Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа
Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность человеческого капитала, его виды и формы………………..........4
2 Формирование и накопление человеческого капитала……………………...9
3 Реализация человеческого фактора,
воздействие на рыночную экономику………………………………………....17
3.1 Реализация концепции развития человеческого
капитала в Республике Беларусь…………………………………………..19
3.2 Пути развития человеческого капитала…………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………….……..29
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.
К инвестициям
в человеческий капитал сегодня
актуально относить и расходы
на фундаментальные научные
Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
В процессе воспроизводственного движения человеческий капитал совершает естественный, экономический и инновационный обороты. Такой циклический характер проявляется в трех главных видах: естественном, обусловленном выбытием и заменой персонала при завершении периода их трудовой деятельности; экономическом, вызванном обновлением традиционно применяемой технологии, техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождающийся подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне; инновационном, определенном качественным обновлением основных средств производства, совершенствованием организации труда и. соответственно обучением сотрудников новым специальностям, повышением их профессионализма, улучшением качества и ростом производительности труда.
Функциональный кругооборот совершается посредством жизнедеятельности его носителя-человека, производительные силы которого принимают в процессе воспроизводственного движения различные функционально-логические формы.
Кругооборот имеет 7 стадий:
Повторявшийся и возобновляемый в каждом новом цикле функциональный оборот человеческого капитала называется общим оборотом индивидуального человеческого капитала. Интеграция последнего в единый процесс общественного воспроизводства называется общим оборотом совокупного человеческого капитала. Общий оборот индивидуального и совокупного капитала обеспечивает воспроизводство национального богатства страны, общества, всех сфер жизнедеятельности, а также их развитие.
Одним из основных
факторов развития экономики, помимо накопления
капитала, естественного увеличения
численности населения и роста
производительности труда, выступает
технический прогресс. Данный фактор
тесно переплетается с
Таким образом,
процесс воспроизводства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.
Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им, благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту.
Уровень экономического развития все в большей степени определяется состоянием нематериальных форм богатства, творческим потенциалом человека и сфер, обеспечивающих развитие личности и формирование нового знания.
Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.
Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ореховский, П.А. Общая экономическая теория. Ч.1. – Обнинск: МАСЗ, 2000. – 181с.
2 Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2004. – 384 с.
3 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М. : «Дело ЛТД», 2003. – 864с.
4 Человеческий
капитал и его роль в
5 Бондарь,
А.В. Человеческий капитал:
6 Андреев,
Б.Ф. Системный курс
7 Иохин, В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и макроэкономический анализ: Учебник. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 512с.
8 Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с.
9 Козырев,
В.М. Основы современной
10 Бусел, Н.Н.
Республика Беларусь в
11 Базылева, М.Н. Человеческий, социальный и интеллектуальный капитал: соотношение понятий и роль в развитии трудовых отношений / М.Н. Базылева // Экономика и управление. – 2008. – № 2. – С. 134 – 140.
12 Соколова
Г. Состояние и использование
человеческого капитала в
13 Соколова Г. Человеческий капитал как экономичекая категория современности / Г. Соколова // Наука и инновация. – 2010. – № 6. – С. 57-59.
14 Ванкевич, Е.В. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал Беларуси / Е.В. Ванкевич, В.Л. Шарстнев, И.А. Войтеховская // Веснiк БДЭУ. – 2009. – № 4. – С. 43-49.
15 Хмельницкий,
С.А. Эволюция экономической
16 Киргиз, Ю.Б.
Взаимосвязь человеческого
17 Николаева И.П. Экономическая теория. /– М.: Финстатинформ, 2002г.
18 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. / СибУПК, 1999.
Информация о работе Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях