Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

1 Сущность человеческого капитала, его виды и формы………………..........4
2 Формирование и накопление человеческого капитала……………………...9

3 Реализация человеческого фактора,
воздействие на рыночную экономику………………………………………....17

3.1 Реализация концепции развития человеческого
капитала в Республике Беларусь…………………………………………..19
3.2 Пути развития человеческого капитала…………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………….……..29

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 175.18 Кб (Скачать файл)

Человеческий  капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов  и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также  то, что влияет на работоспособность  человека и способствует увеличению производительности труда.

Конкурентоспособный человеческий капитал позволяет  получать наибольший доход в выбранной  его владельцем сфере деятельности, то есть обладает наибольшей эффективностью. Для целенаправленной деятельности по формированию и использованию  человеческого капитала необходимо определиться с критериальным выражением его эффективности. Эта задача усложняется тем, что существует множество факторов, влияющих на эффективность человеческого капитала, вместе с тем не представляется возможным охарактеризовать её одним критерием. Определение критериального выражения эффективности человеческого капитала возможно путем выявления частных критериев эффективности и объединения их в один обобщённый. Выражение обобщенного критерия эффективности позволит определить детерминанты, соответствующие частным критериям эффективности и детализировать характеристики, от которых они зависят.

В качестве основных показателей человеческого капитала исследователи выделяют образование, здоровье, производственную подготовку и миграцию, то есть отмечают их значимость как частных критериев эффективности  человеческого капитала.

Все характеристики критериев эффективности человеческого капитала сведены в таблицу 2.2, с определением их на уровне индивида, фирмы и государства.

Обобщённый  критерий эффективности человеческого  капитала, который является функцией частных критериев (образования, здоровья, профессиональной подготовки, миграции), может быть представлен в следующем  виде.

 

W = f (W1, W2, W3, W4)                                            (2.1)

 

Где

W – обобщённый критерий эффективности человеческого капитала;

W1, – частный критерии эффективности образования в интегративном эффекте человеческого капитала;

W2, W3, W4 – соответственно частные критерии здоровья, профессиональной подготовки и миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 – Критерии эффективности человеческого капитала

Критерии эффективности человеческого капитала

Характеристики критериев эффективности человеческого капитала

Индивид

Фирма

Государство

 

 

 

1.Образование

1.Уровень формального образования (количество лет обучения).

2.Знания и интеллект.

3.Научные результаты и статус.

1.Численность  и доля специалистов с высшим образованием.

2.Образовательная ёмкость производства.

1.Численность выпускников учебных заведений.

2.Доля лиц с высшим и средним специальным образованием.

3.Средняя продолжительность обучения.

 

 

 

 

2.Здоровье

1.Наследственность.

2.Образ жизни.

3.Экологические условия.

4.Эффективность системы здравоохранения.

1.Количество оздоровительных и спортивных мероприятий для сотрудников.

2.Число мероприятий по охране труда.

1.Средняя ожидаемая продолжительность жизни.

2.Экологические условия жизни.

3.Масштабы профилактических мероприятий.

4.Уровень развития массовой физической культуры и спорта.

 

3.Производственная подготовка

1.Уровень грамотности

2.Продолжительность обучения на производстве.  

1.Фонд времени подготовки на рабочем месте.

1.Профессионально-квалификационная структура.

2.Ожидаемая продолжительность трудовой жизни.

 

 

4.Миграция

1.Личная мобильность (профессиональная, межотраслевая, территориальная).

2.Средний стаж работы на одном месте.

1.Внутрифирменная мобильность (ротация кадров) – горизонтальная и вертикальная.

2.Текучесть кадров. 3.Средний производственный стаж персонала.

1.Масштабы профессиональ-ной, межотраслевой, территориальной мобильности.

2.Масштабы международной мобильности (эмиграция, иммиграция, «утечка умов»).

3.Средняя продолжительность работы на одном рабочем месте.


Источник: [3, с. 241]

 

Критерий эффективности  человеческого капитала есть показатель его эффективности, который зависит  от частных критериев, каждый из которых  определяет интегративное качество одного из аспектов человеческого капитала.

Критерий эффективности человеческого капитала есть показатель его эффективности, который зависит от частных критериев, каждый из которых определяет интегративное качество одного из аспектов человеческого капитала. Конкурентоспособную форму человеческого капитала целесообразно оценивать следующими частными критериями: W1 – образование, W2 – здоровье, W3 – профессиональная подготовка, W4 – миграция. При этом, для того, чтобы конкурентоспособная форма человеческого капитала состоялась, необходимо обеспечить подмножества определенных значений {ωi1, ωi2, ... ωij, ... ωin} его характеристик.

Исследования  позволили получить общую форму  обобщённого критерия эффективности  человеческого капитала как функции  частных критериев эффективности  детерминантов человеческого капитала, которые, в свою очередь, являются функциями  критериев эффективности характеристик детерминантов человеческого капитала. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения системно-позитивного анализа подмножеств характеристик детерминантов человеческого капитала, а также выявление показателей влияния характеристик и детерминантов на обобщённый критерий, что позволит максимизировать эффективность человеческого капитала, выявлять его наиболее эффективные формы, определять ориентиры его совершенствования.

Таким образом, система формирования конкурентоспособного человеческого капитала должна включать современные стратегии переобучения, которые основываются на том, что  наиболее эффективны вложения в общую  подготовку, обеспечивающую гибкость и лёгкость ориентации в рыночных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА,  ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

 

Человеческий фактор – это реальная, действующая живая производительная сила, личность, которая работает. Сущностный признак «личного фактора», раскрывающий его функциональное назначение, состоит в том, что он соединяется с вещественным фактором, приводит в движение средства производства. За пределами процесса труда, строго говоря, нет человеческого фактора. Может быть только индивид, обладающий рабочей силой, то есть потенциальный работник.

В развитии личного  фактора общественного производства можно выделить две ступени: первая, когда работник, выполняя от начала до конца весь набор операций по изготовлению продукта, выступал как  единичный; вторая, когда с появлением подетального и пооперационного разделения труда его производственная деятельность становилась лишь частью общего труда по созданию готовых изделий и услуг, а сам он при этом превращался в часть совокупного работника [1, с. 181].

Человеческий  потенциал в социально-экономической системе трактуется не только в качестве меры воплощенных в человеке способностей к трудовой деятельности и качественных характеристик, но и в качестве меры для раскрытия творчески-созидательного потенциала человека как личности и члена социума, т.е. меры достигнутого уровня человеческого развития и возможностей для реализации.

Таким образом, человеческий потенциал включает в себя следующие характеристики:

    • социально-организационный уровень – человеческий потенциал выступает как человеческие ресурсы;
    • экономический уровень – как человеческий капитал;
    • социально-экологический – как жизненный потенциал;
    • духовно-практический – как личностный потенциал.

В экономической  теории взаимоотношения труда и  капитала – основных факторов производства – занимают особое место. Принципы распределения производимого продукта касаются практически всех членов общества – от малоквалифицированных наемных работников до крупнейших собственников. Доминирующее в современной  белорусской экономической науке и образовании неоклассическое учение дает однозначный «рецепт» оптимального распределения. В соответствии с ним максимальная эффективность использования производственных ресурсов достигается, когда каждый фактор производства вознаграждается согласно своей предельной производительности, то есть пропорционально степени участия в создании добавленной стоимости [1, с. 181].

В эпоху  развитого индустриализма важными  факторами роста являлись концентрация труда и капитала, насыщение производства оборудованием, то в настоящее время  высоких технологий, темпах обновления производства и сфере услуг, можно говорить о том, что происходит трансформация самого традиционного понимания капитала и труда. Ранее накопление капитала осуществлялось в течение жизни нескольких поколений владельцев предприятия. Теперь самый крупный капитал может создаваться практически моментально и при вложении в дело незначительного первоначального капитала.

Чтобы наглядно отобразить влияние происходящих изменений  на экономическую теорию, воспользуемся  интенсивной производственной функцией. Пусть два предприятия имеют  равные по стоимости и физическим параметрам производственные площади. Владельцы предприятий вложили  капитал в размере К в различные технологии (оборудование плюс «ноу-хау»). При этом первый владелец купил «старую» технологию, которая характеризуется меньшей производительностью по сравнению с некой «новой» технологией, купленной вторым владельцем. Подобная ситуация, когда на рынке присутствуют одновременно две технологии, реализующие одинаковые функции, но обеспечивающие разную производительность, становится реальностью. Появление «новой» технологии снижает стоимость «старой». Именно в течение этого времени, пока рынок не оценил возможности «новой» технологии, первое предприятие и может купить «старую» технологию по цене «новой» (или даже дороже). Постоянное обновление технологии ускоряющимися темпами будет только повышать остроту проблемы. Если на обоих рассматриваемых предприятиях работает одинаковое количество работников, то капиталовооруженность труда будет одинаковой. Однако кривая производственной функции второго предприятия будет располагаться выше, чем производственная функция первого (рисунок 3.1) [9, с. 182].

 

 

                      y



                                   «новая» 


             технология



             «старая»


                                                  технология


                       0                                              k


                                               К

Рисунок 3.1 – Кривая производственной функции.

 

Таким образом, при одинаковой капиталовооруженности труда предприятий одной отрасли промышленности будет нарушаться принцип единственности оптимального распределения прибыли между трудом и капиталом, поскольку при одной капиталовооруженности наклон касательной к данным кривым будет разным.

Главной проблемой  становится разработка методов оценки вклада работников в создание капитала предприятия. Оценивать рост капитала очень сложно, если вообще возможно, поскольку основной капитал может  обесцениваться по-разному по отношению  к нескольким технологиям. Критерий изменения стоимости компании на рынке ценных бумаг (рыночной капитализации), который часто используется для  оценки работы управленцев высшего  звена, не может применяться напрямую, так как даже сохранение рыночной стоимости капитала можно считать  его ростом, поскольку при сохранении «старой» технологии капитализация  предприятия снижается.

 В подобной  ситуации представляется целесообразным  строить систему распределения  так, чтобы работники получали  достаточные материальные стимулы  для выполнения, в том числе  и новых задач, которые ставит  перед ними новая экономика. 

 

3.1 Реализация концепции развития  человеческого капитала в Республике Беларусь

Республика  Беларусь, всё больше интегрируясь в мирохозяйственные отношения, неизбежно подходит к необходимости социально-экономической парадигмы развития, где человек становится не просто средством, фактором экономического роста, но его главной целью и ценностью. Для реализации означенных принципов необходима кардинальная структурная перестройка экономики на основе новейших достижений научно-технического прогресса и эффективного использования интеллектуального потенциала нации. В этой связи назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостную оценку научно-технического и образовательного потенциала с позиций эффективности использования человеческого капитала.

Состояние человеческого капитала в научной сфере определяется как в натуральных показателях (численность персонала, занятого исследованиями и др.), так и стоимостных, отражающих затраты на НИОКР, а также расходы промышленных предприятий на технологические инновации.  По данным государственной статистики, среднегодовое количество научных работников уменьшилось с 1950 по 1998 г. в абсолютном значении в 2,5 раза, а после этого изменяется незначительно. Что касается соотношения исследователей, техников, вспомогательного персонала и прочих, то в 2008 г. оно составляло 58,6; 7,2; 20,5 и 13,7% соответственно (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками(%)

Численность персонала

В том числе:

Год

1998

2000

2004

2006

2008

исследователи

59,0

60,2

59,2

60,5

58,6

техники

8,1

7,8

7,2

7,4

7,2

вспомогательный персонал

20,5

20,5

20,3

18,7

20,5

прочий персонал

12,4

11,5

13,3

13,4

13,7


Источник: [12, с. 56].

 

Среди исследователей – 4% докторов и 16,8% кандидатов наук, 79,2% не имеют ученей степени.

Распределение численности научных работников показывает, что основная их часть (около 60%) сконцентрирована в технических  науках (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Численность исследователей по областям науки(%)

 

Годы

В том числе по областям науки

естествен-ные

технические

медицин-ские

сельско-хозяйственные

обществен-ные

гуманитарные

2000

23,8

54,4

6,3

5,7

7,0

2,8

2005

22,4

56,8

4,6

6,9

6,6

2,7

2006

21,1

59,1

5,3

6,3

6,5

1,7

2007

19,5

60,8

5,2

6,1

6,4

2,0

2008

19,7

59,5

5,2

6,4

7,2

2,0


Источник: [12, с. 56].

 

Вместе  с тем обеспеченность их кадрами  высшей квалификации наименьшая. К началу 2009 г. доля докторов наук в этой сфере составляла 1,8%, кандидатов наук – 8,6%. без степени – 89,6%. Это тревожная тенденция, учитывая тот факт, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 г. №315 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь» исследования в данной области снесены к приоритетным.

Информация о работе Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях