Если говорить о младенческой
смертности, то можно отметить, что ее
удается сокращать. В 2011 году был зафиксирован
минимальный уровень младенческой смертности,
который составил 13168 человек. Младенческая
смертность крайне неблагоприятна для
демографии, поскольку она ведет к старению
населения.
Одновременно с уменьшением
уровня смертности растет уровень рождаемости.
Это и приводит к спаду естественной убыли
населения, хотя и не искореняет её. Уровень
рождаемости растет вместе с уровнем брачности.
Следует отметить, что количество заключаемых
за год браков намного превосходит количество
разводов за тот же период (Таблица 4). Это
позволяет в перспективе ожидать еще большего
повышения уровня рождаемости.
Таблица 4. Браки и разводы [8].
Годы |
Количество браков |
Количество разводов |
2008 |
1179007 |
703412 |
2009 |
1199446 |
699430 |
2010 |
1215066 |
639321 |
2011 |
1316011 |
669376 |
2012 |
1367455 |
641514 |
Потери, вызванные естественной
убылью населения, возмещаются за счет
механического прироста населения.
Таблица 5. Механическое движение
населения [8].
Годы |
Прибывшие |
из них |
Выбывшие |
из них |
Миграци-онный прирост |
|
в пределах России |
из зарубеж-ных стран |
в пределах России |
в зарубежные страны |
Все население |
2005 |
2088639 |
1911409 |
177230 |
1981207 |
1911409 |
69798 |
107432 |
2006 |
2122071 |
1935691 |
186380 |
1989752 |
1935691 |
54061 |
132319 |
2007 |
2284936 |
1997980 |
286956 |
2044993 |
1997980 |
47013 |
239943 |
2008 |
2215945 |
1934331 |
281614 |
1973839 |
1934331 |
39508 |
242106 |
2009 |
1987598 |
1707691 |
279907 |
1740149 |
1707691 |
32458 |
247449 |
2010 |
2102304 |
1910648 |
191656 |
1944226 |
1910648 |
33578 |
158078 |
2011 |
3415055 |
3058520 |
356535 |
3095294 |
3058520 |
36774 |
319761 |
2012 |
3563548 |
3168114 |
395434 |
3268618 |
3228742 |
39876 |
294930 |
В 2012 году миграционный (механический)
прирост составил 294930 человек, что значительно
меньше в сравнении с 2011 годом, в котором
данный прирост составил 319761 человек (Таблица
5).
Таким образом, из проведенного
анализа видно, что проводимая демографическая
политика ведет к появлению и сохранению
положительных тенденций (увеличение
рождаемости, снижение смертности, механический
прирост населения). Но она еще не до конца
разрешила все проблемы, главная из которых
естественная убыль населения, которая
может неблагоприятно сказаться на
основных показателях социально-экономического
развития страны, прежде всего на темпе
роста валового внутреннего продукта
и обеспеченности трудовыми ресурсами.
3. Реализация демографической
политики.
3.1. Государственные меры
РФ в области демографической политики.
Перспективы демографического
развития.
Демографическая политика Российской
Федерации направлена на увеличение продолжительности
жизни населения, сокращение уровня смертности,
рост рождаемости, регулирование внутренней
и внешней миграции, сохранение и укрепление
здоровья населения и улучшение на этой
основе демографической ситуации в стране.
Для достижения данных целей разработана
«Концепция демографического развития
на период до 2025 года», в которой определяются
принципы, задачи и основные направления
политики Российской Федерации в области
народонаселения на период до 2025 года.
Достижение целей демографической политики
Российской Федерации в значительной
степени зависит от успешного решения
широкого круга задач социально-экономического
развития, включая обеспечение стабильного
экономического роста и роста благосостояния
населения, снижение уровня бедности и
уменьшение дифференциации по доходам,
интенсивное развитие человеческого капитала
и создание эффективной социальной инфраструктуры
(здравоохранение, образование, социальная
защита населения), рынка доступного жилья,
гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической
обстановки [7].
Реализацию демографической политики
Российской Федерации на период до 2025
года предполагается осуществлять путем:
дальнейшего совершенствования
законодательства Российской Федерации
в сфере семейного, налогового и жилищного
права, здравоохранения, образования,
социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики
с учетом мер по реализации демографической
политики, общепризнанных норм международного
права и международных обязательств Российской
Федерации, направленных на создание системы
экономических стимулов для населения
в сфере демографического развития;
включения задач и мероприятий,
призванных улучшить демографическую
ситуацию, в федеральные и региональные
программы социально-экономического развития;
учета задач демографической
политики при формировании федерального
и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных
фондов, концентрации финансовых и материальных
ресурсов для реализации основных задач
демографической политики, привлечения
дополнительных внебюджетных средств
на эти цели;
методического обеспечения деятельности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами; постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
развития научных исследований
в сфере народонаселения.
Основными задачами демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности
не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном
возрасте от внешних причин;
сокращение уровня материнской
и младенческой смертности не менее чем
в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья
населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья
населения, увеличение продолжительности
активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового
образа жизни, существенное снижение уровня
заболеваемости социально значимыми и
представляющими опасность для окружающих
заболеваниями, улучшение качества жизни
больных, страдающих хроническими заболеваниями,
и инвалидов;
повышение уровня рождаемости
(увеличение суммарного показателя рождаемости
в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго
ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи,
возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии
с потребностями демографического и социально-экономического
развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции [7].
2013 год относится ко
второму этапу реализации данной
концепции. На втором этапе (2011 —
2015 годы) будет продолжено осуществление
мероприятий по стабилизации
демографической ситуации. Основной
акцент будет сделан на внедрении программы
здорового образа жизни, реализации специальных
мер по содействию занятости женщин, имеющих
детей, проведении мероприятий по профилактике
и своевременному выявлению профессиональных
заболеваний, осуществлении программы
поэтапного сокращения рабочих мест с
вредными или опасными для репродуктивного
здоровья населения условиями труда.
К 2015 году предусматривается
существенно улучшить здоровье населения,
создать условия для комфортной жизнедеятельности
семей, воспитывающих детей.
В связи с реализацией с 2010 года
дополнительных мер государственной поддержки
семей, имеющих детей, в форме предоставления
материнского (семейного) капитала будут
разработаны меры по расширению строительства
доступного семейного жилья, развитию
дополнительных образовательных услуг.
По итогам реализации второго
этапа концепцией предполагается к 2016
году:
стабилизировать численность
населения на уровне 142 — 143 млн. человек;
увеличить показатель ожидаемой
продолжительности жизни до 70 лет;
увеличить в 1,3 раза по сравнению
с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости,
на треть снизить уровень смертности населения;
уменьшить отток квалифицированных
специалистов, увеличить объемы привлечения
на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом, квалифицированных иностранных
специалистов и молодежи, обеспечить на
этой основе миграционный прирост на уровне
не менее 200 тыс. человек ежегодно.
На третьем этапе (2016 — 2025 годы)
предусматривается на основе оценки влияния
реализуемых проектов и программ на демографическую
ситуацию проводить мероприятия по упреждающему
реагированию на возможное ухудшение
демографической ситуации в стране.
В связи со значительным уменьшением
к началу третьего этапа численности женщин
репродуктивного возраста потребуется
принять дополнительные меры, стимулирующие
рождение в семьях второго и третьего
ребенка.
В целях замещения естественной
убыли населения в результате возможного
сокращения уровня рождаемости предстоит
активизировать работу по привлечению
на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию иммигрантов трудоспособного
возраста.
К 2025 году предполагается:
обеспечить постепенное увеличение
численности населения (в том числе за
счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
увеличить ожидаемую продолжительность
жизни до 75 лет;
увеличить в 1,5 раза по сравнению
с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости,
снизить уровень смертности в 1,6 раза;
обеспечить миграционный прирост
на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.
Одним из основных направлений
демографической политики является повышение
уровня рождаемости. Решение задачи по
повышению уровня рождаемости включает
в себя множество мер, например:
усиление государственной поддержки
семей, имеющих детей, включая поддержку
семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
развивать систему предоставления
пособий в связи с рождением и воспитанием
детей (включая регулярные пересмотр и
индексацию их размеров с учетом инфляции);
усилить стимулирующую роль
дополнительных мер государственной поддержки
семей, имеющих детей, в форме предоставления
материнского (семейного) капитала, расширяя
в связи с этим рынок образовательных
услуг для детей и масштабы строительства
доступного жилья для семей с детьми;
создать механизмы оказания
дополнительной поддержки неполных семей
с детьми и многодетных семей с низкими
доходами, семей, принимающих на воспитание
детей, оставшихся без попечения родителей,
а также семей, имеющих детей-инвалидов,
включая изменение размеров налоговых
вычетов для работающих родителей в зависимости
от дохода семьи и количества детей, формирование
государственного заказа на оказание
организациями различной организационно-правовой
формы социальных услуг семьям с детьми;
обеспечить потребность семей
в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких
форм предоставления услуг по уходу и
воспитанию детей в зависимости от их возраста.