Чистая монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:02, творческая работа

Описание работы

Чистая монополия (от греч. "моно" — один, "полио" — продаю) является противоположностью совершенной конкуренции .
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают.

Файлы: 1 файл

Monopolia_prezentatsia.ppt

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Чистая монополия

 

Модели рынка

Понятие

 

  Чистая монополия (от греч. "моно" — один, "полио" — продаю) является противоположностью совершенной конкуренции .

   В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают.

Реальное распространение

 

   В масштабах страны чистая монополия встречается редко. Но если рассмотреть, например, маленький город, то ситуация чистой монополии довольно типична.

    В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие и т. д.

Условия возникновения

 

   Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист может влиять на цену, изменяя количество товара.

   Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

  Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

Определение

 

   Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Неравенство Р > МR 

 

   В отличие от фирмы, находящейся в отрасли со свободной конкуренцией, монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

   Если в условиях совершенной конкуренции Р = МR, то на монополизированном рынке Р > МR.

Повторение пройденного

 

   Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки.

   Известно, что увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены (если спрос эластичен).

Пример

 

   Допустим, монополист решает снизить цену со 110 долл. (Р1) до 100 долл. (Р2).

   При этом спрос растет с 4 единиц (Q1)  до 6 единиц (Q2).

   Убытки от снижения цены равны:

   (Р1 – Р2) х Q1 = (110 - 100) х 4 = 40 долл.,

   а выгода (прибыль) составит:

   (Q2 – Q1) х Р2 = (6 - 4) х 100 = 200 долл. Чистое приращение прибыли будет равно 160 долл.

Равновесие в условиях конкуренции

   Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж. Иначе обстоит дело на монопольном рынке.

Цена в условиях монополии

   На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине «мертвого груза монополии».

Негативные черты монополизма

 

    1. Тенденция к росту издержек, связанная с бюрократизацией управления, отказом от инноваций и риска вообще. Данную тенденцию называют Х-неэффективностью. Она заключается в неспособности производить с издержками, наименьшими из возможных.

Негативные черты монополизма

 

   2. Значительные траты монополий, направленные на удержание своего монопольного положения.

 

  3. Малое стремление к внедрению нововведений из-за отсутствия конкуренции.

Негативные черты монополизма

 

   4. Увеличение неравенства доходов, поскольку владельцами крупных монополистических фирм, получающих дивиденды, как правило, является ограниченное число людей.

Негативные черты монополизма

 

   5. Агрессивные действия монополий для сохранения своего монопольного положения.

   Отметим, что в настоящее время жесткие действия монополий, как и "нечестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются в развивающихся странах.

Государственное регулирование

 

    Регулирование монопольных цен государством может быть использовано для того, чтобы устранить или ограничить недораспределение ресурсов монополистами и получение ими сверхприбылей. «Общественно оптимальная цена» - цена на пересечении кривых спроса и предельных издержек. Цена, «обеспечивающая справедливую прибыль» - цена на пересечении кривых спроса и средних издержек.


Информация о работе Чистая монополия