Человеческий потенциал в системе экономических потенциалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Основным направлением функционирования современной экономики России, ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль в этом отводится развитию и повышению эффективности использования совокупного экономического потенциала. Это позволит создать оптимальные условия для обеспечения активного и одновременно устойчивого экономического роста. Формирование совокупного экономического потенциала является сложным и многоэтапным процессом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА…………………………………………………………………..5
1.1.Классический подход к изучению человеческого потенциала……………5
1.2.Современные подходы к изучению человеческого потенциала………….11
1.3.Методы оценки человеческого потенциала в социально-экономической политике……….…………………………………………………………...…….14
2.ИНДЕКС КРЕАТИВНОСТИ …………………………………………………19
Сводный индекс креативности, сводные индексы таланта, технологий, толерантности, значения показателей для расчета индексов………………..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 306.48 Кб (Скачать файл)

 Помимо А. Смита и В.  Петти, другие  известные экономисты – Э. Денисон, Дж.Р. Маккуллох, Н. Сениор, Генри Д. Маклеод,  Ирвин Фишер,  рассматривающие  человеческий капитал на микро- и макроуровнях, утверждали, что люди должны быть включены в категорию капитала. Они аргументировали свою точку зрения следующим:

  • продукт  труда работников увеличивает национальное богатство; 
  • расходы на человека, которые увеличивают этот продукт, будут увеличивать национальное богатство;  
  • затраты на воспитание и образование людей  являются  реальными  затратами.

Т.Шульц также призывал других ученых отказаться от того, что он считал «интеллектуальными ошибками» традиционных экономистов, предлагая делать упор на качество человека как участника производства. В статье «Создание капитала образованием».4  Т.Шульц представил оценки стоимости рабочей силы, включающие расходы на образование и стоимость труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость игнорировалась  экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена ими спорной. Однако его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения в человеческий потенциал являются решающим фактором. По сути дела, Т.Шульц приобрел славу отца революции вложений в человеческий потенциал. Для него эти вложения имели широкое содержание: к ним он относил вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения  в сферу здравоохранения, образования и науки.

1.2.Современные подходы к изучению  человеческого потенциала

 

А.И.Добрынин понимает под человеческим потенциалом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработной платы).5  Вместе с С.А.Дятловым, Е.Д.Цыреновой он определяют человеческий потенциал как часть совокупного капитала,  представляющую собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.

 Виды человеческого потенциала  экономисты классифицируют по  элементам затрат и  инвестиций  в репродукционный процесс. Так,  И.В. Ильинский  выделяет следующие  виды человеческого потенциала: здоровье, образование и культура, акцентируя внимание на первом  из них.6  Капитал здоровья (естественный – по наследству и приобретенный) является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье продлевают трудоспособную жизнь человека, т.е. время функционирования человеческого потенциала. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитал, а инвестиции в здоровье способны замедлить данный процесс. Вместе с тем не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

С.Ю. Рощин и Т.О. Разумова человеческий потенциал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, способность человека к трудовой деятельности, его знания.7 По их мнению, он складывается из природных способностей человека. Авторы считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы.

Известный ученый  экономист Гальперин  дает другое определение человеческому  потенциалу:  его величина есть приведенная  к данному моменту, посредством  дисконтирования, сумма всех ожидаемых  доходов от труда (это - экономическая  оценка человеческого потенциала, его  способностей).8

 Из этих трех компонентов  понятие «духовный капитал» является  на сегодняшний день наименее  разработанным и описываются такими человеческими характеристиками, как совесть, порядочность, критическое отношение и мышление, здравый смысл, альтруизм, взаимопомощь, способность и желание к восприятию нового, наличие интеллектуальных интересов, запросов и идеалов и т.д. В этой связи целесообразным представляется введение в научный оборот понятия «духовно-демографическая детерминация». Выделяя позитивную и негативную духовность, анализируется комплекс факторов духовного неблагополучия, порождающих причины и тенденции сверх смертности в России. Последовательно рассматривая каждую из трех основных составляющих человеческого потенциала, отметим, что в процессе жизни человек расходует свой изначальный запас устойчивости — витальный капитал. Та модель, следствия из которой наиболее соответствуют эмпирическим наблюдениям (из области медицины, социологии, психологии и т.п.), будет наиболее «правильной», «полезной». По мере накопления знаний о человеке его феноменологическая модель совершенствуется.

Витальный капитал — это аккумулированная в человеке свободная энергия  в ее информационной форме. Она соотносится  с работой, произведенной природой по «конструированию» индивида. В  экономической трактовке витальный  капитал представляет собой изначальную  стоимость человека — на момент его появления на свет. И хотя эта величина не известна в принципе, можно условиться придать ей определенное значение, опираясь на систему приоритетов  социума.

В процессе жизнедеятельности каждый человек совершает некую «полезную» работу. При этом он, образно говоря, «извлекает» свободную энергию  из внешних энерго - потоков (поступающей в его организм пищи). Процесс этот не самопроизвольный, сопряженный: он невозможен без затрат энергии, производства необходимых работ. Энергетическим источником здесь является витальный капитал индивида — аккумулированная в нем свободная энергия. Таким образом, с течением времени витальный капитал человека уменьшается — индивид физиологически стареет, а духовный и социальный капиталы со временем растут.

Величина социального компонента определяет качество индивида как работника. Она увеличивается с ростом удельных социальных расходов государства, а  величина духовного характеризует  его как носителя нравственности. Она зависит от ценностных установок  индивида и его работы по их реализации — процесса его самосовершенствования. В свою очередь, индивидуальные ценности людей во многом определяются национальным менталитетом и политикой государства в социальной сфере.

Не имея возможности дать сейчас обобщенную оценку положительным и  отрицательным сторонам проводимых реформ в здравоохранении и медицинском  производственном комплексе страны в целом, отметим лишь следующее: переход России на либеральный путь развития стал причиной резкого уменьшения человеческого капитала, общего ухудшения санитарных и медико-демографических показателей.

Влияние социальной и духовной составляющих человеческого капитала на продолжительность  жизни имеет место, если удельная скорость расходования витального капитала не постоянна (как полагалось), а  зависит от них. В этом случае между  витальным капиталом, с одной  стороны, и социальным и духовным, с другой стороны, существует обратная связь.

 

 

1.3.Методы оценки человеческого потенциала в социально-экономической политике

 

Человеческий потенциал, как сложная экономическая категория  имеет качественные и количественные характеристики. Многие ученые, экономисты в разное вpемя предлагали для этого использовать самые разнообразные методы и инструменты. Данные подходы нашли свое отражение в существовании таких понятий, как ценность человека, стоимость труда, стоимость и цена товара, рабочая сила,  стоимость услуг труда, стоимость человеческого капитала, цена услуг человеческого капитала, стоимость образовательного фонда, стоимость жизни и др.   В рамках современной теории человеческого потенциала возникает необходимость оценки не только объема вложений в человеческий капитал, но и объема аккумулированного индивидуумом человеческого капитала.

Самым простым способом, использующим натуральные (временные) оценки, является измерение человеческого  потенциала в человеко-годах  обучения. Чем  больше человек учился, чем выше у него уровень образования, тем большим объемом человеческого потенциала он обладает.

Наиболее распространенные методы измерения человеческого потенциала стоимостные (денежные).

В работах В. Петти были осуществлены лишь первые попытки оценки производительных сил человека. Он применил стоимостные оценки для измерения ценности трудоспособного человека. В своих работах он предложил метод подсчета ценности каждого человека. 9  По его мнению, ценность основной массы людей равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят. Ценность всего населения Англии того времени он оценивал примерно в 520 млн ф. ст., а стоимость каждого жителя — в среднем 80 ф. ст. В. Петти взрослого оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а моряка втрое дороже, чем крестьянина.

Д. Рикардо рассматривал понятие «издержки воспроизводства рабочей силы».

По мнению А. Смита, заработная плата изменяется в зависимости  от легкости и дешевизны или трудности  и дороговизны приобретения данной профессии.

Последняя треть XIX в. ознаменовалась возникновением и развитием нового направления в экономической  теории — теории предельной полезности. Отметим, что Л. Туроу, Г. Беккер и другие экономисты при разработке теории человеческого капитала опирались именно на концепцию предельной полезности. В первой половине XX в. был опубликован ряд работ, в которых авторы пытались рассчитать стоимость отдельного человека и всего населения страны и на этой основе оценить потери общества от заболеваний и преждевременной смерти. Б. Ф. Кикер в своей работе «Исторические корни концепции человеческого капитала» делает анализ проводимых исследований подобного рода такими учеными, как И. Фишер (1908 г.), С. X. Форсит (1914 г.), Ф. Крам (1919 г.), Ю.Л-.Фиш (1921 г.), Л.Дублин. А. Лотк (1931 г.).

Для измерения величины человеческого  потенциала используют самые разные методы. Л. Туроу отмечает: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги. Стоимость человеческого капитала является просто ценой производительных способностей, умноженной на количество этих способностей».10

Другие считают, что человеческий потенциал— это не сами живые люди, а их производительные способности, умение, навыки человека, которые принадлежат ему, по мнению Л. Туроу, человеческий потенциал должен быть измерен косвенным путем, с помощью рыночных стоимостей, за которые его можно арендовать. Самый распространенный метод измерения — принцип капитализации будущих доходов, основанный на положении о так называемом предпочтении благ во времени. Его суть сводится к следующему: люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящее время, чем такую же сумму или набор благ в будущем.

Сторонники теории человеческого  капитала величину любого капитала определяют не ценой его производства, а экономическим  эффектом от его использования.

Дисконтируемая сумма  будущих доходов и составляет величину применяемого капитала. Через  коэффициент дисконта будущий доход  приводится к настоящей, т. е. сегодняшней  оценке:

1 / (1+t)i          

 где i — текущая процентная ставка, t— число лет.

В общем виде дисконтирование  осуществляется по формуле:

Dc = Dt / (1+t)i

где Dc – сегодняшняя величина дохода; Dt - будущая величина дохода; i – текущая процентная ставка; t – число лет.   

Процедура, с помощью которой  вычисляется сегодняшнее значение любой суммы, которая может быть получен в будущем, называется дисконтированием. Не менее важным направлением стал поиск принципиально новых измерителей, включающих наряду с натурально-стоимостными также и ценностные показатели. Последние разрабатываются путем применения различных методов объективации субъективных оценок и позволяют установить, какую ценность для людей имеют материальные блага, образование, здоровье, семья, свободное время, достоинство, человеческие отношения, сложившиеся правовые институты, политическая система и т. д.11

Таким образом, несмотря на существующую теоретическую разработку проблем человеческого капитала, вопрос его измерения приработан недостаточно полно, a caми оценки величины этого главного богатства встречают определенные трудности.

К наиболее разработанным  методами оценки человеческого потенциала можно отнести:

  • оценка произведенных человеком доходов (экономическая оценка);
  • количественная оценка приобретённых человеком запаса знаний, навыков, способностей;
  • специальные навыки (специальный человеческий капитал) - количественная оценка;
  • по способу инвестирования в человеческий капитал - капитал здоровья, капитал образования, капитал культуры (экономическая оценка);
  • оценка человеческого капитала на микро- и макро-уровнях;
  • интегральная оценка человеческого капитала, включающая как натуральные, так и стоимостные показатели оценки человеческого капитала;
  • матрица социальных счетов - макроэкономическая оценка человеческого капитала;
  • ценовая оценка человеческого капитала по объёму инвестиций и отражение суммовой стоимости в валюте баланса фирмы (предприятия) - экономическая оценка экономическим эффектом от его использования. По мнению И. Фишера, использование капитала означает получение процента как универсальной формы любого дохода.12

 

 

 

 

2. ИНДЕКС КРЕАТИВНОСТИ

 

Прежде, экономический рост обеспечивался индустрией - и гарантией  были промышленные города, корпорации, высокая доля рабочего класса, раскол - более бедные рабочие слои и  слои корпоративных управляющих. Иерархия, сомкнутые, плотные круги общения, всякий знает свое место. 
Это безнадежно устарело - сейчас эти города теряют в экономическом рейтинге и молодежь из них уезжает. Сейчас - уже новый этап. Главное - креативность создание все новых и новых вариаций, этим держится экономика. Нужны творческие люди. У них свои привычки и образ жизни. И теперь не люди приезжают в города, где есть места работы, даваемые корпорациями - нет, корпорации приезжают в места, которые облюбовали «креативщики». Городам надо меняться - вслед за корпорациями идут деньги, и кто их хочет - должен создать инфраструктуру и стиль жизни, которые нравятся креативному классу.  
Р. Флорида изобрел методики, измеряющие индекс креативности региона, страны, города. Россия, по его мнению, занимает 2-е место в мире по числу креативных людей 16 млн. По проценту ко всему населению - 16-е место. Если учитывать другие показатели - развитости технологий и т.п., то по обобщенному индексу Россия попадает на 25-е место.

Информация о работе Человеческий потенциал в системе экономических потенциалов