершенствование.
Изучить инвестиции в человеческий капитал.
Рассмотреть направления и факторы повышения эффективности человеческого капитала.
В курсовой были использованы следующие методы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.
Объект – человеческий капитал как экономическая категория
Введение 2
Глава I. Теоретические основы человеческого капитала 3
1.2Современные взгляды на теорию человеческого капитала 3
1. 2. Сущность человеческого капитала 4
Глава II. Накопление и совершенствование человеческого капитала 11
2.1. Инвестиции в человеческий капитал 11
2.2.Структура человеческого капитала и её совершенствование 14
Глава III Проблемы человеческого капитала и пути их решения 17
3.1 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала 17
3.2 Пути развития человеческого капитала 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 29
Приложение 1 31
Приложение 2 32
Интенсификация
инновационных процессов в
Существует
корреляционная зависимость между
различными составляющими человеческого
капитала. Так, например, состояние
здоровья как важнейшего капиталообразующего
актива связано не только с внешними
факторами, но и с уровнем образования,
культуры, мотивационными и ценностными
установками и т.д. Следует отметить,
что затраты на охрану и укрепление
здоровья не накапливаются, а выступают
как часть текущих затрат, осуществляемых
с целью воспроизводства
В современных условиях актуализируется значимость развития сферы культуры в подготовке к функционированию человеческого капитала, усилении социальной мобильности человека, формировании его нравственных, эстетических потребностей, становлении и развитии личности 18.
Исследование
человеческого капитала как совокупности
взаимосвязанных и
Анализ
реальных процессов воспроизводства
человеческого капитала в
развитых странах показывает, что государство,
являясь одним из главных его субъектов,
осуществляет вложения колоссальных ресурсов
в формирование и развитие национального
человеческого капитала. В отличие от
других субъектов, оно в большей мере заинтересовано
в повышении его количественных и качественных
параметров, поскольку именно высококвалифицированные
работники и успешные предприниматели
являются гарантом достижения высокой
экономической эффективности, что ведет
к увеличению объемов общественного производства
и в целом к экономическому росту. С этих
позиций человеческий капитал рассматривается
как объект перспективных и чрезвычайно
важных инвестиций, обладающих свойствами
не только внутреннего синергетического,
но и внешнего эффектов. При этом внешние
эффекты, производные от накопления человеческого
капитала, находят свое отражение на микро-,
макро- и мегауровнях развития экономики.
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
Существует
также деление инвестиций в человеческий
капитал на вещественные и невещественные.
К первым относятся все затраты,
необходимые для физического
формирования и развития человека (издержки
рождения и воспитания детей); ко вторым
– накопленные затраты на общее
образование и специальную
Из
всех видов инвестиций в человеческий
капитал наиболее важными являются
вложения в здоровье и в образование.
Общее и специальное
Сегодня
одним из важнейших компонентов
вложений в человеческий капитал
во всех странах являются расходы
на обучение на производстве. В любом
обучающем проекте до 80% знаний приходится
на самостоятельное обучение. Особенно
это относится к профессиям специалистов
– исследователей, учителей, инженеров,
экспертам по компьютерам и т.д.,
которые призваны непрерывно обновлять
квалификацию через индивидуальное
изучение литературы, использование
независимых обучающих
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно различают формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.
К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.
Культура (в том числе религиозная культура) накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуру.
Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
И
главным условием роста продуктивности
труда наемных работников должно
стать повышение оплаты труда. Приведенные
выше соображения об изменении роли
труда в процессе производства создают
теоретические предпосылки для
того, чтобы рассматривать такую
цель как стратегически важнейшую
с точки зрения обеспечения высоких
темпов роста. Статистика также говорит
о том, что в развитых странах,
которые уже вступили в эпоху
раннего постиндустриализма доля зарплаты
в ВВП значительно выше, чем
в Беларуси. Однако нормальное функционирование
закрытой экономики при высоком
уровне оплаты труда, который в западных
странах превышает 70% ВВП, невозможно
из-за низкого уровня доходности капитала.
Очевидно, что в условиях глобализации
мировой экономики капитал
По
нашему мнению, для оценки возможностей
повышения оплаты труда наемного
работника путем изменения
Другим важным фактором развития человеческого капитала является институт образования, которое в современном мире выходит за рамки традиционной образовательной системы, превращаясь в «обучение в течение всей жизни». Белорусская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В белорусских вузах ведется всего 4,5% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы.
Естественным
препятствием для инвестирования предприятий
в развитие своего человеческого
капитала является вероятность того,
что вложения в образование работников
могут оказаться бессмысленными
и даже весьма вредными, поскольку,
получив более высокую
В международном масштабе проблема страны, обеспечивающей высокое качество образования, заключается в том, что существует вероятность утечки квалифицированных работников за рубеж, где компании будут готовы предоставить эмигранту жилье и более высокую зарплату.
Информация о работе Человеческий капитал: механизмы формирования и развития