Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:33, курсовая работа
Основным направлением функционирования современной экономики России, ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль в этом отводится развитию и повышению эффективности использования совокупного экономического потенциала. Это позволит создать оптимальные условия для обеспечения активного и одновременно устойчивого экономического роста. Формирование совокупного экономического потенциала является сложным и многоэтапным процессом.
Введение………………………………………………………………………….3
1.СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА…………………………………………………………………..5
1.1.Классический подход к изучению человеческого потенциала……………5
1.2.Современные подходы к изучению человеческого потенциала………….11
1.3.Методы оценки человеческого потенциала в социально-экономической политике……….…………………………………………………………...…….14
2.ИНДЕКС КРЕАТИВНОСТИ …………………………………………………19
Сводный индекс креативности, сводные индексы таланта, технологий, толерантности, значения показателей для расчета индексов………………..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38
Помимо А. Смита и В. Петти, другие известные экономисты – Э. Денисон, Дж.Р. Маккуллох, Н. Сениор, Генри Д. Маклеод, Ирвин Фишер, рассматривающие человеческий капитал на микро- и макроуровнях, утверждали, что люди должны быть включены в категорию капитала. Они аргументировали свою точку зрения следующим:
Т.Шульц также призывал других ученых отказаться от того, что он считал «интеллектуальными ошибками» традиционных экономистов, предлагая делать упор на качество человека как участника производства. В статье «Создание капитала образованием».4 Т.Шульц представил оценки стоимости рабочей силы, включающие расходы на образование и стоимость труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость игнорировалась экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена ими спорной. Однако его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения в человеческий потенциал являются решающим фактором. По сути дела, Т.Шульц приобрел славу отца революции вложений в человеческий потенциал. Для него эти вложения имели широкое содержание: к ним он относил вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки.
А.И.Добрынин понимает под человеческим потенциалом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработной платы).5 Вместе с С.А.Дятловым, Е.Д.Цыреновой он определяют человеческий потенциал как часть совокупного капитала, представляющую собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.
Виды человеческого
С.Ю. Рощин и Т.О. Разумова человеческий потенциал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, способность человека к трудовой деятельности, его знания.7 По их мнению, он складывается из природных способностей человека. Авторы считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы.
Известный ученый экономист Гальперин дает другое определение человеческому потенциалу: его величина есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда (это - экономическая оценка человеческого потенциала, его способностей).8
Из этих трех компонентов
понятие «духовный капитал»
Витальный капитал — это аккумулированная
в человеке свободная энергия
в ее информационной форме. Она соотносится
с работой, произведенной природой
по «конструированию» индивида. В
экономической трактовке
В процессе жизнедеятельности каждый
человек совершает некую «
Величина социального
Не имея возможности дать сейчас
обобщенную оценку положительным и
отрицательным сторонам проводимых
реформ в здравоохранении и
Влияние социальной и духовной составляющих человеческого капитала на продолжительность жизни имеет место, если удельная скорость расходования витального капитала не постоянна (как полагалось), а зависит от них. В этом случае между витальным капиталом, с одной стороны, и социальным и духовным, с другой стороны, существует обратная связь.
1.3.Методы оценки человеческого потенциала в социально-экономической политике
Человеческий потенциал,
как сложная экономическая
Самым простым способом, использующим натуральные (временные) оценки, является измерение человеческого потенциала в человеко-годах обучения. Чем больше человек учился, чем выше у него уровень образования, тем большим объемом человеческого потенциала он обладает.
Наиболее распространенные методы измерения человеческого потенциала стоимостные (денежные).
В работах В. Петти были осуществлены лишь первые попытки оценки производительных сил человека. Он применил стоимостные оценки для измерения ценности трудоспособного человека. В своих работах он предложил метод подсчета ценности каждого человека. 9 По его мнению, ценность основной массы людей равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят. Ценность всего населения Англии того времени он оценивал примерно в 520 млн ф. ст., а стоимость каждого жителя — в среднем 80 ф. ст. В. Петти взрослого оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а моряка втрое дороже, чем крестьянина.
Д. Рикардо рассматривал понятие «издержки воспроизводства рабочей силы».
По мнению А. Смита, заработная плата изменяется в зависимости от легкости и дешевизны или трудности и дороговизны приобретения данной профессии.
Последняя треть XIX в. ознаменовалась возникновением и развитием нового направления в экономической теории — теории предельной полезности. Отметим, что Л. Туроу, Г. Беккер и другие экономисты при разработке теории человеческого капитала опирались именно на концепцию предельной полезности. В первой половине XX в. был опубликован ряд работ, в которых авторы пытались рассчитать стоимость отдельного человека и всего населения страны и на этой основе оценить потери общества от заболеваний и преждевременной смерти. Б. Ф. Кикер в своей работе «Исторические корни концепции человеческого капитала» делает анализ проводимых исследований подобного рода такими учеными, как И. Фишер (1908 г.), С. X. Форсит (1914 г.), Ф. Крам (1919 г.), Ю.Л-.Фиш (1921 г.), Л.Дублин. А. Лотк (1931 г.).
Для измерения величины человеческого потенциала используют самые разные методы. Л. Туроу отмечает: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги. Стоимость человеческого капитала является просто ценой производительных способностей, умноженной на количество этих способностей».10
Другие считают, что человеческий потенциал— это не сами живые люди, а их производительные способности, умение, навыки человека, которые принадлежат ему, по мнению Л. Туроу, человеческий потенциал должен быть измерен косвенным путем, с помощью рыночных стоимостей, за которые его можно арендовать. Самый распространенный метод измерения — принцип капитализации будущих доходов, основанный на положении о так называемом предпочтении благ во времени. Его суть сводится к следующему: люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящее время, чем такую же сумму или набор благ в будущем.
Сторонники теории человеческого капитала величину любого капитала определяют не ценой его производства, а экономическим эффектом от его использования.
Дисконтируемая сумма будущих доходов и составляет величину применяемого капитала. Через коэффициент дисконта будущий доход приводится к настоящей, т. е. сегодняшней оценке:
1 / (1+t)i
где i — текущая процентная ставка, t— число лет.
В общем виде дисконтирование осуществляется по формуле:
Dc = Dt / (1+t)i
где Dc – сегодняшняя величина дохода; Dt - будущая величина дохода; i – текущая процентная ставка; t – число лет.
Процедура, с помощью которой
вычисляется сегодняшнее
Таким образом, несмотря на
существующую теоретическую разработку
проблем человеческого
К наиболее разработанным методами оценки человеческого потенциала можно отнести:
2. ИНДЕКС КРЕАТИВНОСТИ
Прежде, экономический рост
обеспечивался индустрией - и гарантией
были промышленные города, корпорации,
высокая доля рабочего класса, раскол
- более бедные рабочие слои и
слои корпоративных управляющих. Иерархия,
сомкнутые, плотные круги общения,
всякий знает свое место.
Это безнадежно устарело - сейчас эти города
теряют в экономическом рейтинге и молодежь
из них уезжает. Сейчас - уже новый этап.
Главное - креативность создание все новых
и новых вариаций, этим держится экономика.
Нужны творческие люди. У них свои привычки
и образ жизни. И теперь не люди приезжают
в города, где есть места работы, даваемые
корпорациями - нет, корпорации приезжают
в места, которые облюбовали «креативщики».
Городам надо меняться - вслед за корпорациями
идут деньги, и кто их хочет - должен создать
инфраструктуру и стиль жизни, которые
нравятся креативному классу.
Р. Флорида изобрел методики, измеряющие
индекс креативности региона, страны,
города. Россия, по его мнению, занимает
2-е место в мире по числу креативных людей
16 млн. По проценту ко всему населению
- 16-е место. Если учитывать другие показатели
- развитости технологий и т.п., то по обобщенному
индексу Россия попадает на 25-е место.
Информация о работе Человеческий потенциал в системе экономических потенциалов