Демографический и трудовой потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Для максимального использования человеческого потенциала необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда.
Демографическая политика Республики Беларусь должна быть направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся продолжительностью жизни. Особого внимания требует проблема создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания детей, постепенного перехода от низкого уровня рождаемости к среднему.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………….…….3
Демографический потенциал Беларуси………………………………………………………..…………..4
Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы…………………………………………………………………………………………………………...5
Демографическая ситуация в Республике Беларусь: основные проблемы
и тенденции…………………………………………………………………………………………………………………6
Социальная поддержка семьи и детства…………………………………………………………………...9
Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь…………………………….10
Трудовой потенциал. Показатели его характеризующие………………………………………..11
Выводы………………………………………………………………………………………………………………….……18
Список литературы…………………………………………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

нэб.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

Значительные потери трудового  потенциала ведут к увеличению дефицита трудовых ресурсов, сдерживанию темпов инновационного развития экономики. В  результате утрачиваются инвестиции, вложенные в формирование трудовых ресурсов – рождение, воспитание и  образование будущих работников.

Здоровье населения – важный фактор, оказывающий влияние на уровень  смертности в стране. В настоящее  время в Республике Беларусь заболеваемость растет среди всех групп населения, изменяются возрастные параметры, увеличивается  доля лиц с хроническими заболеваниями.

Чрезвычайно высоким является уровень  заболеваемости среди беременных женщин – свыше 70% женщин имеют осложненное  течение беременности, что сказывается  на их детородной функции, а в последующем  – на состоянии здоровья детей. Растет заболеваемость и среди подростков.

В основе сложной демографической  ситуации в Беларуси – отсутствие осознания населением ценности жизни, должного отношения к своему и  чужому здоровью, окружающей среде. Высокий  уровень заболеваемости и смертности обусловлен, в том числе злоупотреблением алкоголем и табако-курением, другими вредными привычками и неправильным образом жизни.

Существенным резервом восполнения  потерь человеческих ресурсов является миграция. Основ-ной миграционный обмен  происходит с Россией, Украиной и Казахстаном, на долю которых приходится около 90% прибывающих в Республику Беларусь. Особенностью внешних миграционных процессов в Беларуси на современном этапе является положительный миграционный прирост. Однако его объемов недостаточно для компенсации убыли населения и трудовых ресурсов.

Республика Беларусь должна перейти  к целевому принципу организации  миграции – возвращение соотечественников, проживающих за рубежом, привлечение  иностранных специалистов для работы в приоритетных и нуждающихся  в кадрах отраслях экономики, предоставление миграционных льгот иностранным  студентам и аспирантам, успешно  окончившим учреждения образования  страны.

 

В сфере внутренней миграции продолжается отток населения из сельской местности  в крупные города и особенно в  г. Минск. За последние годы увеличилось  количество административных районов  с отрицательным естественным приростом  населения. Таких районов в республике 108 (свыше 90%). Продолжение процесса урбанизации  неизбежно приведет к нарастанию дисбаланса в территориальном распределении  населения.

Как показывают прогнозные расчеты, при  сохранении современного уровня рождаемости  и смертности численность населения  страны может сократиться вдвое  уже через 50 лет, то есть Республика Беларусь может подойти к ”точке невозврата“, после которой демографические  процессы станут необратимыми.

Наряду с реализацией мер, направленных на стимулирование рождаемости, охрану материнства и детства, укрепление здоровья граждан, требуются фундаментальные  изменения в экономике, градо-строительной политике, средствах массовой информации и других сферах.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА  СЕМЬИ И ДЕТСТВА.

 

 

Социальный капитал общества формируется  в семье, поэтому семья – основа сохранения и развития нации.

В Республике Беларусь проживает 2,7 млн. семей, из них 1,3 млн. – семьи, воспитывающие  детей.

Главной предпосылкой перехода страны от депопуляции к демографическому росту является формирование социально-экономических, организационно-правовых и иных условий  для самореализации семей.

Реализуются такие масштабные социальные программы, как оказание финансовой помощи государства многодетным  и молодым семьям при строительстве  жилья, развитие системы бесплатного  обеспечения продуктами питания  детей первых двух лет жизни, оказание адресной социальной помощи. Системой государственных пособий охвачено 448,8 тыс. детей (25% от общего количества), из них до трех лет – 309,6 тыс. (99% детей  данного возраста).

Принятые меры наряду с благоприятной  возрастной структурой женского населения  способствовали стабилизации уровня рождаемости  в стране.

Начиная с 2004 года произошел абсолютный и относительный рост показателей  рождаемости во всех регионах. За последние  пять лет родилось 526 129 детей, а в 2007 году впервые за последние 10 лет  количество рожденных детей превысило 100 тыс.

Суммарный коэффициент рождаемости  за 2006 – 2010 годы возрос с 1,28 до 1,49. Увеличилась  доля вторых и третьих детей в  общем числе родившихся – на 10,9% количество детей, рожденных вторыми, на 3% – рожденных третьими.

Главной задачей является формирование в обществе модели благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми, способной к духовно-нравственному  саморазвитию и самореализации.

В рамках социальной поддержки семьи  и детства предусматриваются  мероприятия включающие:

 

  •  обеспечение приоритетного стимулирования рождения вторых и последующих детей путем увеличения размеров единовременных и ежемесячных пособий, введения дополнительных мер материальной поддержки семей;
  • совершенствование жилищной, налоговой и кредитной политики в интересах семей с детьми;
  • сохранение семейной среды и создание ее для детей, оставшихся без попечения родителей;
  • совершенствование системы постинтернатной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе выхода их в самостоятельную жизнь;
  • разработка инновационных технологий и методического обеспечения для детских интернатов, осуществляющих подготовку и комплексное сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот;

 

  • пропаганда, особенно в молодежной среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы.

 

 

ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ В ИНТЕРЕСАХ  РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

 

В условиях глобализации активизируются процессы миграции населения. Республика Беларусь включена в международную  миграцию как государство-донор  и как государство-реципиент.

Выгодное географическое положение  Беларуси, стабильная политическая и  экономическая ситуация, наличие  родственных связей между гражданами республики и гражданами иностранных  государств, упрощенная процедура получения  разрешения на временное и постоянное проживание, возможность трудоустройства  и социальной адаптации являются привлекательными факторами для  иммигрантов.

 

Итогом реализации миграционного  законодательства в 2010 году стало привлечение  в страну на временное проживание 33 тыс. иностранных граждан, а на постоянное – 13 тыс. Более 3,5 тыс. этнических белорусов приобрели гражданство.

Потенциал белорусского сельского  хозяйства, а также наличие благоустроенного жилья в сельской местности обеспечат  рациональное расселение мигрантов  в регионах, имеющих дефицит трудовых ресурсов, что будет способствовать снижению диспропорций в территориальной  структуре населения.

Приоритетом государственной политики в области внешней миграции является соблюдение национальных интересов, обеспечение  безопасности и сохранение социально-экономической  и политической стабильности страны.

Мероприятиями по внешней миграции в интересах развития Республики Беларусь согласно предусматривается:

 

  •  создать механизм, основанный на избирательном подходе к привлечению иммигрантов, с учетом инвестиционного и образовательного потенциала, возраста;
  • обеспечить финансовую поддержку иностранным семьям и специалистам при переезде и в период обустройства;
  • организовать рациональное расселение иммигрантов исходя из интересов развития регионов;
  • разработать меры адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество;
  • использовать возможности консульских учреждений, диаспор и землячеств за границей и в Республике Беларусь для привлечения иммигрантов.

 

 

Трудовой потенциал. Показатели его характеризующие.

 

 

       Обобщающим показателем  процесса становления и развития  человека в трудовой деятельности  является трудовой потенциал  общества. Словом "потенциал" обычно  обозначают средства, запасы, источники,  которые могут быть использованы, а также возможности отдельного  лица, группы лиц, общества в  конкретной обстановке.

        Термин "потенциал"  был введен в научный оборот 15-20 лет назад. Трактовка данного  термина означает наличие у  кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых,  еще не проявивших себя возможностей  или способностей в соответствующих  сферах их жизнедеятельности.  Определяя данную экономическую  категорию, следует иметь в  виду, что потенциал (экономический,  производственный, трудовой) представляет  собой обобщенную, собирательную  характеристику ресурсов, привязанную  к месту и времени. 

         Возможности  людей по осуществлению в процессе  общественно полезной деятельности  широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических  и др.) определяются качествами  человека как:

- специфического (трудового) ресурса  и основы производства (качествами  индивида как части населения);

- главной производительной силы  и субъекта производственных  отношений (качествами индивида  как работника - носителя способности  к труду, создателя материальных  и духовных благ);

- члена общества (качества индивида  как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника  управления государственными делами).

          В силу  этого совокупная способность  к труду, определяющая меру  возможного участия любого человека  в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована  не только со стороны психофизиологической  пригодности и профессиональной  подготовленности к выполнению  конкретных трудовых функций,  но и по времени и затратам  труда, а также по степени  гражданской и духовной зрелости  личности. Потенциал, выступая в  единстве пространственных и  временных характеристик, концентрирует  в себе одновременно три уровня  связей и отношений:

- первый уровень, отражающий  прошлое, т.е. представляющий собой  совокупность свойств, накопленных  системой в процессе ее становления  и обусловливающих ее возможность  функционирования и развития;

- второй уровень, характеризующий  настоящее с точки зрения практического  применения и использования наличных  способностей;

- третий уровень, ориентированный  на развитие: в процессе трудовой  деятельности работник не только  реализует свои способности,. но  и приобретает новые навыки.

         Важной  составной частью экономического  потенциала страны являются демографический  и трудовой потенциалы, которые  определяются численностью и  половозрастной структурой населения,  количеством и качеством трудовых  ресурсов, их занятостью в экономике.  Трудовые ресурсы относятся к  одному из основных факторов  развития национальной экономики. 

         Особое  место среди разделов экономической  демографии, в той или иной  степени касающихся процесса  общественного воспроизводства  (т.е. производства, распределения,  обращения, потребления), приобретают  исследования трудового потенциала  населения и, более узко, возрастно-полового  состава населения.

           Трудовой  потенциал - это интегральная  оценка и количественных, и качественных  характеристик экономически активного  населения.

           Различают  трудовой потенциал отдельного  человека, предприятия, территории, общества. Трудовой потенциал состоит  из многих компонентов, главными  из которых есть здоровье, образование,  профессионализм, нравственность, мотивирование,  умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность, ресурсы рабочего  времени и др.

             На равные общества эти компоненты  можно приблизительно оценить  определенными обобщенными показателями. Здоровье населения страны характеризуется  средней продолжительностью жизни,  частицей инвалидов, смертностью  за вековыми группами в зависимости  от разных причин, размером и  частицей затрат на здравоохранение  и т.п.

         Нравственность  общества определяется его религиозностью, отношением к инвалидам, детям,  престарелых, показателями социального  напряжения, преступности и т.п.

          Творческий  потенциал и активность проявляются  темпами научно-технического прогресса  в стране, доходами от авторских  прав, количеством патентов и  международных премий и т.д.

            В научной литературе существуют  разные подходы к трактовке  трудового потенциала:

Информация о работе Демографический и трудовой потенциал