- трудовой потенциал является
формой воплощения человеческого
фактора производства, экономики,
т.е. в трудовом потенциале
учитываются только занятые. В
этом случае трудовой потенциал
отражает особые социально-экономические
качества населения, трудовых
ресурсов и рабочей силы в
человеческом факторе;
- трудовой потенциал - это совокупная
способность общества к труду.
Он может характеризоваться как
ресурс труда, которым располагает
общество на данном этапе своего
развития, причем как использованный
в процессе общественного воспроизводства,
так и недополученный обществом
по тем или иным причинам. В
трудовой потенциал включаются
трудоспособные занятые и незанятые.
В данной формулировке трудовой
потенциал сводится только к
трудоспособному населению, или
трудовым ресурсам, как личному
фактору производства. В этом
случае не учитывается личность
человека во всех его проявлениях,
хотя нравственное падение человека
может пагубно отразиться на
экономическом развитии, став его
тормозом;
- основа трудового потенциала
связывается не с совокупной
способностью общества к труду,
т.е. не с трудоспособным населением,
а с совокупным работником. В
этом случае трудовой потенциал
не обладает количественным измерением.
В
этом случае, в отличие от первых
двух трактовок трудового потенциала,
выпадают физическая и демографическая
составляющие как материальные
носители трудового потенциала,
без которых он теряет свою
определенность как часть природы;
- трудовой потенциал - это развитая
в данном обществе совокупность
демографических, социальных и
духовных характеристик и качеств
трудоактивного населения, которые
воплощены или могут быть воплощены
в рамках и посредством существующей
в обществе системы отношений
по участию в процессе труда
и общественной деятельности.
Из всех
четырех приведенных определений
последнее полнее отражает суть
трудового потенциала. Исходя из
него можно определить состав
трудового потенциала населения
как три взаимосвязанные между
собой подсистемы.
Факторами,
определяющими трудовой потенциал
страны в современных условиях,
являются: рост численности и
качества трудовых ресурсов; рационализация
их распределения по профессиям,
видам деятельности, территориям,
секторам экономики; повышение
эффективности использования трудовых
ресурсов, повышение удельного веса
экономически активного населения
в численности трудовых ресурсов,
а также доли занятых в численности
экономически активного населения
и другие факторы.
Трудовые
ресурсы -- это та часть населения,
которая благодаря совокупности
физических способностей, специальных
знаний и опыта может участвовать
в процессе воспроизводства, создания
материальных и нематериальных
благ и услуг.
Трудовой
потенциал любой страны (региона)
характеризуется совокупной способностью
её трудовых ресурсов к производству
максимально возможного в данных
экономических и социальных условиях
объема продуктов и услуг, необходимых
для удовлетворения потребностей
и обеспечения поступательного
развития экономики.
К
трудовым ресурсам относятся:
население трудоспособного возраста
(за исключением неработающих
инвалидов I и II групп и неработающих
лиц, получающих пенсию по возрасту
на льготных условиях), а также
лица старше и младше трудоспособного
возраста, занятые в экономике.
Граница
трудоспособного возраста населения
в каждом государстве определяется
национальным законодательством
в зависимости от продолжительности
жизни, природно-климатических и
социально-экономических условий
страны.
В Республике Беларусь к населению
трудоспособного возраста относятся
мужчины в возрасте от 16 до 60 и
женщины - от 16 до 55 лет. В Великобритании,
Австрии, Греции, Грузии верхней
границей трудоспособного возраста
для мужчин является 65 лет, женщин
-- 60 лет; в Италии соответственно
62 и 57; Кыргызстане 63 и 58 лет;
Португалии 65 и 62 года. Во многих
странах границы трудоспособного
возраста для мужчин и женщин
одинаковы и верхний их предел
составляет, например, в Дании, Исландии,
Норвегии -- 67 лет; в Бельгии, Германии,
Финляндии, Швеции, Канаде, США --
65 лет; Эстонии -- 63 года; Латвии --
62 года; Китае и Франции -- 60 лет.
В Республике Беларусь последовательно
осуществляется переход на международную
систему классификации населения,
в соответствии с которой выделяется
экономически активное и экономически
неактивное население.
Экономически
активное население - это часть
жителей страны, предоставляющих
свой труд для производства
товаров и услуг. К данной
категории относятся занятое
население и безработные, зарегистрированные
в органах государственной службы
занятости. Экономически активное
население характеризуется показателем
"уровень экономической активности
населения", который определяется
в процентах к общей численности
населения.
К экономически неактивному населению
трудоспособного возраста относятся
лица, которые не считаются занятыми
экономической деятельностью или
безработными. Это та часть населения
страны, которая не входит в
состав рабочей силы, включая
лиц младшего возраста, установленного
для определения экономически
активного населения. В состав
экономически неактивного населения
включаются: учащиеся и студенты,
слушатели и курсанты дневных
учебных заведений (в том числе
аспирантуры и докторантуры); лица,
получающие пенсии; занятые домашним
хозяйством, уходом за детьми, больными
родственниками и т.д.; безработные,
не стоящие на учете в службе
занятости, но которые могут
и готовы работать; другие лица,
которым нет необходимости работать,
независимо от источника дохода.
К занятым в экономике относятся
лица, работающие на предприятиях
и в организациях всех форм
собственности, включая субъекты
малого предпринимательства; в фермерских
хозяйствах; занятые предпринимательской
деятельностью и самозанятое население.
Стратегической
целью государственной политики
на рынке труда является обеспечение
свободно избранной, продуктивной
занятости и создание условий
для более полной реализации
трудового потенциала общества
в соответствии с профессиональными
возможностями каждого человека.
Способы увеличения трудовых ресурсов
в Беларуси.
1. За счет внутренних
резервов.
1.1. Увеличение пенсионного возраста.
Достаточно высокий уровень пенсий
по сравнению со средней зарплатой
по стране и относительно низкий
пенсионный возраст обуславливают
высокий уровень социальных взносов
– 34% от фонда зарплаты, из которых
29% направляется на выплату пенсий.
Такая ситуация усугубляет проблемы
нанимателей в части себестоимости
продукции и сохранении конкурентоспособности.
В Беларуси пенсионный возраст является
одним из наиболее низких в Восточной
Европе. Учитывая, что продолжительность
жизни женщин в Беларуси в среднем
на 8 лет больше, чем мужчин, первое,
что можно сделать - это увеличить
пенсионный возраст для женщин в
Беларуси до уровня мужчин.
1.2. Более эффективное использование
имеющихся трудовых ресурсов. Технологическое
перевооружение предприятий и
повышение производительности труда.
В будущем даже сельское хозяйство,
не говоря уже о промышленности,
имеет значительный резерв в
сокращении избыточной занятости
и высвобождении дополнительных
трудовых ресурсов для белорусской
экономики. Чтобы оценить потенциал
этого возможного прироста трудовых
ресурсов за счет более эффективного
использования уже имеющихся
ресурсов.
Модернизация экономики, техническое
и технологическое переоснащение
предприятий промышленности, сельского
хозяйства, строительства, способно в
разы повысить производительность труда
в экономике Беларуси. В этом есть
значительный потенциал. То есть целесообразно
стремиться к тому, чтобы нынешние
4,6 млн. работников стали оснащены более
передовой техникой и технологиями,
чтобы их производительность труда
приблизилась к уровню развитых стран
(это значит, повысилась в 5-10 раз). Тогда
и нынешние работники могут повысить
ВВП в течение 5 лет на 60%, как
того требует программа социально-экономического
развития на 2011-2015 годы.
1.3. Существуют и другие внутренние
источники за счет оптимизации
структуры имеющихся трудовых
ресурсов и включения имеющихся
резервов. Это сокращение армии
(это дополнительные - 40-45 тыс. чел.
в качестве трудовых ресурсов),
реформа уголовно-процессуальной
системы и снижение числа заключенных
(это еще – 40-45 тыс. чел.), увеличение
занятости женщин в экономике
(50-100 тыс.), а также людей с ограниченными
двигательными способностями, прежде
всего, так называемых колясочников
(50-100 тыс.). Названные источники увеличения
экономически активного населения
не способны решить проблему старения
населения, но вполне в состоянии ее смягчить.
Приятно ведь было бы и правительству,
и населению услышать такую новость, что
за счет этих источников в будущем пенсионный
возраст в итоге нужно будет повысить
не до 65 лет, а, скажем, до 62,5 лет. Есть разница,
правда? Поэтому недооценивать эти источники
также не стоит.
1.4. Более бережное отношение
к уже имеющимся трудовым ресурсам.
Сокращение числа суицидов (это
дополнительные – 4-5 тысяч чел.
в качестве трудовых ресурсов),
сокращение убийств, сокращение
количества случаев гибели людей
на дорогах и на производстве,
сокращение количества смертельных
случаев от отравления алкоголем
и от болезней, связанных с
курением.
1.5. Добиться сокращения оттока
белорусов в другие страны
на ПМЖ за счет проведения
государственной политики доходов,
ориентированную на дорогую рабочую
силу. Не делать ставку на дешевую
рабочую силу, как на конкурентное
преимущество. Различными инструментами
макроэкономической политики (прежде
всего, налогово-бюджетной, денежно-кредитной
и валютной политики) добиваться
того, чтобы средняя зарплата
в Беларуси в долларовом эквиваленте
по паритетному курсу была
одной из самых высоких среди
стран Восточной Европы, стран
Балтии и стран СНГ. Это конечно
будет серьезно напрягать экономику,
производителей, но с другой стороны,
это будет подталкивать их
к повышению производительности
труда за счет внедрения новых
технологий с тем, чтобы избежать
использования большого количества
относительно дорогой рабочей
силы.
2. Увеличение трудовых ресурсов
за счет внешних источников, а
именно – привлечения мигрантов.
Если все-таки рост производительности
труда кардинально повысить не удастся
и ставка в экономическом росте
будет делаться на уже существующие
предприятия с практически неизменными
технологиями, то рост нынешнего ВВП
на 60% за пятилетку потребует привлечения
дополнительных трудовых ресурсов.
Если заглядывать на 10-15 лет вперед,
то число необходимых дополнительных
работников будет исчисляться цифрой
более 1 млн. человек. Для сравнения,
за последние 10 лет миграционный приток
в Беларусь составил всего 85 тыс.
человек. Чтобы понять насколько
это большая цифра – 1 млн. человек,
можно отметить, что например, увеличение
пенсионного возраста в Беларуси
на 5 лет у мужчин и женщин потенциально
могло бы обеспечить прирост занятого
населения всего на 285 тыс. человек.
Это с учетом того, что многие
люди в Беларуси (41% женщин и 7% мужчин)
продолжают трудиться и после
выхода на пенсию. Так что даже продление
пенсионного возраста на 5 лет полностью
не решит проблемы возможного дефицита
трудовых ресурсов.
Беларусь пока не в полной мере
задействует миграционный источник.
Целенаправленная работа в этом направлении
способна дать куда более ощутимые
результаты. Примеры из советского
прошлого, а также опыт других постсоциалистических
стран (Чехии, Польши, Литвы), показывают,
что Беларусь могла бы в случае надобности
привлекать в год по 50-60 тысяч человек.
За 15 лет – население Беларуси увеличилось
бы при этом – на 750 тыс. – 1 млн. человек
(вместо нынешних 10-12 тысяч в год). Этого
могло бы оказаться вполне достаточно.
Базой для привлечения трудовых
ресурсов в экономику Беларуси могут
стать постсоветские страны. Необходимо
определить перечень этих стран, как
это сделала, например, Чехия (объявила
12 стран, граждане которых имеют
облегченный доступ на рынок труда
этой страны и на получение ее гражданства),
хотя понятно, что для Беларуси основные
иммиграционные потоки можно ожидать
из провинциальных районов России.
Тем не менее, и это немало, особенно
если учесть, что треть этнической
территории нынешней Беларуси находится
в составе России. Это Смоленская,
Брянская области, часть Псковской
области, где проживает большое
количество обрусевших белорусов.
Много
потомков бывших переселенцев из Беларуси
проживают в Сибири. Тем из них,
кто сможет доказать свои белорусские
корни, можно давать «карту белоруса»
(по примеру, как это делает Польша
для поляков, Литва для литовцев,
которые живут за рубежом, или
по примеру «зеленой» карты США
и «голубой» карты ЕС). Такая
карта будет давать право на постоянное
проживание и трудовую деятельность
на территории Беларуси.