Человек и экономика. Модели человека в экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

С момента возникновения экономической теории (XVI – XVII вв.) существовали различные экономические школы со своими взглядами и убеждениями. И всегда главное место в их деятельности занимала модель человека.
Ею занимались А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс, К. Менгер, А. Маршалл, Дж.М. Кейнс и многие другие классики экономической науки. У нас этой проблемой подробно занимались Шаститко А.Е., Автономов В.С. и многие другие.
Цель работы – рассмотреть различные варианты модели человека в экономике, в связи с чем ставятся следующие задачи: обозначить человека как центральную фигуру экономической деятельности, проанализировать различные подходы к построению и использованию модели человека в экономической теории.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
1 Человек – центральная фигура в экономике……………………………6
2 Классификация человека в экономике……………………………………9
2.1 Модель экономического человека……………………………………9
2.2 Кейнсианская модель…………………………………………………17
2.3 Альтернативные модели……………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………27
Библиографический список……………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Человек и экономика.Модели человека в экономической теории.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

В заключение остановимся на группе концепций, основанных на междисциплинарном анализе экономических явлений с привлечением этики, социологии, психологии, антропологии и других дисциплин и известных как социальная или гуманистическая экономическая теория. Сторонники гуманистического направления, к которым относятся как экономисты, так и специалисты в области других дисциплин, стремятся преодолеть частичный характер анализа человеческой деятельности в каждой из общественных наук и построить новую теорию как некий их синтез. При этом на переднем плане, естественно, находятся именно модели человека частных общественных наук и проблемы их интеграции.

Пожалуй, наиболее четко эти проблемы поставлены в теории американского социолога А. Этциони, который считает, что движимое собственным интересом рациональное поведение происходит в контексте, заданном структурой личности и структурой общества. Реальное хозяйственное поведение определяется всеми этими группами факторов.

Мотивация хозяйственного субъекта, по Этциони, характеризуется не одной, а минимум двумя целями, одна из которых – личные удовольствия, полезность, а другая – нравственный долг. При этом поведение индивида, его цели и способы их достижения определяются совокупностью личных и общественных свойств. Предпочтения человека, как правило, противоречат друг другу, причем противоречия могут возникать не только между удовольствиями и моральным долгом, но и между различными удовольствиями, а также различными видами морального долга. Таким образом, методология Этциони не предусматривает стабильную и непротиворечивую систему предпочтений. Задача исследователя состоит в том, чтобы определить, при каких условиях одно «я» оказывается сильнее другого.

На выбор средств для достижения целей влияют не только рациональные, но и эмоциональные, а также этические  соображения, присущие индивиду как  члену социальной группы или общества в целом. Поведение, полностью определяемое рациональным расчетом, возможно, но является частным случаем, причем решение о том, чтобы ограничиться только рациональными соображениями, также принимается под воздействием нормативно-аффективных факторов.

Наконец, принятие индивидуальных решений в значительной мере  объясняется факторами, действующими на уровне коллектива и всего общества в целом. Это означает, что часто отказ от методологического индивидуализма бывает оправдан. Вследствие всех этих причин рыночную экономику надо рассматривать не как  самодостаточную систему, а лишь как подчиненную подсистему общества.

 

 

 

 

 

 

                                    

 

                                         

 

 

Заключение

 

Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей и др.

Среди многочисленных направлений  создания модели человека в экономике можно выделить три. Первое направление  представлено английской школой, маржинализмом и неоклассиками. Данное видение ставит во главу угла эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «человека экономического». В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.

«Человек экономический» — это  рациональный человек. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели, обладая свободой выбора. Таким образом, концепция рационального человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.

Итак, в произведениях английских классиков использовалась модель человека, которая характеризуется:

1) определяющей ролью собственного  интереса в мотивации экономического поведения;

2) компетентностью (информированностью + сообразительностью) экономического субъекта в собственных делах;

3) конкретностью анализа – учитываются классовые различая в поведении и различные, в том числе неденежные, факторы благосостояния.

Эти свойства экономического субъекта (особенно развитые у капиталистов) Смит и Рикардо считали изначально присущими каждому человеческому существу. Критики же капитализма, считающие его преходящим этапом в истории человечества, отмечали, что такая концепция человека была продуктом складывавшееся в ту эпоху буржуазного общества, в котором «не осталось никакой другой связи между людьми, кроме голого интереса, никакого другого мотива, регулирующего совместную жизнь, кроме эгоистического расчета». Значение этой модели человека для истории экономической мысли состоит прежде всего в том, что с ее помощью политическая экономия выделилась из моральной философии как наука, имеющая свой предмет – деятельность экономического человека.

         Второе  направление присуще кейнсианской  школе,  институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — соблюдение традиций, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.

Третье направление представлено альтернативными моделями «экономического человека». Для них характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.

Новые модели отличает многообразие потребностей, главной из которых  является потребность в свободе  самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эти модели социально- индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.

Носящие в целом абстрактный  характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственных процессах. Знание их позволяет не только оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития общества, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.

 

 

 

 

                          

 

 

Библиографический список

 

  1. Гловели Г.Д. История экономических учений / Г.Д. Гловели — М.: Издательство Юрайт,  2012.
  2. Давыденко Л.Н. Экономическая теория: учебник для ВУЗов / Л.Н. Давыденков. – М.:  Дело, 2007.
  3. Маршалл А.  Принципы экономической науки. Кн. 3 – М.: Прогресс, 1993.
  4. Маркова А.Н. Современные экономические теории Запада / А.Н. Маркова – М.: Финстатинформ, - 1996
  5. Адам Смит [Электронный ресурс] /Адам Смит. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
  6. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. –  М.: Гумaнит. изд. цeнтр ВЛАДОС, 2007.
  7. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория – 3-е изд. , переработ. и доп.-М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002
  8. Экономическая теория / под ред. Лобачевой Е.Н. -  М., Высшее образование, 2009

 

 

 

 


 



Информация о работе Человек и экономика. Модели человека в экономической теории