Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:01, реферат
Актуальной задачей сегодня является не пассивное приспособление к ограниченным финансово-материальным ресурсам республики, а создание и развитие правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов мобилизации и распределения ресурсов, выделяемых на социальные цели, поэтапное решение всего круга социальных проблем как унаследованных от командно-административной системы, так и возникающих в ходе рыночных преобразований
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Социально-экономическая сущность рынка труда 5
1.2 Особенности молодежного сегмента рынка труда в Кыргызстане 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА И ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 18
2.1 Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов 18
2.2 Анализ рынка труда Кыргызской Республики 25
ГЛАВА 3. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Чтобы быть эффективной, политика занятости молодежи должна стать дифференцированной и нацеливаться на конкретные слои молодого населения, сочетая активную политику в области занятости с превентивными мерами, призванными улучшить возможности трудоустройства молодежи в более долгосрочной перспективе.
В 1990-х гг. произошли серьезные политические и экономические изменения, которые оказали драматическое влияние на рынки труда в странах бывшего социалистического лагеря. Во время переходного периода изменились как спрос, так и предложение рабочей силы. В Кыргызстане в период с 1999 по 2005 гг., по официальным данным, трудоспособное население увеличилось примерно на 12 % (с 2613,7 тыс. до 2922,7 тыс. человек). Полная занятость, характерная для времени социализма, стала уже историей. За последние 6 лет предложение на рынке труда опережало спрос в среднем на 32%.(Программа «Национальная политика занятости КР до 2010 г.) Произошли значительные секторальные изменения в экономике страны. Так, сократились промышленные отрасли, появились новые секторы, в основном в сфере услуг. Большое количество людей остались без работы, что существенно сказалось на уровне экономической активности и занятости.
В Кыргызстане многие люди, лишившись работы, перешли в неформальный сектор и натуральное сельское хозяйство. Безработица привела также к интенсивной миграции как внутри страны (между регионами и из села в город), так и из нее. Точный уровень безработицы неизвестен, но то, что она приняла огромные масштабы и затяжной характер, понятно и без цифр.
Необходимо отметить, что официальные цифры по занятости не отражают реальной действительности в силу несовершенства статистической методологии, а также в силу некоторых объективных факторов, в том числе большой доли теневой экономики и неформальной занятости.
По данным регистрации, безработица находится на уровне 3,0-3,3 процента, хотя общий ее уровень, согласно данным национальной программы по занятости, составляет 9%. Мизерные пособия от 250 до 700 сомов в месяц, которые получают только 15 % зарегистрированных безработных, не стимулируют всех безработных регистрироваться в службах занятости. К тому же реальные возможности служб занятости трудоустроить граждан очень ограничены, поэтому больших надежд ищущие работу на них не возлагают.
Среди молодежи уровень безработицы составляет, по официальным данным, 10 %. Эти цифры, по общему признанию, отражают только верхушку айсберга.
Особенностью нынешнего рынка труда является значительное число неактивного населения (24 %), и большую часть его составляют так называемые отчаявшиеся найти работу в результате длительной безработицы. Более половины зарегистрированных безработных – это не работающие более года, то есть длительные безработные. Почти 60 % учтенной безработной молодежи относится к длительным безработным, с существенной долей выпускников высших учебных заведений (14 %.). В целом на рынке труда сложилась ситуация, когда основные его потоки складываются чаще по схемам «занятость - занятость», «безработица - неактивность», чем «безработица - занятость».
Одной из самых больших проблем для страны в настоящее время является интеграция молодых людей в рынок труда. Поэтому при реализации программы приоритеты необходимо придать данной категории населения. (Из Программы «Национальная политика занятости Кыргызской Республики до 2010 г.»)
До настоящего времени внимание в основном уделялось явлению безработицы в целом. В значительной степени безработица среди молодежи, безусловно, отражает общий уровень безработицы в стране и состояние экономики. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве.
Необходимость обратить особое внимание на занятость молодежи обоснована прежде всего спецификой молодежного рынка труда, характеризуемого дополнительными барьерами для молодых трудоспособных граждан. Изменения совокупного спроса на труд и любые макроэкономические изменения особенно сильно отражаются на молодых, в частности, на тех, кто впервые вступает на рынок труда.
Проблемы при вступлении молодежи на рынок, в свою очередь, ведут к бедности среди этой категории, переходу молодежи в неформальный сектор, характеризуемый плохими условиями труда, рисками для здоровья, социальной незащищенностью, а также увеличивают вероятность вовлечения молодежи в различные антисоциальные явления и действия.
Важность проблемы занятости молодежи связана с тем, что в структуре рынка труда молодежь составляет весьма существенный сегмент, который в настоящее время характеризуется стабильной тенденцией к увеличению предложения рабочей силы. Так, в общей численности трудовых ресурсов (2922,7 тысячи человек) молодежь в возрасте до 34 лет составляет 59,4 процента. Уровень экономической активности среди молодежи, особенно в возрастных группах 25-29 лет и 30-34 года, очень высок (90%), но уровень занятости в целом по стране гораздо ниже и в 2005 г. составлял 64,3 %. Удельный вес молодежи среди общего количества безработных по имеющимся сведениям составляет более половины - примерно 53%4.
Специфичность молодежного рынка труда и в том, что он характеризуется большей неустойчивостью и дисбалансом между спросом и предложением в силу изменений в профессиональной ориентации молодых людей и большим разнообразием. Так, ежегодно около 45-50 тысяч выпускников высших учебных заведений, получивших подготовку по множеству специальностей, выходят на рынок труда. Поскольку рынок ограничен, большая часть выпускников не может трудоустроиться по специальности. Та же часть, которая все-таки трудоустраивается, далеко не всегда находит работу по своей базовой специальности. Таким образом, для многих переподготовка становится единственным шансом получить работу. Поэтому высока доля тех, кто стремится получить второе высшее образование.
Важно отметить, что молодежь, особенно впервые вступающая на рынок труда, не конкурентоспособна, поскольку большинство работодателей предпочитают нанимать на работу людей, уже имеющих профессиональные навыки и стаж работы по специальности. У молодежи меньше возможностей по сравнению с более взрослым населением для самозанятости и открытия своего бизнеса в силу того, что молодым не хватает навыков, финансовых ресурсов, у них нет залогового имущества для получения кредитов.
Рост числа молодых людей, закончивших вузы, но оказавшихся безработными, означает для государства и общества потерю инвестиций, неиспользованные человеческие ресурсы.
Согласно данным национального опроса в Кыргызстане, проведенном в марте-апреле 2011 г., самыми острыми проблемами страны в настоящее время называются проблемы безработицы и экономического развития страны, соответственно – главными проблемами, стоящими перед семьями, названы вопросы трудоустройства и улучшение материального положения. (IRI, Baltic Surveys, The Gallup organization)
Снижение экономической активности молодежи в определенной степени объясняется уходом ее части на теневой рынок труда. Небольшая доля молодежи связывает свою деятельность с натуральным хозяйством. В сельской местности доля незанятой молодежи очень велика, так как кроме сельского хозяйства здесь других возможностей найти работу нет. Нет точных данных по безработице среди молодежи с ограниченными возможностями, но не трудно догадаться, что эта уязвимая группа находится в числе тех, кто попадает в группу длительной безработицы.
Безработица и низкооплачиваемая работа способствуют тому, что молодежь чаще других категорий становится жертвой торговли людьми. Часть молодежи, пытаясь уехать на заработки в другие страны, пользуется услугами организованной преступности, занимающейся торговлей людьми, и подвергается рискам для здоровья и личной безопасности. Нередки случаи попадания в рабство.
Безработица среди молодежи чревата и увеличением социальных проблем, в том числе насилия, суицидов и злоупотребления наркотиками.
К числу позитивных изменений молодежной занятости можно отнести появление молодых предпринимателей, банкиров, менеджеров - как в частном секторе, так и в неприбыльном. Все в большей степени экономическая активность молодежи реализуется в сфере новых экономических отношений – в торговле, посредничестве, бытовых услугах. К сожалению, доля молодежи в госслужбе незначительна.
Учеба вместо работы
В свое время прежнее руководство страны дало зеленый свет созданию множества высших учебных заведений в стране, исходя из нескольких соображений. Считалось, что высшее образование улучшит шансы молодежи на трудоустройство, а качество образования будет регулироваться рынком, и со временем в результате конкурентной борьбы ненужные, слабые и т.д. вузы сами собой исчезнут. В условиях массовой безработицы таким способом также предполагалось удержать молодежь от «шатания на улицах» и «занять их учебой».
С точки зрения влияния на занятость это было и способом растянуть период вступления молодежи на рынок труда. Безусловно, на какое-то время бум высшего образования снизил общую напряженность на рынке труда, но итоги оказались не такими, какие ожидались. В результате массовый выпуск специалистов, не востребованных на рынке труда, только усугубил ситуацию с занятостью, поскольку отсутствовал целостный подход к политике занятости, основанный прежде всего на стратегии экономического развития страны, не проводились анализ и прогнозирование ситуации на рынке труда и не предпринимались адекватные меры.
Трудовая миграция
Другим уроком для Кыргызстана должна стать массовая миграция трудовых ресурсов за пределы страны. Экспорт избытка рабочей силы - это один из способов решения проблемы безработицы за счет уменьшения предложения рабочей силы внутри страны. В этом смысле наша страна – не уникальна, поскольку многие государства подходят к вопросу внешней трудовой миграции с прагматической точки зрения. С помощью трудовой миграции социальная напряженность в стране разряжается, к тому же налицо экономические выгоды в виде денежных переводов. Некоторые местные аналитики считают, что в данный момент для Кыргызстана это чуть ли не единственная стратегия развития, потому что отдельные секторы экономики, на которые возлагается надежда, попросту не конкурентоспособны. Есть мнение, что, набравшись в других странах опыта и навыков, молодежь возвращается с большим потенциалом. Данное утверждение, наверное, лишь отчасти относится к молодежи Кыргызстана, ведь не секрет, что из страны уезжают специалисты с высшим и средним специальным образованием, причем наблюдается тенденция, когда, наиболее, высококвалифицированные кадры уезжают из страны на длительные сроки или, навсегда. К тому же виды работ, которыми занимаются наши сограждане на зарубежных рынках, не позволяют говорить о наращивании потенциала человеческих ресурсов.
Несмотря на признание наличия определенных плюсов от трудовой миграции, вызывает сожаление то, что Кыргызстан превратил ее в своего рода панацею для рынка занятости в стране. Многие аналитики обращают внимание на негативные эффекты от массовой трудовой миграции, особенно в долгосрочной перспективе.
Трудовая миграция: потерянное население. Разделяя точку зрения последних, хотелось бы отметить, что стимулирование миграции из страны без каких-то параллельных действий со стороны государства, направленных на решение проблем занятости внутри страны и в целом развития страны, чревато серьезными последствиями.
Это важно для рынка труда, для развития страны, национальной безопасности. Представляется не совсем корректным, когда эффект от экспорта рабочей силы в других странах служат оправданием массовой миграции молодого трудоспособного населения из Кыргызстана. Не нужно забывать, что Кыргызстан – это не многомиллионные Турция или Мексика. Меры по защите прав наших сограждан, работающих в других странах, и созданию нормативно-правовых основ легальной трудовой миграции важны, и в этом направлении работают Госкомитет по миграции и некоторые общественные организации. Однако если не принимать другие, встречные меры по улучшению экономической ситуации в стране, такая стратегия не позволит переломить кризис в сфере занятости и может привести к весьма печальным последствиям. Чрезвычайно важно озаботиться принятием мер, которые позволили бы, с одной стороны, наиболее рационально воспользоваться краткосрочными положительными эффектами от трудовой миграции, а с другой стороны, создать устойчивые тенденции для уменьшения миграции вовне и создания более благоприятных условий в сфере занятости внутри страны в долгосрочном плане. К примеру, всерьез следует задуматься над стратегиями, которые сделают привлекательным возвращение наших граждан в свою страну путем создания для них возможностей для открытия или развития своего бизнеса, установления налоговых льгот, обеспечения доступа к кредитам и др.
Как остановить «утечку мозгов» - это другой важный вопрос. За весь период независимости республика уже безвозвратно потеряла тысячи квалифицированных кадров. Еще печальнее, что миграционные настроения очень сильны и по сей день среди наиболее образованной части молодежи, включая тех, кто получил образование в университетах США, Европы и других стран. Возможности самореализации для них внутри страны ограничены. Нерациональная политика использования человеческих ресурсов, несовершенство рынка и высокий уровень коррупции в обществе ограничивают возможности образованной и талантливой молодежи. Большая часть из них работает на специфическом рынке труда, главным образом – в международных или местных НПО, финансируемых международными донорами. Специфика этого рынка характеризуется крайней неустойчивостью: он очень узок (ограничен), не всегда гибок и не свободен от проявлений коррупции. Складывается ситуация, когда наиболее квалифицированная часть молодежи оказывается невостребованной у себя в государстве или работает в непроизводительных сферах.
Глава 2. Анализ рынка труда И ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В Кыргызской Республике
2.1 Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
Население Кыргызстана увеличивалось за последнее десятилетие и к 2011 году достигло почти 5,421 миллиона человек. Согласно Общей оценки страны ООН (ООС) за 2006 год, население будет расти в ближайщие годы, как результат предыдущей высокой рождаемости и большого процента молодежи (36% до 20 лет) среди населения, которая входит в репродуктивный возраст. Из- за высокой рождаемости в сельской местности сельское население (65%) значительно превышает городское (35%). Отсюда вытекает одна из двух основных сложностей, связанных с ростом населения в Кыргызстане,- большая доля молодежи, ищущей место на рынке труда. Второй сложностью является большая доля растущего сельского населения, поскольку бедность в Кыргызстане в основном сосредоточена в сельской местности5.
Несмотря на общую тенденцию к снижению, уровень бедности продолжает оставаться довольно высоким. Сельские регионы намного беднее и бедность составляет 55,5%. Около 70% тех, кто живет за чертой бедности, проживают в сельских районах.
Численность наличного населения Кыргызской Республики на конец 2011г. составила 5 млн. 421 тыс. человек, постоянного - 5 млн. 293 тыс. Более трети населения (35%) проживает в городах и около двух третей (65%) - в селах.
Плотность населения составляет в среднем 26 человек на квадратный километр. Показатель варьирует от 77 человек на квадратный километр в Чуйской долине, 44 - в Ошской области, до 6 человек на квадратный километр - в Нарынской.