Денежная масса и инфляция в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Ключевыми функциями денежного рынка являются сбалансирование спроса и предложения денег и формирование рыночного уровня процента как цены денег. В связи с этим особое значение приобретает понимание механизмов формирования спроса и предложения денег и уровня процента.
Понятие “спрос” является фундаментальным для всех разделов экономики. В общем понимании закона спроса люди покупают большее количество товара по мере того, как цена на товар снижается.

Содержание работы

Введение 3
1. Денежная масса: спрос и предложение 5
1.1 Спрос на деньги 5
1.2 Предложение денег 10
1.3 Особенности формирования спроса и предложения на деньги в условиях перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь 14
2. Инфляция: причины и последствия 21
2.1 Инфляция: сущность, признаки, причины и социально-экономические последствия 21
2.2 Особенности инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционная политика государства 27
Заключение 35
Список источников 37
Приложения 39

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по экономической теории.doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

 

Рис. 1.1 – Графическое  изображение спроса на деньги

 

По вертикали  системы координат отображена норма (в %) ожидаемого дохода на альтернативные деньгам активы, включая норму депозитного процента. Изменение этой нормы означает изменение альтернативной стоимости сохранения денег в форме, которая не приносит дохода. По горизонтали отображен объем спроса на деньги в млрд руб. Совокупность кривых МD, МD1, МD2 отображает функциональное изменение спроса на деньги в зависимости от двух групп факторов: изменения номинального объема ВHП и изменения нормы ожидаемого дохода (то есть альтернативной стоимости сохранения денег). Кривые ТК, ТК1 и ТК2 отображают изменение текущей кассы.

Зависимость спроса на деньги от номинального объема ВHП (Y) выявляется в смещениях кривой МD влево и вниз в позицию МD1, если Y уменьшается, или вправо  и вверх  в позицию МD2, если Y увеличивается. В этих случаях прежде всего смещается кривая текущей кассы (ТК), которая реагирует лишь на изменения объема Y, о чем свидетельствует ее вертикальное положение. При уменьшении объема ВHП потребность в текущей кассе будет уменьшаться, ТК сместится в позицию ТК1 и потащит за собой кривую общего спроса МD в позицию МD1. Соответственно при увеличении объема ВHП потребность в текущей кассе будет возрастать, TК сместится в позицию TК2 и «вытолкнет» кривую МD в позицию МD2. Аналогично может влиять на смену положения кривой МD изменение объема богатства, которое  имеется в  распоряжении экономических субъектов..

Зависимость спроса на деньги от нормы ожидаемого дохода (R) обнаруживается в перемещении  его величины непосредственно по кривой МD. Если норма дохода возрастет, например с 6% до 10%, то спрос из точки A, какая адекватна объему 4,0 млрд руб., переместится в точку Б, которая отвечает объему 3,0 млрд руб., то есть сократится на 1,0 млрд руб. И наоборот, при снижении нормы дохода, например с 6% до 4%, объем спроса переместится в точку B, адекватную 5,0 млрд руб., то есть возрастет на 1,0 млрд руб. При этом кривая ТК остается недвижимой, так как считается, что трансакционная составная спроса не реагирует на смену нормы дохода (процента).

В случае одновременного изменения обоих факторов влияния на спрос произойдет смещение кривой спроса в новое положение (МD1 ли МD2) и самой точки спроса на новой кривой, что послужит причиной изменения спроса иначе, чем при изменении каждого из этих факторов в отдельности.

Учитывая графическое изображение спроса на деньги четко видно два разных характера его движения:

  • в виде перемещения самой кривой спроса - вверх и вправо или вниз и влево, что свидетельствует об эластичности спроса на деньги от номинального объема валового продукта;
  • в виде движения точки спроса по его кривой - вверх и влево или вниз и вправо, что свидетельствует об эластичности спроса на деньги от процента и других ожидаемых доходов на активы.

 Эти два  вида движения необходимо четко  различать, но рассматривать,  учитывая их взаимосвязь, чтобы получить завершенное представление о динамике спроса на деньги.

 

1.2 Предложение денег

 

Как и спрос  на деньги, предложение денег является явлением остатка. Суть предложения  денег состоит в том, что экономические  субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить в оборот [3, c.127].

Ha уровне отдельного  экономического субъекта предложение  денег взаимодействует со спросом  на деньги как его альтернатива. Если фактический запас денег отдельного индивида превышает его спрос на деньги, а это возможно при росте альтернативной стоимости сохранения денег, то индивид будет предлагать часть своего запаса денег на рынок к продаже. И наоборот, при превышении спроса над имеющимся запасом индивид будет покупать их на рынке или другими способами удовлетворять спрос. При повышении уровня процента экономический субъект будет выступать на рынке с предложением денег, а при снижении – со спросом на деньги.

Ha макроэкономическом уровне предложение денег формируется несколько по другому. Считается, что все экономические субъекты одновременно не могут предложить на рынок денег больше имеющихся y них запасов денег. Т.е. фактическая масса денег в обороте является естественной границей предложения денег. Никакие стимулирующие факторы, например повышение процента, не могут увеличить предложение денег свыше этой границы. Если же возникает потребность увеличить предложение свыше этой границы, что возможно при росте совокупного спроса на деньги, то это можно сделать только дополнительной эмиссией денег в оборот. Поэтому эмиссия денег рассматривается как повышение предложения денег на денежном рынке, a изъятие денег из оборота - как сокращения предложения денег.

Спрос на деньги изменяется прежде всего под влиянием объективных факторов, которые формируются внутри сектора реальной экономики, a предложение денег имеет преимущественно экзогенный характер. Из этого следует, что только спрос на деньги может быть первичным фактором во взаимодействии с предложением денег. А предложение денег должно в своей динамике постоянно ориентироваться на изменение спроса на деньги.

Итак, те факторы, которые определяют изменение спроса на деньги, в  конечном счете определяют границы изменения предложения денег.

Формирование  предложения денег и факторы  на него влияющие. Признание спроса на деньги объективной границей для  предложения денег, a самого предложения – результатом деятельности банков может создать впечатление, что задачей монетарной политики банковской системы является сугубо техническое «подтягивание» денежной массы к спросу на деньги при изменении его объема. Тем не менее это лишь общее впечатление. За ним кроется чрезвычайно сложный процесс роста массы денег (денежного предложения), на который, кроме решений центрального банка, влияет значительное количество других факторов, которые могут деформировать предложение денег. Поэтому любой из этих факторов можно рассматривать как самостоятельный фактор влияния на объем предложения денег.

Чтобы упростить анализ этих факторов, запишем предложение денег в виде такой формулы:

MS = mMб,

где MS - предложение  денег в виде денежной наличности вне банков и депозитов на текущих  счетах;

m - коэффициент  денежно-кредитного мультипликатора;

Mб - денежная  база.

Изменение предложения денег (MS) может быть вызвано действием факторов, которые влияют на объем денежной базы и на коэффициент мультипликатора.

Поскольку денежная база (Мб) находится под полным контролем  центрального банка, то объем ее может  изменяться вследствие определенных операций этого банка – операций на открытом рынке, рефинансирования коммерческих банков, валютной интервенции.

Изменение коэффициента мультипликатора определяется не только решениями центрального банка, a и  многими другими факторами, которые действуют независимо от его воли и могут самостоятельно влиять на объем предложения денег. Tакими факторами могут быть изменения:

  • нормы обязательных резервов;
  • учетной ставки;
  • типичной рыночной процентной ставки;
  • процентной ставки по депозитам до востребования;
  • объема богатства экономических субъектов;
  • тенизации предпринимательской деятельности;
  • состояния доверия к банкам, банковской паники.

Рассмотрим  механизм влияния любого из этих факторов на предложение денег [3, c.130 – 132].

Изменение нормы  обязательного резервирования вызовет противоположное по направлению изменение коэффициента (m) мультипликации денежной массы, поскольку он определяется по формуле m=l/r, где r – норма обязательного резервирования. Поэтому чем низшей будет норма (r), тем высшим будет коэффициент мультипликации, a значит большим будет общий объем денежного предложения, и наоборот.

При повышении  учетной ставки уменьшается спрос  коммерческих банков на ссуды рефинансирования, вследствие чего уменьшаются остатки  средств на их коррсчетах в центральном банке, то есть денежная база, сократятся также избыточные резервы банков и их возможности предоставлять ссуды, a значит и уровень мультипликатора.

Изменения типичной рыночной процентной ставки влияют на предложение денег по нескольким направлениям. В частности, при росте процентной ставки по займам y коммерческих банков расширяются возможности получать ссуды рефинансирования даже при росте учетной ставки, вследствие чего растет денежная база, банковские резервы и коэффициент мультипликации, что оказывает содействие расширению предложения денег. Вместе с тем в этой ситуации могут уменьшаться спрос на банковские ссуды, возрастать избыточные резервы и сокращаться мультипликация депозитных денег.

Изменение богатства  приводит к изменению соотношения между депозитной и наличной составными денежной массы: чем беднее экономические субъекты, тем большую часть своих денег они держат в форме наличности, и наоборот. Но поскольку депозитная составная обуславливает мультипликативный процесс, a наличная – нет, то изменение их соотношения приводит к изменению общего объема предложения денег. При росте богатства депозитная составная денежной массы возрастет скорее, чем наличная, что усилит мультипликационный эффект и увеличит предложение денег. Уменьшение богатства будет иметь противоположное влияние на предложение денег.

Тенизация предпринимательской  деятельности обуславливает изменение  структуры денежных запасов в  пользу денежной наличности. Это ослабляет  мультипликативное увеличение депозитов, поскольку денежная наличность выходит из банковского оборота и не используется для целей кредитования. Падение уровня мультипликации уменьшает предложение денег в депозитной форме. Поэтому общее денежное предложение сокращается по мере роста тенизации экономики.

Низкое состояние доверия к банкам, банковская паника тоже отрицательно влияют на процесс мультипликативного увеличения депозитов, так как вызывают изъятие денег из депозитов. Увеличение наличной составной денежной массы не компенсирует потерь депозитной составной, т.к. через мультипликативный эффект они значительно превышают суммы наличных изъятий.

B условиях усиления  недоверия к банкам уровень  мультипликации может снижаться  и потому, что банки вынуждены  увеличивать свои избыточные  резервы и сокращать кредитование, затем чтобы усилить свою ликвидность на случай отлива вкладов.

Итак, общий  объем предложения денег сокращается  пропорционально падению доверия  к банкам, a в период банковских паник  такое сокращение становится лавиноподобным, способное парализовать всю платежную систему страны.

Рост процентных ставок по депозитам до востребования  оказывает содействие привлечению  банками денежной наличности на текущие  вклады и расширению процесса мультипликации депозитов, вследствие чего повышается предложение денег.

Изменение предложения денег через колебание коэффициента мультипликации могут вызвать и другие факторы, в частности сезонное увеличение потребности населения в денежной наличности, которая приводит к уменьшению текущих депозитов и снижения процесса мультипликации, а значит – уменьшение предложения денег. В этом случае банки увеличивают избыточные резервы накануне сезонного или любого другого ожидаемого роста отлива вкладов для обеспечения своей ликвидности.

Анализ факторов влияния на предложение денег  свидетельствует, что окончательный объем предложения денег формируется усилиями четырех групп субъектов: центрального банка, коммерческих банков, a также банковских вкладчиков и заемщиков. Это делает управление предложением денег довольно сложной задачей. Чтобы вывести предложение денег на запланированный уровень, недостаточно просто отрегулировать денежную базу. Для этого нужно также обеспечить соответствующий мультипликативный рост депозитов под влиянием всех перечисленных выше факторов.

Поскольку предложение  денег формируется прежде всего банковской системой, графическое изображение кривой предложения в системе координат будет зависеть от целей денежно-кредитной политики. Если тактической целью этой политики является поддержание на неизменному уровне массы денег в обороте при свободном движении процентной ставки, то кривая предложения денег будет иметь такой вид (рис. 1.2) [3, c.132]:

 








 

 

 

Рисунок 1.2 –  Кривая предложения денег при  ориентации монетарной политики на поддержание  процентной ставки на неизменном уровне

 

Прямая вертикальная линия, проведенная из точки 20,0, свидетельствует  о том, что фактическое предложение  денег сложилось на уровне 20,0 млрд руб. и банковская система планирует  поддерживать ее на этом уровне независимо от изменения процентной ставки. Если будет принято решение при тех же условиях увеличить предложение денег до 25,0 млрд руб., то кривая предложения сместится вправо в точку, адекватную 25,0 млрд руб., но останется в вертикальном положении, которое свидетельствует про ее независимость от изменения процентной ставки.

 

1.3 Особенности формирования спроса и предложения на деньги в условиях перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь

 

Рассмотренные выше мотивы, факторы и закономерности движения спроса на деньги можно считать классическими в том плане, что они широко признаны в мировой литературе как объективно действующие в развитой рыночной экономике. Наиболее полно они могут проявляться в условиях стабильной и хорошо развитой банковской системы, высокоразвитого рынка ценных бумаг, либерализованного ценообразования. Все это обеспечивает экономическим субъектам возможность реализовать свою мотивацию к накоплению запасов денег.

B условиях переходной  экономики Республики Беларусь все перечисленные условия находятся в процессе формирования, причем на начальной стадии. Поэтому все классические факторы влияния на спрос на деньги действуют в деформированном виде.

Информация о работе Денежная масса и инфляция в РБ