Демографическая политика как одно из направлений социальной политики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:22, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является анализ демографической политики, проводимой в современной России. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач: 1. Рассмотреть теоретические аспекты демографической политики. 2. Проанализировать демографическую ситуацию в стране и выявить тенденции демографической динамики. 3. Выявить проблемы демографической ситуации и пути их решения.
Социальная политика – это
составная часть внутренней политики
государства, воплощенная в его социальных
программах и практике, регулирующая
отношения в обществе в интересах и посредством
интересов основных социальных групп
населения.
В социальной сфере находит
отражение и проявление степень гуманности
политики государства, и чем она сильнее,
тем наглядней гуманистическая сущность,
гуманистический смысл направленности
общественного развития.
Первоочередными проблемами
социальной политики в настоящее время
являются:
1. Стабилизация жизненного
уровня населения и недопущение массовой
бедности;
2. Сдерживание роста безработицы
и материальная поддержка безработных;
3. Развитие отраслей социальной
сферы.
Но исключительно важное место
занимают проблемы демографии. Эта проблема
во все времена являлась важной и сложной
управленческой задачей, заключающейся
в необходимости поддерживать определенные
пропорции между населением, ресурсами
и окружающей средой.
Демографическая ситуация в
России останется крайне сложной еще в
ближайшие два десятка лет, как утверждается
в долгосрочном прогнозе социально-экономического
развития страны до 2030 года, подготовленном
Министерством экономического развития.
Поэтому на сегодняшний день демографическая
политика является одним из самых приоритетных
направлений социальной политики. Она
призвана решать важнейшие задачи, такие
как увеличение продолжительности жизни,
снижение уровня смертности, повышение
уровня рождаемости и т.д. Благоприятная
демографическая ситуация, обеспечиваемая
демографической политикой в рамках социальной
политики, очень важна для успешного развития
страны.
В обществе все процессы взаимосвязаны.
Демографические процессы развиваются
под воздействием других социальных процессов:
экономических, политических и прочих.
В свою очередь, и демографические процессы
оказывают влияние на ход всех других
общественных процессов. К примеру, низкий
уровень рождаемости ведет к увеличению
процентной доли пенсионеров в обществе
и к обострению проблемы "отцов и детей".
Колебания уровня рождаемости через определенное
время проявляются в соответствующих
(или противоположных) колебаниях уровня
занятости на рынке труда, уровня преступности
и т.п. Поэтому вопрос демографической
политики, на сегодняшний день, является
очень актуальным.
Вопросами демографии занимались
многие социологи, политологи, философы.
Поскольку депопуляция как факт российской
действительности зафиксирована с 1992
г., то большинство работ по демографии
появилось в 1990-е годы и ныне составляет
целое направление - мощную базу для изучения
причин возникновения депопуляции, ее
внутренних и внешних факторов, а также
реальных возможностей снижения негативных
последствий.
Одним из центральных вопросов
является определение источников депопуляции
для того, чтобы в соответствии с ними
выстраивать демографическую политику.
О.П. Акунина, Е.Н. Бондаренко,
П.П. Бибихин объясняют кризисную ситуацию
в современном российском обществе политическими
и социально-экономическими процессами,
вызвавшими стремительный рост смертности
и резкое падение рождаемости. Указав
на потерю ценностных связей между поколениями,
перераспределением трудовых ресурсов
страны, В.Н. Архангельский, А.Е. Иванова,
Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев предлагают
ряд кардинальных мер, направленных на
изменение общероссийской демографической
политики с учетом специфики отдельно
взятых регионов. В.В. Бойко, О.М. Здравомыслова
изучают особенности российского менталитета
как нематериальной основы для социально-политических
изменений и духовного источника социокультурного
и демографического возрождения.
Но, несмотря на многочисленные
исследования по демографии населения,
практически отсутствуют работы по регулированию
демографического процесса в рамках государственной
социальной политики.
Объектом исследования в моей
курсовой работе выступает демографическая
политика как одна из составляющих социальной
политики.
Предметом исследования являются
основные направления демографической
политики.
Целью курсовой работы является
анализ демографической политики, проводимой
в современной России.
Для достижения поставленной
цели предлагается решение следующих
задач:
2. Проанализировать демографическую
ситуацию в стране и выявить тенденции
демографической динамики.
3. Выявить проблемы демографической
ситуации и пути их решения.
Данная курсовая работа состоит
из трех глав. Первая глава содержит теоретические
аспекты демографической политики: раскрывает
ее принципы и методы, характеризует структуру.
Первая глава дает определение демографической
политики и характеристику ее основных
показателей.
Вторая глава содержит анализ
демографической ситуации страны выявляет
основные направления демографической
политики.
Третья глава освещает проблемы
демографии в России и пути их решения.
В третьей главе содержатся цели и задачи,
которые стоят перед демографической
политикой, а также мировой опыт решения
демографических проблем.
1.1. Определение и сущность
демографической политики.
Отечественные демографы рассматривают
демографическую политику как часть, составной
элемент социально-экономической политики
общества в целом. Именно социально-экономические
процессы через ряд опосредствующих механизмов
формируют различную интенсивность развития
населения, темпы и пропорции его изменения.
Демографическая политика рассматривается
как органическая часть социальной политики,
специфическая по своим целям и методам
их достижения, но обязательно согласованная
с другими сферами, такими, как регулирование
условий занятости, труда, уровень жизни
и социальное обеспечение населения, образование,
здравоохранение.
Само слово "демография"
переводится с греческого как описание
народа. Термин появился в 1855 году в названии
книги "Элементы статистики человека,
или Сравнительная демография" ученого
А. Гийяра [1, c.3]. Первоначально "демография"
употреблялась как синоним статистики
населения, как вид практической деятельности
по сбору данных, описанию и анализу изменений
в численном составе и воспроизводстве
населения.
Демографическая политика -
это целенаправленная деятельность государственных
органов и иных социальных институтов
в сфере регулирования воспроизводства
населения, призванная сохранить или изменить
тенденции динамики его численности и
структуры [2, c.480].
Д. Валентей в своем кратком
определении рассматривал демографическую
политику как управление воспроизводством
населения [3, c.29].
Высокой теоретической ценностью
обладает интерпретация В.Г. Глушковой,
в которой демографическая политика названа
системой мер, предпринимаемых государством
для воздействия на естественное движение
населения и достижения определенных
демографических результатов [4, c.206].
Созвучное определение, дается
М.А. Клуптом: "Демографическая политика
представляет собой комплекс мер, принимаемых
государством с целью повлиять на режим
демографического воспроизводства в заданном
направлении" [5, c.497].
Под демографической политикой
понимаются различные понятия, связанные
с деятельностью государства в области
народонаселения:
1. Политика народонаселения,
это наиболее близкий термин. Применяется
в узком и широком смысле. В узком смысле
– это синоним демографической политики.
В широком же смысле, политика народонаселения,
помимо регулирования демографических
процессов, включает и другие сферы, такие
как, регулирование условий занятости
и труда, а также уровня жизни (доходы,
образование, охрана здоровья, социальное
обеспечение).
2. Контроль рождаемости / регулирование
рождаемости. Данный термин используется
для описания воздействия государства
на процесс рождаемости главным образом
с целью снижения ее уровня и сокращения
темпов роста населения в стране.
3. Контроль населения – регулирование
рождаемости путем проведения государственных
программ планирования семьи или поощрения
деторождения (регулирование рождаемости,
брачности, стимулирование или ограничение
создание брачных пар через возраст вступления
в брак и т.д.).
4. Планирование семьи. Используется
в двух основных смыслах:
деятельность государственных
и негосударственных организаций, направленная
на создание условий для реализации ответственного родительства, для достижения каждой семьей желаемого числа детей. На практике – это стимулирование ограничения деторождений в семьях;
как принятие супружеской парой
(индивидом) добровольных решений о величине
семьи, в частности о числе детей в ней,
и действия, способствующие реализации
таких решений.
1.2. Структура демографической
политики.
Демографическая политика имеет
свою структуру, в которую входят такие
важнейшие и взаимосвязанные элементы,
как: концепция демографического развития,
содержащая в себе четко сформулированные
цели, и программа (план) проведения демографической
политики, т.е. система проводимых мер.
Исходная часть демографической
политики – концепция. Это система идей,
взглядов, определяющая границы правового
и идеологического пространства, в рамках
которого могут формироваться программные
документы по вопросам рождаемости и поддержки
семьи, здоровья и продолжительности жизни,
миграции и иных направлений государственного
регулирования демографического развития.
Концепция – это стратегический замысел,
это то поле, в параметрах которого только
и должны реализоваться соответствующие
государственные проекты не только в демографических,
но и смежных сферах жизнедеятельности.
Самый простой пример – подход к строительству
моста. По одному замыслу этот мост можно
строить вдоль реки, по другому – поперек.
Какой бы красоты и прочности мост не был,
но в первом случае он будет бесполезен.
Такова его концепция [6, c.248].
Концепция не может не исходить
из реалий политической, социально-экономической
и демографической ситуации в Российской
Федерации, не принимать во внимание динамику
развития других, в частности, соседних
государств, а также происходящую в современном
мире глобализацию различных сфер жизнедеятельности
населения. Учитывая специфику реформирования
России, и федеральная, и региональные
концепции должны ориентироваться на
переходный период, и вместе с тем на последующее
устойчивое социально-экономическое развитие,
что обусловлено инерционностью демографических
процессов и долгосрочностью достижения
ожидаемых результатов.
Структурно концепция состоит
из нескольких взаимосвязанных частей.
В 90-е годы исходную часть этого документа
составляла характеристика демографической
ситуации страны или конкретного региона.
Но сам по себе анализ ситуации не достаточен
для выбора цели демографического развития.
Это позволяет сделать лишь специальное
обоснование, включающее демографические,
экономические, геополитические и иные
факторы. В ряде концепций, разработанных
уже в ХХI веке исходной частью выступает
именно разностороннее обоснование цели
или даже стратегии демографического
развития. В соответствии с целью по основным
направлениям демографического развития
формулируются задачи и обосновываются
приоритеты. Эта работа в основном опирается
на данные анализа демографической ситуации.
Вторую часть демографической
политики составляют программы (планы)
действий или мер в области рождаемости
и семьи, здоровья и смертности, миграции
и расселения населения. Эти меры либо
оказывают влияние непосредственно (расширение
объема и улучшение качества медицинских
услуг, упрощение порядка предоставления
гражданства мигрантам и др.), либо опосредованно
через поведение, когда меняются окружающие
человека условия и у него постепенно
происходят изменения ценностных ориентаций,
установок и поведения в целом (таковы
в основном меры по стимулированию рождаемости).
Программы могут быть едиными,
охватывая мероприятия по всем компонентам
демографического развития, и специальными,
предназначенными для реализации задач
в сфере рождаемости и укрепления семьи,
улучшения здоровья и снижения смертности
населения, рационализации миграционных
процессов. По каждой из этих задач в зависимости
от уровней и тенденций в сферах рождаемости,
смертности и миграции могут быть намечены
приоритеты, как задачи для их первоочередного
решения. Эти приоритеты чаще сего определяются
исходя из половозрастных характеристик,
выделения групп риска, структуры причин
смерти, результативности и состава миграционных
потоков и т.д.
Все эти меры могут быть условно
разделены на четыре группы. Первая группа
включает нормативно-правовые акты. К
ним, например, относятся установление
минимального возраста вступления в брак,
ответственность родителей за содержание
детей, право на производство аборта, законы,
регулирующие пребывание и занятость
иностранных граждан.
Вторая группа составляет меры
экономического характера. Они весьма
разнообразные и достаточно затратные.
Но при разработке мер, требующих финансовых
расходов, с разной степенью трудности
все же можно установить размеры необходимых
денежных ресурсов на их осуществление.
Третью группу составляют информационно-пропагандистские
меры. Эти меры мало затратные и в принципе
их осуществление должно опережать введение
не только экономических, но и, возможно,
нормативно-правовых мер. Задача этой
группы мер – подготовить общественное
мнение в направлении проведения той демографической
политики, которая адекватна национальным
интересам страны.
Четвертая группа охватывает
мероприятия организационного характера.
Сюда относится формирование специальных
структур, занимающихся демографической
проблематикой, содействие организации
и функционированию общественных объединений,
оказывающих консультативную и иную помощь
семьям, прежде всего, молодым, создание
служб доверия, обоснование предложений
по совершенствованию информационной
базы о демографических процессах и миграции
населения и пр.
1.3. Принципы демографической
политики.
Демографическая политика руководствуется
различными принципами при определении
путей решения тех или иных демографических
проблем:
1. Принцип суверенности
семьи. Он означает, что семья независима
от государства и имеет право принимать
любые решения, касающиеся ее жизни, в
частности рождения или отказа от рождения
детей, совершенно самостоятельно, сообразуясь
лишь с собственными целями и интересами.
Это означает и право семьи на любой тип
семейного (брачного, сексуального и репродуктивного)
поведения, в том числе и на тот, который
с точки зрения преобладающих социокультурных
и моральных норм рассматривается как
отклоняющийся от нормы. Для реализации
данного принципа необходима соответствующая
нормативная база, обеспечивающая суверенность
семьи.