Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:59, реферат
Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей
Введение ………………………………………………………………...2
Сущность рынка………………………………………………………....3
Дефицитный рынок……………………………………………………..4
Дефицит товара. Его причины….……………………………………...5
Последствия дефицита………………………………………………….8
Антимонопольное регулирование рынка……………………………..10
Маркетинг………………………………………………………………..13
Советский дефицит……………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………....18
- Рост продаж у конкурентов, у которых есть такой товар;
- Издержки из-за действий, направленных на устранение дефицита - перемещение товара на полках, срочный поиск товара-заменителя;
- Напрасно потраченные деньги на рекламную кампанию или дегустацию;
- Стресс у сотрудников торговли
и, как следствие, их
Для магазинов последствия дефицита больше касаются внешней среды и особенно опасны для компаний, которые находятся в стадии роста и развития, когда завоевание покупателей и их лояльности является стратегической целью.
Как естественное следствие дефицита потребители начинают искать различные возможности для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Это может вызвать волну подделок и коррупции, связанную с увеличением числа взяток и различных других нелегальных способов давления. Можно предположить, что потребители будут стараться оказать взаимную услугу тем людям, от которых зависит решение их проблемы - по принципу «сегодня ты мой должник, а завтра я - твой». Некоторые экономисты и социологи (К. Поланьи, Е. Ханкис) в связи с этим выдвинули идею о свободном «банке взаимных услуг» в дефицитном хозяйстве и обратили внимание на то, что взаимные услуги в командной системе являются такой формой распределения, которая имеет не меньшее значение, чем рыночное распределение в соответствии с денежными голосами.
При дефиците снижается полезность
денег, поскольку они имеют
Антимонопольное регулирование рынка
Антимонопольная политика государства
Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.
Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.
Эта политика находит выражение в следующих действиях:
Регулирование деятельности естественной монополии
Естественная монополия – это неустранимый без ущерба для общества вид монополии.
Она возникает в сферах, где один
производитель, используя положительный
эффект масштаба производства, удовлетворяет
полностью рыночный спрос. Если при
этих условиях ввести принудительную
конкуренцию между
Антимонопольная политика государства
Государство заинтересовано в том, чтобы естественные монополисты не злоупотребляли своим положением.
В наиболее развитом виде антимонопольное законодательство существует в США, где оно впервые и возникло в 1890 г. с принятием антитрестовского закона Шермана.
Цели и формы антимонопольного регулирования
Антимонопольное регулирование включает в себя:
Административный контроль моно
Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства и т. д.
Антимонопольное законодательство – это наиболее эффективная и развитая форма государственного регулирования монопольной власти. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.
Специальная антимонопольная политика
и антимонопольное
Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.
С помощью государственного регулирования
экономики и различных
Антимонопольная политика не имеет целью ликвидацию или запрет крупных монопольных образований, т. к. в обществе давно сложилось понимание того, что монополия, как один из основных факторов роста прибыли не может быть «укрощена». Поэтому основной задачей есть поставить ее под государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.
Две основные формы борьбы с монополиями:
Маркетинг
Основным характерным качеством маркетинга
можно назвать взаимодополняющий подход,
подразумевающий тщательное и разностороннее
изучение рынка. Его цель – установление
связей между изготовителем и потребителем,
удовлетворение нужд путем активного
обмена.
При маркетинговой деятельности
выделяют два вида рынков:
Продавец и покупатель заинтересованы
в получении положительного коммерческого
результата. Но его возможно достичь лишь
при знании видов, форм, типов и специфики
различных рынков. Изучение включает самые
различные позиции: характерные особенности,
потребности, возможности, емкость, состояние
конкуренции, степень насыщенности и многое
другое. При этом формируются определенные
задачи по выявлению неудовлетворенных
потребностей и потенциального спроса,
планированию товарного ассортимента
и уровня цен. Кроме того, осуществляется
разработка мероприятий по наиболее полному
удовлетворению существующего спроса,
налаживается система сбыта, организации
и управления производством.
Масштабы и характер производства продовольственных
товаров определяет маркетинг. Он решает,
как более эффективно использовать производственные
мощности, новые прогрессивные технологии
и оборудование, принимает меры по воздействию
на рынок и спрос, по максимальному удовлетворению
потребностей покупателей, анализирует
насыщенность рынка.
Советский дефицит-продукты питания
Сейчас для каждого из нас не является проблемой покупка любимых лакомств. Хочешь заморские фрукты – пожалуйста, икра – тоже не проблема. Единственное условие – наличие у вас денег. Но во времена Советского Союза все было иначе. Имея деньгине всегда можно было купить желанный товар.
За всю историю СССР было несколько
периодов, которые характеризировались
наличием проблем с продовольственными товарами. Н
Какие же продукты были в дефиците? Да практически все! Мясо, рыба, хлебобулочные и колбасные изделия, всевозможные деликатесы и даже фрукты с овощами, а также молочная продукция. И даже спиртные напитки, особенно водка, стали дефицитом. А это еще больше озлобило граждан против советской власти. Ведь они не просто голодали, они не могли запивать свое горе спиртными напитками. Отсюда и вошло в моду употребление тройного одеколона, который, кстати говоря, тоже постепенно стал исчезать с прилавков магазинов.
Такое положение дел наблюдалось не только в продовольственной области. Невозможно было найти даже канцелярские товары! Нехватка товара наблюдалась ив бытовой технике, автотранспорта, людям перестали выдавать квартиры.
Таким образом, дефицит товаров повлек за собой и проблемы с квартирным вопросом. Следует заметить, что этот вопрос остался неразрешенным и по сей день.
Стала в моде продажа из под полы. То есть продавцы стали прятать дефицитный товар и продавать его втридорога. Их целью был тот же самый навар.
Существует множество разных точек зрения и воспоминаний, касающихся событий тех времен. Но, говоря о дефиците продуктов, точно известно, что он был и,— что он по-разному проявлялся в разных регионах страны.
Своего рода «оазисами» в мире пустых полок были Москва и Ленинград, также, менее страдали от недостатка товаров важные транзитные города. Кроме того, разной была ситуация и на уровнях «город-деревня». С одной стороны – жители сел имели свое мясо или молочные продукты, но, в тоже время, достать фрукты, шоколад или кофе в деревне казалось нереальным. Единственный выход – ехать в город и стоять в бесконечных очередях, не будучи при этом уверенными в удачном завершении своей «охоты» за дефицитом. Поэтому, в деревне надеялись на свои силы и питались тем, что сами смогли вырастить.
В городах же явно чувствовался недостаток не только таких лакомств как заморские фрукты, кофе, икра, но и необходимых мясных или молочных продуктов. Особенно трудно было достать вареную и копченую колбасу, тушенку, сгущенное молоко.
Как же с этим справлялись? Было два основных способа: терпение и связи. В первом случаи нужно было изматывать себе провождением долгих часов в очередях, нужно было всегда быть готовым к тому, что в какой-то соседский магазинчик неожиданно «выкинут» товар и всегда иметь с собой авоську, которая стала символом описываемых событий. При такой позиции не очень то часто удавалось заполучить желанное и приходилось брать то, что было на прилавках. Еще можно было поискать нужный товар на ринке, где бабушки продавали продукты, выращенные своими руками или в кооперативных магазинах. В то время процветал «черный рынок» и достать дефицитный товар можно было у спекулянтов за немалую цену. Имея деньги, предоставлялась возможность приобрести продукты и в магазине, но только из-под прилавка по цене значительно высшей.
И, наконец, другой способ, который заключался в наличии полезных знакомых. Так, каждый хотел иметь друга завсклада или хотя бы продавца (кого-то из работников сферы торговли). Это давало возможность знать о поступлении товара и не стоять в очередяхдля его покупки.
Была и особенная «каста» людей, которые не очень чувствовали на себе дефицит.В первую очередь это партийная номенклатура или работники «особых» органов.Они не утруждали себя покупками в обычных магазинах, так как для этих лиц действовали специальные магазины или «столы заказов». Повезло и тем, кто по работе мог выезжатьза границу (моряки) или военным (они могли получать товар через военторг). Знакомствас такими людьми тоже могли быть очень полезными.
Вокруг темы дефицита возникает очень много вопросов: чем же тогда питались и действительно ли дефицит был таким масштабным и всепоглощающим? Как уже говорилось, ситуация не была одинаковой везде и для всех.
Жители города, пытаясь разнообразить свой рацион, покупали разные колбасные изделия, качество некоторых из них были очень низкими. Так, ливерную колбасу за ее своеобразные вкусовые качества называли «собачьей». Фрукты, необходимые для организма, достать было тоже трудно. До маленьких городов из импортных фруктов доходили только апельсины. Что касается яблок, слив, груш, то они были в продаже только летом и осенью. Зато в продаже были соки или разные фруктовые консервации, которые советским жителям приходились по вкусу.
Существует миф о высоком качестве продуктов в советское время. Но нужно уточнять, что продукты на прилавках специальных магазинов или те, за которыми в очереди стояли часами действительно стоили того, но попадались и такие экземпляры, что сейчас бы мы этого не кушали.
И хотя мясо достать было трудно, зато можно было найти разные сорта: свинину, курятину, говядину. Также почти не было проблем с молоком или кефиром, но сливочное масло и сгущенку нужно было поискать. Что касается мучных изделий, то здесь все просто: если в городе есть пекарня – проблем нет, но даже если ее нет — с хлебом перебоев не было, просто покупать нужно било сразу после завоза. Разве что всякие лакомства редко попадались на глаза. Но зато каждый ребенок умел в домашних условиях из подручных средств сделать себе конфетки. Карамельки из воды, сахара и уксуса – вот вкус детства тех времен.