Человек и экономика. Модели человека в экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

С момента возникновения экономической теории (XVI – XVII вв.) существовали различные экономические школы со своими взглядами и убеждениями. И всегда главное место в их деятельности занимала модель человека.
Ею занимались А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс, К. Менгер, А. Маршалл, Дж.М. Кейнс и многие другие классики экономической науки. У нас этой проблемой подробно занимались Шаститко А.Е., Автономов В.С. и многие другие.
Цель работы – рассмотреть различные варианты модели человека в экономике, в связи с чем ставятся следующие задачи: обозначить человека как центральную фигуру экономической деятельности, проанализировать различные подходы к построению и использованию модели человека в экономической теории.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
1 Человек – центральная фигура в экономике……………………………6
2 Классификация человека в экономике……………………………………9
2.1 Модель экономического человека……………………………………9
2.2 Кейнсианская модель…………………………………………………17
2.3 Альтернативные модели……………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………27
Библиографический список……………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Человек и экономика.Модели человека в экономической теории.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

          Смит  не сводит собственный интерес  людей к получению денежных  доходов наподобие максимизации прибыли: на выбор занятий помимо заработка влияют также приятность или неприятность занятия, легкость или трудность обучения, постоянство или непостоянство занятий, больший или меньший престиж в обществе и, наконец, большая или меньшая вероятность успеха. Например, люди, занимающиеся неприятным, презираемым обществом делом, – мясники, палачи, кабатчики –  вправе претендовать на большую прибыль. О широкой трактовке Смитом мотива собственного интереса свидетельствует и  такой пример: землевладельцы предпочитают использовать рабов, поскольку это удовлетворяет их «любовь к доминированию». С другой стороны, в американских колониях Англии труд рабов применяется именно там, где он экономически более выгоден (на плантациях табака и сахарного тростника), а там, где это не так (при выращивании зерновых), рабы отпускаются на свободу, так что в целом собственный материальный интерес все же пересиливает стремление к власти.

          Смит  различает также интересы и  цели представителей основных  классов современного ему общества: собственников земли, наемных  рабочих и капиталистов. Столь же реалистичен подход Смита и к другим компонентам модели человека: его интеллектуальным способностям и информационным возможностям. Индивид, согласно Смиту, далеко не всегда может предвидеть последствия своих поступков. Более всего он компетентен в том, что затрагивает его личные интересы. Он лучше, чем кто-либо другой, в том числе и государственный чиновник, способен идентифицировать свой собственный интерес. «Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам указания, как они должны употреблять свои капиталы, обременил бы себя совершенно излишней заботой» .

           «У  Д. Рикардо предпосылка собственного  интереса проявляется  главным образом в допущении о выравнивании норм прибыли в разных отраслях путем перелива капитала: «Это неугомонное стремление всех капиталистов оставлять менее прибыльное дело для еще более прибыльного создает сильную тенденцию приводить прибыль всех к одной норме» При этом собственный интерес не сводится к чисто денежному: «Капиталист, ищущий прибыльного применения для своих средств, естественно, будет принимать во внимание все преимущества одного занятия перед другим. Поэтому он может поступиться частью своей денежной прибыли ради верности помещения, опрятности, легкости или какой-либо другой действительной или воображаемой выгоды, которыми одно занятие отличается от другого», что фактически приводит к разным нормам прибыли в разных отраслях» .

            Как и Смит, Рикардо отмечал  специфику экономического поведения  отдельных классов, среди которых лишь капиталисты до некоторой степени ведут себя в соответствии с логикой собственного интереса. Что же касается рабочих, то их поведение, по мнению Рикардо, подчинено привычкам и инстинктам, а землевладельцы представляют собой праздных получателей ренты, не властных над своим экономическим положением.

             Модель собственного интереса он понимал как образец рационального экономического поведения, беря за образец модель человека, не слишком далеко вышедшей за пределы обыденного опыта.

             Рассмотрим основные компоненты  модели «человек экономический»  в неоклассической экономической теории. Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

1. Он действует на конкурентном  рынке, что предполагает его  минимальную взаимосвязь с другими экономическими людьми. «Другие» – это конкуренты. Желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи.

2. Экономический человек рационален  с точки зрения механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств такого достижения. Не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведёт к максимизации полезности).

3. Экономический человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует.

4. Экономический человек эгоистичен, то есть он стремится к максимизации своей выгоды. Ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий.

Согласно неоклассикам,  можно  представить человека как совершенное  существо, полностью владеющее собой  и своими собственными поступками, которые определяются единственным критерием – собственной функцией полезности. Кроме того, он оставляет в стороне предпочтения других субъектов, которые в позитивном или негативном плане могут отразиться на его решениях, а также предполагает отсутствие взаимосвязи между целью и средством.

Маржиналистская и ранняя неоклассическая  литература предполагали доступную  человеку информацию полной.  Это означает, что производителю какого-либо блага должна быть заранее известна не только его будущая рыночная цена, но и будущая кривая спроса на это благо (т.е. то количество товаров, которое он сможет сбыть по данной цене).

«В традиционной неоклассической теории предполагалось, что поведение каждого участника рынка не зависит от поведения остальных. Эта предпосылка подверглась пересмотру в теории игр. Здесь большую роль играет взаимодействие субъекта и партнера-соперника. При этом в информацию, доступную субъекту хозяйственной деятельности, входит полный набор не только собственных, но и чужих вариантов поведения, и, кроме того, он обладает возможностью рассчитать, к какому исходу приведет для него любое сочетание своих и чужих стратегий, и выбрать оптимальное для себя поведение в зависимости от своей целевой функции.

С течением времени и развитием  науки рассматриваемая модель значительно усовершенствовалась. Наибольшее число неоклассических нововведений относится к поиску и обработке информации, трактовке настоящей и будущей неопределенности, формированию ожиданий» .

В исходной модели не было ограничений  на доступ к информации. Признание неопределенности означает, что такие ограничения есть. Один из способов решения данной проблемы - определить оптимальный уровень затрат времени и сил на поиски, при котором предельные затраты будут равны предельной выгоде от продолжения поиска. Еще один вариант решения проблемы неопределенности дает так называемая теория ожидаемой полезности. Ее суть состоит в том, что у экономического субъекта есть выбор из некоторого количества вариантов. Каждый из вариантов имеет несколько возможных исходов. Если субъекту заранее известна полезность каждого исхода, и он может примерно определить его вероятность, то можно сформулировать правило выбора оптимального варианта.

В числе основных характеристик  экономического человека следует выделить шесть компонентов: выбор, существование предпочтений и ограничений, процесс оценивания, принятие решения на основе собственных предпочтений, ограниченность информации и, наконец, рациональность.

          «Представители  исторической школы (в первую  очередь Б. Гильдебранд и К. Книс)  считали, что модель экономического человека представляет собой абстракцию. Человек, по их мнению, прежде всего продукт цивилизации и истории. Его потребности,  его образование и его отношение к вещественным ценностям никогда не остаются одними и теми же, а географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всею образованностью человечества. В первую очередь упомянуты географические: природные условия, принадлежность к той или иной расе и «национальный характер». Так, по мнению Книса, для англичан характерны расчетливый эгоизм, национальная гордость, чувство сословной принадлежности, мужество, необходимое для самоуправления. Французам  присущи  стремление к равенству, наслаждениям и новшествам, хороший вкус. Немцы отличаются обдуманностью действий, прилежанием, гуманизмом и чувством справедливости. В результате влияния такого набора факторов к собственному интересу добавляются еще два, гораздо более благородных, мотива хозяйственного поведения: чувство общности  и чувство справедливости» .

 Таким образом, модель экономического  субъекта исторической школы  существенно отличается от экономического человека классической школы. Если экономический человек – хозяин своих намерений и действий, то человек исторической школы представляет собой пассивное существо, подверженное внешним влияниям и движимое вперемежку эгоистическими и альтруистическими побуждениями.

По маржиналистской  теории  целью всякого человеческого  действия является благосостояние  в той или иной форме.  Благосостояние трактовалось  в гедонистсом духе, когда все мотивы человека сведены к достижению удовольствий и избежанию огорчений: «Природа отдала человечество во власть двум суверенным повелителям: страданию и наслаждению. Они одни указывает нам, что мы должны делать, и определяют, что мы сделаем». Страдания и наслаждения, естественно, не ограничивается сферой чисто экономических интересов: так, любовь (силу которой Бентам сопоставлял с силой пара в физике) вполне способна превзойти денежный интерес. Бентам признает и альтруистические мотивы, но не верил в их искренность и предполагал, что за ними кроются те же эгоистические удовольствия, например от хорошей репутации, которой пользуется альтруист в обществе, и т. д.. В частности, Бентам полагал, что эгоистическая мотивация не проходит через стадию осознания человеком своих целей потому, что человеку неприятно заниматься самокопанием – это обнажает его эгоистические, не одобряемые обществом мотивы. «Стремление к труду, – пишет Бентам, – не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» .

          Если  у классиков речь идет о способности индивида понимать свой интерес лучше кого-либо другого, т.е. имеется в виду обычная посылка «своя рубашка ближе к телу», то в основе экономической теории маржиналистов лежит модель потребителя. Целью хозяйственной деятельности для каждого из ее участников остается получение максимальных наслаждений или наибольшее удовлетворение потребностей. При этом отсекаются все личностные характеристики, кроме наслаждений и страданий, связанных с определенными благами. На первое место выходит здесь уже не собственный интерес, а экономическая рациональность.

         Экономистом, который предпринял попытку синтезировать основные достижения классической школы, маржиналистов и исторической школы, стал основоположник неоклассического управления в экономической теории А. Маршалл. Маршалл отмечает решающее влияние производства на развитие потребностей: «Каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не того, что новые потребности вызывают к жизни новые виды деятельности» .

           Маршалл  напоминает, что «в обыденной  жизни люди заблаговременно не высчитывают результаты каждого своего действия», и, следовательно, так должна их трактовать и экономическая наука. Чрезвычайно большую роль Маршалл отводит здесь привычке: «Действие диктуется преимущественно привычкой, особенно когда дело касается экономического поведения». В Приложении к «Принципам» Маршалл развертывает перед читателем историческую панораму возникновения современной промышленности и предпринимательства, показывая ее именно через развитие человеческих качеств: независимости, веры в свои силы, способности к быстрым и продуманным решениям, к прогнозированию будущего.

Универсалистская линия – распространение экономической модели человека на всю человеческую деятельность. По мнению универсалистов, политическая экономия не предполагает человека, движимого немногими простыми мотивами, а исследует его таким, каков он есть, но в его действительном поведении выделяет аспект распределения собственных ограниченных ресурсов. Ограниченность же ресурсов носит универсальный характер, потому что ограничено время, которым человек может распоряжаться. В области мотивации они утверждали, что цели экономического человека вовсе не обязаны сводиться к стремлению к богатству и к собственному интересу.  Во-первых, богатство как таковое – это лишь средство для достижения самых различных целей. Во-вторых, человек всегда выбирает между богатством и отдыхом, свободным временем, он может стремиться к славе, знаниям и т.д. В-третьих, эгоистический интерес тоже не обязателен. Экономическая наука исследует средства достижения любых целей. Для экономического отношения характерно лишь то, что каждая сторона преследует свой собственный интерес, а не интерес другой стороны данной сделки.

 

                            2.2 Кейнсианская модель

 

         Особо следует рассмотреть модель человеческого поведения, которая легла в основу кейнсианской революции в макроэкономической теории.  Идеология кейнсианства заключалась в том, что рыночная система, не способная самостоятельно поддерживать оптимальное макроэкономическое равновесие, нуждается в помощи со стороны государства. Теоретическая система у Кейнса имела прямой выход на экономическую политику.   Центральное место в теории воспроизводства Кейнса занимает концепция эффективного спроса, величина которого определяет состояние деловой активности, а значит, и уровень занятости. Здесь на сцене появляется знаменитый основной психологический закон, состоящий в том, что с ростом дохода возрастает удельный вес его сберегаемой части.

Кейнс не ссылается ни на какие  эмпирические исследования, а обосновывает этот закон аргументами здравого смысла, которые имеют прямое отношение к применяемой им модели человека. Первый из них вводит в анализ фактор привычки и заключается в том, что человек привыкает к определенному уровню жизни и, получив дополнительный доход, по крайней мере, первое время не знает, на что его употребить, и увеличивает сбережения. При уменьшении дохода, согласно Кейнсу, зависимость сохраняется: стремясь поддержать привычный уровень жизни, потребитель в первую очередь сокращает сбережения. Таким образом, Кейнс безоговорочно считал все виды сбережений остатком от дохода после потребительских расходов.

Между тем сбережения удовлетворяют  и такие важнейшие потребности  человека, как обеспечение в старости, получение детьми высшего образования, страховка «на черный день». В  то же время молодежь вполне способна не только проматывать свои доходы, но и залезать в долги. Таким образом, в основе теоретической системы Кейнса лежала предпосылка неполной информации, доступной экономическим субъектам.

Информация о работе Человек и экономика. Модели человека в экономической теории