Человеческий потенциал в системе экономических потенциалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Основным направлением функционирования современной экономики России, ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль в этом отводится развитию и повышению эффективности использования совокупного экономического потенциала. Это позволит создать оптимальные условия для обеспечения активного и одновременно устойчивого экономического роста. Формирование совокупного экономического потенциала является сложным и многоэтапным процессом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА…………………………………………………………………..5
1.1.Классический подход к изучению человеческого потенциала……………5
1.2.Современные подходы к изучению человеческого потенциала………….11
1.3.Методы оценки человеческого потенциала в социально-экономической политике……….…………………………………………………………...…….14
2.ИНДЕКС КРЕАТИВНОСТИ …………………………………………………19
Сводный индекс креативности, сводные индексы таланта, технологий, толерантности, значения показателей для расчета индексов………………..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 306.48 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образования

 

ГОУ ВПО «Ивановский государственный  университет»

 

Кафедра экономики и организации  предпринимательства

 

 

КУРОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Основы региональной и национальной экономики»

Тема: «Человеческий потенциал  в системе экономических потенциалов»

 

 

Студентки 1 группы, 2 курса

экономического факультета

Забалуевой О. В.

 

Научный руководитель:

доктор экономических  наук

Щуков В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ  К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА…………………………………………………………………..5

1.1.Классический подход  к изучению человеческого потенциала……………5

1.2.Современные подходы  к изучению человеческого потенциала………….11

1.3.Методы оценки человеческого потенциала в социально-экономической политике……….…………………………………………………………...…….14

2.ИНДЕКС КРЕАТИВНОСТИ  …………………………………………………19

Сводный индекс креативности, сводные индексы таланта, технологий, толерантности, значения показателей для расчета индексов………………..33

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основным направлением функционирования современной экономики России, ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль в этом отводится  развитию и повышению эффективности  использования совокупного экономического потенциала. Это позволит создать  оптимальные условия для обеспечения  активного и одновременно устойчивого  экономического роста. Формирование совокупного  экономического потенциала является сложным  и многоэтапным процессом.

Потенциал – это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в национальной экономике и могут быть задействованы при необходимости в производстве. Это также и способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности.

Совокупный экономический  потенциал национальной экономики   – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Система совокупного экономического потенциала состоит из:

  1. природно-ресурсного потенциала;
  2. материально-производственного потенциала;
  3. научно-технического потенциала;
  4. институционального потенциала;
  5. человеческого потенциала.

Человеческий потенциал страны - это совокупность физических и  духовных сил ее жителей, которые  могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных  с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается количественными и качественными характеристиками.

Необходимая численность  населения отличается определенными  качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и  является необходимым ресурсом, без  которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем  больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная  способность национальной экономики  к росту.

 

1.СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

1.1.Классический подход к изучению  человеческого потенциала

 

Экономисты всех школ, начиная с  экономических учений древней Азии и древней Греции, стремились выявить  причину возникновения добавочного  продукта и пояснить каким образом  можно этот добавочный продукт увеличить. Так, в Кодексе законов вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) большое  внимание уделялось регулированию  отношений найма и размеров оплаты за наемный труд, правовой защите личностей  производителей. При этом производитель, а в Древней Греции, например, это, прежде всего, был раб, рассматривался как «говорящее орудие, имеющее низкую производительность труда». Тем не менее, признавалось, что и раба нужно  материально поощрять за его труд.

Далее, Томас Мен (1571 – 1641 гг.) являлся  классическим представителем зрелого  меркантилизма. Не заботясь об общем  благосостоянии нации и являясь  представителем купеческого капитала, он признал первым и главным способом снижения издержек ограничение заработной платы наемных рабочих и понижение  жизненного уровня народа в целом.

В эпоху научно-технической революции  объективно требовался пересмотр роли знания и образования  в создании  национального дохода и экономическом  росте. Доказывая, что в экономике  США доход от человеческого капитала больше, чем от капитала физического, Т. Шульц призывал развивающиеся  страны делать крупные инвестиции в  образование, здравоохранение и  науку. Развитие этих сфер, по его мнению, важнее для экономического роста, чем  строительство новых фабрик и  заводов. 1

А. Смит писал, что совокупный запас  общества составляет постоянный капитал, и что одной из частей этого  капитала является полезность талантов, приобретённых жителями страны или  членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые  расходы на содержание того, кто  старается приобрести их во всё время  его воспитания, обучения и дальнейшего  образования, и все эти расходы  составляют постоянный капитал. Если эти  дарования составляют часть его  личного богатства, то они в тоже время составляют и часть богатства  целого общества, к которому он принадлежит. Оформление теории человеческого  потенциала приходится на  конец  50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой "чикагской школы", – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.

Классическим сочинением, во многом определившим дальнейшее направление  исследований в этой области, считается  книга Гэри Беккера "Человеческий капитал" (первое издание – 1964 г., второе – 1975 г.).

В целом эта концепция лежит  в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и  т.д.), которые оставались прежде за пределами экономического анализа.

Центральная методологическая установка "чикагской школы" человеческого  капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизирующего поведение индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.

Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого потенциала являются исключительно важными для семьи  и для всего общества.

К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся  более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной  работы в течение жизни, а также  более высокая оценка нерыночных видов деятельности.

В целом неоклассическая теория рынка труда содержит:

1) теорию спроса на труд, которая  включает в себя теорию предельной  производительности и связанный  с нею аппарат производственных  функций; 

2) теорию предложения труда,  которая, в общем, состоит из  моделей выбора между работой  и досугом и моделей инвестирования  в человеческий капитал.2

Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его  производительной силы. “Человеческий  потенциал, - как определяют его большинство  экономистов, - состоит из приобретенных  знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода  времени в целях производства товаров и услуг”.3

 

Производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и что они, подобно физическому  капиталу, обеспечивают своему владельцу более высокий доход. В последние десятилетия идея, что капитал состоит из одних физических активов, была подорвана. На ее месте постепенно утвердился более  всеобъемлющий взгляд, согласно которому капиталом является любой актив - физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.

Рентабельность человеческого  потенциал исчисляется путем  отнесения доходов от него к его  стоимости. Показатель этот получил  название "норма отдачи". Норма  отдачи, по мысли экономистов –  неоклассиков, выполняет те же функции, которые применительно к физическому  капиталу выполняет норма прибыли, а именно – измеряет степень эффективности  человеческих инвестиций и реализует  их распределение.

Важнейшими формами вложений в  человека западные экономисты считают  образование, подготовку на производстве, медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и  доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем  человеческого потенциала. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а  также увеличивает интенсивность  его использования. Миграция и поиск  информации способствуют перемещению  рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого  капитала выше.

Рождение детей и уход за ними представляют собой форму воспроизводства  человеческого потенциала в следующем  поколении.

В этой классификации уравнены факторы  разного срока действия и влияющие на разные стороны воспроизводства  рабочей силы.

Образование и здравоохранение - это  факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования  является качественно новая рабочая  сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей  сложности. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие  от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости.   Миграция и поиск  информации - это процессы распределительного порядка, тогда как образование  и здравоохранение представляют собой отдельные моменты в  производстве рабочей силы.

Западные экономисты признают, что  создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от "инвестора": "Студенты учатся, что представляет собой работу. Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью".

 

Человеческий потенциал (т.е. запас  знаний и способностей, накопленных  работником) может реализоваться  только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости  потенциала  не требует от собственника каких-либо затрат труда с его  стороны.

Но, отличаясь по своему политэкономическому  содержанию, формирование физического  капитала и формирование человеческого  капитала (рабочей силы) имеют определенное  технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

 

Что же тогда означает выдвижение понятия “человеческий

потенциал ”? Не более чем осознание  того факта, что навыки и способности  людей могут быть запасом, то есть могут быть накапливаемы. Таким образом, западная политэкономия вновь открыла  для себя то, что было известно еще Адаму Смиту и Давиду Рикардо  и что отмечал Карл Маркс. "Воспроизводство рабочего класса, - писал он, - включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение". Более того, К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей "можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек". 

Информация о работе Человеческий потенциал в системе экономических потенциалов