Демографический и трудовой потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Для максимального использования человеческого потенциала необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда.
Демографическая политика Республики Беларусь должна быть направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся продолжительностью жизни. Особого внимания требует проблема создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания детей, постепенного перехода от низкого уровня рождаемости к среднему.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………….…….3
Демографический потенциал Беларуси………………………………………………………..…………..4
Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы…………………………………………………………………………………………………………...5
Демографическая ситуация в Республике Беларусь: основные проблемы
и тенденции…………………………………………………………………………………………………………………6
Социальная поддержка семьи и детства…………………………………………………………………...9
Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь…………………………….10
Трудовой потенциал. Показатели его характеризующие………………………………………..11
Выводы………………………………………………………………………………………………………………….……18
Список литературы…………………………………………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

нэб.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу «Национальная экономика Беларуси»

на  тему «Демографический и трудовой потенциал»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент 2 курса гр. 101501

Наумович  Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………………………….…….3

Демографический потенциал Беларуси………………………………………………………..…………..4

Национальная программа демографической  безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы…………………………………………………………………………………………………………...5

Демографическая ситуация в Республике Беларусь: основные проблемы

и тенденции…………………………………………………………………………………………………………………6

Социальная  поддержка семьи и детства…………………………………………………………………...9

Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь…………………………….10

Трудовой  потенциал. Показатели его характеризующие………………………………………..11

Выводы………………………………………………………………………………………………………………….……18

Список  литературы…………………………………………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический  и трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством  трудовых ресурсов, их занятостью в  экономике. Трудовые ресурсы относятся  к одному из основных факторов развития национальной экономики.

Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

Устойчивость социально-экономического развития страны определяется человеческим капиталом, который включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас.

Для максимального использования  человеческого потенциала необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости  населения, повышать производительность труда.

Демографическая политика Республики Беларусь должна быть направлена на обеспечение  режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого ростом населения, сознательно  регулируемой рождаемостью, снижающейся  смертностью и повышающейся продолжительностью жизни. Особого внимания требует  проблема создания благоприятных условий  для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания детей, постепенного перехода от низкого уровня рождаемости к среднему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демографический потенциал  Беларуси

 

 

Вступление Республики Беларусь в XXI век сопровождается негативными  демографическими тенденциями –  сокращением численности населения  и его старением.

В Беларуси параметры воспроизводства  населения меньше, чем требуется  для замещения поколений, ожидаемая  продолжительность жизни сокращается, чрезвычайно высока смертность в  трудоспособном возрасте – особенно мужчин (а на селе ожидаемая продолжительность  жизни у мужчин далеко не достигает пенсионноговозраста). 
             В 2007 году была утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы с целью создания условий для предотвращения дальнейшего ухудшения демографической ситуации. Ее основные задачи – повышение качества жизни семей с детьми, улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана здоровья матери и ребенка, снижение заболеваемости и смертности населения, оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков с учетом национальных демографических интересов. Постановка именно этих задач была обусловлена сложившейся в стране демографической ситуацией: низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности.

Численность населения Беларуси за 2011 год сократилась на 15,8 тыс. человек.

В Беларуси в 2011 году на 1000 браков приходилось 445 разводов.

Так, за 2011 год в республике зарегистрировано 86 тыс. 785 браков. Число новых официальных  семейных союзов увеличилось по сравнению  с 2010 годом на 12,7%. В прошлом году на 1000 жителей республики приходилось 9,2 брака (в 2010-м этот показатель равнялся 8,1).

По последним статистическим данным, в 2011 году расторгнуто 38 тыс. 584 брака. Число разводов в республике продолжает увеличиваться: их стало на 5,3% больше по сравнению с 2010 годом.

Численность населения Беларуси за 2011 год сократилась на 15,8 тыс. человек.

По последним данным, численность населения Беларуси на 1 января 2012 года составила 9 млн. 465,4 тыс. человек.

Численность жителей за прошлый  год увеличилась только в Минске - с 1 млн. 864,1 тыс. человек на 1 января 2011 года до 1 млн. 885,1 тыс. человек на 1 января 2012-го. В остальных регионах республики количество жителей за минувший год уменьшилось.

За прошлый год умерли 135 тыс. 99 человек - на 2 тыс. 33 меньше по сравнению  с 2010-м. Общий коэффициент смертности в 2011 году по республике равнялся 14,3 на 1 тыс. населения (в 2010 году он был 14,4).

Младенческая смертность (детей  в возрасте до 1 года) снизилась в  Беларуси с 4,0 на 1 тыс. родившихся в 2010 году до 3,9 промилле в 2011-м.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

 

 

Цель – стабилизация численности  населения в 2015 году на уровне 9,44 – 9,45 млн. человек и обеспечение  перехода к устойчивому демографическому росту.

Для достижения поставленной цели необходимо снизить убыль населения в 2011 году до 18,5 тыс. человек, 2012 – до 15 тыс. человек, 2013 – до 9 тыс. человек, 2014 –  до 4 тыс. человек, в 2015 году обеспечить минимальный положительный естественный прирост.

 

Задачи:

 

  • увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
  • создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;
  • снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
  • улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
  • регулирование внешних миграционных процессов с учетом национальных интересов;

Ожидаемые результаты реализации:

  • увеличение общего коэффициента рождаемости в 2015 году до 11,8 – 12,0 на 1000 человек;
  • увеличение суммарного коэффициента рождаемости (число детей, которых могла бы родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15 – 49 лет) до 1,55 – 1,65;
  • увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 80 процентов в общем числе детей данной категории;
  • стабилизация и снижение младенческой смертности на уровне 3,8 на 1000 младенцев, рожденных живыми;

 

  •  увеличение до 40 процентов удельного веса родов без осложнений;
  • снижение тяжести первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста до 55 процентов;
  • снижение смертности трудоспособного населения до 5,0 на 1000 человек;
  • снижение коэффициента общей смертности населения до 13,0 – 12,5 на 1000 человек;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72 – 73 лет;
  • увеличение сальдо внешней миграции до 60 тысяч человек;

 

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ.

 

 

Вступление Республики Беларусь в XXI век сопровождается негативными  демографическими тенденциями –  сокращением численности населения  и его старением.

Исходя из того, что одним из факторов национального самосознания личности является необходимость решительного противодействия физическому исчезновению народа, руководство Республики Беларусь приняло очередную программу  демографической безопасности на 2011 - 2015гг.

В Беларуси, как впрочем и в  других развитых странах, существуют демографические  угрозы: неблагоприятная возрастная структура населения, связанная, в первую очередь, со старением населения; уменьшение числа браков, низкий уровень рождаемости, в результате чего не восполняется численность граждан страны; недостаточно высокая продолжительность жизни; сокращение численности сельского населения.

Сокращение рождаемости и сохранение этой тенденции в перспективе  обусловят уменьшение спроса на услуги социальных отраслей (здравоохранение, образование) – сокращение родильных  домов, детских садов, школ и соответственно сокращение занятости в этих отраслях. Снижение рождаемости также негативно  повлияет и на возрастную структуру  населения, ее трудовой потенциал.

Серьезной проблемой для воспроизводства  населения Беларуси является высокий  уровень смертности. И необходимо подчеркнуть тот факт, что четвертая  часть всех смертельных исходов  приходится на трудоспособное население, а среди мужского населения на трудоспособный возраст приходится треть смертей. Высокая смертность, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, приводит к серьезным потерям  трудового потенциала страны.

 

Реализация комплекса организационно-правовых и социально-экономических мер, предусмотренных  Национальной программой демографической  безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 135 (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 2007 г., № 79, 1/8434), позволила  обеспечить рост рождаемости и ожидаемой  продолжительности жизни, замедление темпов сокращения численности населения, снижение уровня материнской и младенческой смертности, положительное сальдо внешней  миграции.

Общий коэффициент рождаемости  увеличился с 9,9 до 11,4 на 1000 человек.

Достигнуты запланированные показатели ожидаемой продолжительности жизни  – 70,4 года, положительное сальдо внешней  миграции составило 10,3 тыс. человек. По таким показателям, как младенческая и материнская смертность, Республика Беларусь находится на уровне европейских  стран. Убыль населения с 2006 по 2010 год уменьшилась практически  в 2 раза – с 36 тыс. человек до 18,8 тыс. человек.

С начала 90-х годов ХХ века демографическая  ситуация в стране характеризуется  устойчивой депопуляцией. Абсолютная убыль населения за 1993 – 2010 годы составила свыше 750 тыс. человек.

Главной причиной депопуляции в  Республике Беларусь является низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65%. В 2010 году суммарный коэффициент  рождаемости составил 1,49 на одну женщину  при необходимом для простого воспроизводства населения 2,15.

Низкий уровень рождаемости  в стране совпал с кризисом института  семьи.

Почти половина (44%) заключаемых браков распадается. Каждый пятый ребенок  рождается у матерей, не состоящих  в зарегистрированном браке. В стране проживает более 25 тыс. детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, из них 6,7 тыс. воспитываются  в детских интернатах. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки.

Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня  белорусская семья – это, как  правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в  республике составляет 62% , в то время  как многодетных (с тремя и  более детьми) – лишь 6%.

В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей. Согласно социологическим  исследованиям, в иерархии ценностей  молодое поколение ставит на первое место семью и почти 70% хотят  иметь более одного ребенка.

Возрастающие потери трудоспособной части населения сокращают среднюю  продолжительность жизни в стране. Беларусь сегодня отстает от развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности  жизни на 11 – 15 лет у мужчин (64,7 года) и на 5 – 10 лет у женщин (76,4 года).

 

 

Ожидаемая продолжительность жизни.

 

Высокая смертность и низкая рождаемость  увеличивают нагрузку на экономически активное население, систему здравоохранения  и социальной защиты. По прогнозу при  существующих тенденциях к 2030 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 человек в  нетрудоспособном возрасте (в 2010 году – 693 человека).

Информация о работе Демографический и трудовой потенциал