Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

1 Сущность человеческого капитала, его виды и формы………………..........4
2 Формирование и накопление человеческого капитала……………………...9

3 Реализация человеческого фактора,
воздействие на рыночную экономику………………………………………....17

3.1 Реализация концепции развития человеческого
капитала в Республике Беларусь…………………………………………..19
3.2 Пути развития человеческого капитала…………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………….……..29

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 175.18 Кб (Скачать файл)

Одним из главных стоимостных показателей научно-технического потенциала республики является доля затрат ВВП на научные исследования и разработки (таблица 3.3).

Таблица 3.3 – Затраты Республики Беларусь на научные исследования и разработки из всех источников финансирования

Затраты на научные исследования и  разработки (млрд. руб.)

Годы

2000

2004

2005

2006

2007

2008

в фактически действовавших ценах

66,0

313,7

441,5

523,7

934,8

962,4

в постоянных ценах 2000 г.

66,0

75,2

89,0

95,3

150,6

128,6

в процентах к ВВП

0,72

0,63

0,68

0,66

0,96

0,75


Источник: [12, с. 56].

 

Как известно, наукоемкость ВВП в Великобритании и Франции составляет более 2%, а в США и Германии - около 3%. Примерно на этом уровне он был в 1990 г. в Беларуси.

Важным  стоимостным показателем является структура текущих затрат на научные  исследования и разработки по видам  работ (таблица 3.4).

Таблица 3.4 – Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ(%)

 

 

Годы

Виды исследований

фундаментальные

прикладные

Разработки

2000

19,0

24,0

57,0

2004

20,3

30,2

49,5

2005

20,4

29,0

50,6

2006

17,7

25,7

56,6

2007

15,8

23,9

60,3

2008

14,7

26,0

59,3


Источник: [12, с. 56].

 

 Она свидетельствует о том, что более половины средств направляется на создание новой продукции и технологий, проведение опытно-кондукторских и опытно-технологических изысканий. На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, затрачивается от 1/6 до 1/5 выделяемого финансирования.

Анализ взаимосвязи  натуральных и стоимостных показателей  научно-технического развития свидетельствует об экономическом обороте человеческого капитала в Беларуси, основанном на воспроизведении традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого капитала его активы, представляющие собой научно-технический потенциал, недостаточны, поскольку его инвестиционные показатели ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.

Совокупный  человеческий капитал в сфере образования определяется как в натуральных показателях (численность и доля людей со средним, высшим и средним специальным образованием, структура уровней образования, число лет обучения и др.), так и в стоимостных, отражающих образовательную емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования. Уровень общеобразовательной и специальной подготовки – один из наиболее значимых индикаторов, характеризующих человеческий капитал в этой сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило по итогам переписи населения 10, в то время как в России – 10,3. а в ведущих странах мира – 14.

Что же касается образовательной структуры человеческого  капитала в республике, то в конце XX в. лиц с высшим образованием насчитывалось 14,1% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше: со средним специальным – 22,6%, то есть в сумме 36,7% против 60% в США [12].

Таблица 3.5 – Структура образования в Республике Беларусь по уровням образования(%)

Всего учащихся, в том числе:

2000

2004

2005

2006

2007

2008

Обучающихся в дошкольных учреждениях

15,6

15,7

16,1

16,6

16,8

17,3

Учащихся общеобразовательных школ

61,7

56,5

54,9

53,3

52,3

509

Учащихся ПТУ

5,5

5,1

5,1

5,1

4,8

4,7

Учащихся ссузов

6,0

6,9

6,9

7,0

7,1

7,4

Учащихся вузов

11,2

15,8

17,0

18,0

19,0

19,7


Источник: [12, с. 56].

 

Таким образом, позитивная тенденция перестройки  внутренней структуры в пользу высшей школы имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос востребованности этого образования в инновационно реформируемой экономике.

Важный  стоимостный показатель состояния человеческого капитала в данной сфере – доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь (таблица 3.6).

Таблица 3.6 – Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование

Расходы в процентах по отношению:

 

2000

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

к ВВП

6,2

6,1

6,4

6,0

5,7

5,2

к общим расходам

17,4

13,7

13,0

12,3

11,5

10,7


Источник: [12, с. 57].

 

С 2006 г. она  начала снижаться, однако, по предварительной  оценке ЮНЕСКО, остается сопоставимой с мировыми показателями (Швеция – 7,8%. Франция – 5,8%, Германия – 4,6%. Канада – 5,5%, Польша – 5%), которые являются порогом эффективности, позволяющим обеспечивать экономический рост на инновационной основе.

Вторым  стоимостным показателем состояния  человеческого капитала в области  образования выступает структура затрат на различные его виды (таблица 3.7).

Таблица 3.7 – Структура государственных расходов на образование(%)

Расходы на образование

2000

2004

2006

2008

дошкольное

21,0

17,0

16,2

16,2

среднее общее

41,4

45,5

45,7

45,5

Профессионально-техническое

7,6

6,8

6,6

6,5

среднее специальное

5,3

6,1

6,2

6,5

высшее

9,6

11,60

13,3

15,7

Прочие расходы

15,1

13,0

12,0

9,6


Источник: [12, с. 57].

 

 Анализ данных таблицы свидетельствует о постоянной тенденции роста доли расходов на высшее и среднее специальное образование: в 2008 г. она составляла 1/5 выделенных средств. К сожалению, это не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в инновационной деятельности. Эффективность инвестиций в образование может быть увеличена за счет перестройки внутренней структуры в пользу повышения доли востребованного высшего образования.

Состояние совокупного человеческого капитала в области здравоохранения определяется как в натуральных показателях (средняя продолжительность жизни, смертность населения по разным причинам, естественный прирост (убыль), масштабы профилактических мероприятий и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на здравоохранение от ВВП, затраты на государственные (комплексные и целевые) программы. По данным ВОЗ, состояние здоровья на 49-53% определяется образом жизни человека и его личностным выбором в пользу благоприятных или неблагоприятных для него альтернатив; на 18-22% – генетическими и биологическими факторами, на 17-20% – экологической средой, на 8-10% – качеством медицинской помощи и эффективностью профилактических мер.

Таблица 3.8 – Рождаемость, смертность и естественный прирост (убыль) населения

Годы

На 1 тыс. человек

 

родилось

 

умерло

Естественный прирост, убыль(-)

Все население

1990

14,0

10,8

3,2

1995

9,9

13,1

-3,2

2000

9,4

13,5

-4,1

2005

9,2

14,5

-5,3

2006

9,9

14,2

-4,3

2007

10,7

13,7

-3,0

2008

11,1

13,8

-2,7

Городское население

1990

15,1

7,5

7,6

1995

10,1

9,6

0,5

2000

9,8

10,0

-0,2

2005

9,4

10,8

-1,4

2006

10,1

10,7

-0,6

2007

109,

10,4

0,5

2008

11,5

10,6

-0,1

Сельское население

1990

11,7

17,3

-5,6

1995

9,6

20,6

-11,0

2000

8,5

21,6

-13,1

2005

8,9

24,1

-15,2

2006

9,6

23,6

-14,0

2007

10,1

22,6

-12,5

2008

10,3

22,9

-12,6


Источник: [12, с. 58].

 

Данные республиканского социологического мониторинга института социологии НАН Беларуси (2002-2009 гг.) свидетельствуют о том, что значимость здоровья как ресурса и капитала возрастает в ситуациях социально-экономической нестабильности, когда людям приходится активизировать свою трудовую и экономическую активность для сохранения и поддержания уровня и качества жизни (для этого как минимум нужно быть здоровым и трудоспособным).

Таким образом, анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей свидетельствует о сохранении экономического оборота человеческого капитала в сферах науки и образования, а также об отрицательной динамике естественного оборота в сфере здравоохранения за счет снижения продолжительности жизни населения нашей страны. Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением стратегии и тактики инновационного развития нашей страны. В сфере науки – это увеличение расходов на НИОКР до 2% ВВП и формирование кадрового потенциала по приоритетным направлениям научно-технического развития. В области образования – привлечение инвестиций в среднее специальное и высшее образование в соответствии с запросами Формирующегося инновационного рынка труда. В сфере здравоохранения – реализация социальных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни, расширение медицинских услуг. Действия, предпринимаемые в этом направлении, имеют стратегической целью создание соответствующих мировым стандартам систем научной деятельности, образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и сохранения человеческого капитала в Беларуси.

 

3.2 Пути развития человеческого  капитала

Инвестициями  в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения  производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Из всех видов  инвестиций в человеческий капитал  наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее  и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас  знаний человека, тем самым увеличивают  объем и качество человеческого  капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Информация о работе Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях