Денежная масса и инфляция в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Ключевыми функциями денежного рынка являются сбалансирование спроса и предложения денег и формирование рыночного уровня процента как цены денег. В связи с этим особое значение приобретает понимание механизмов формирования спроса и предложения денег и уровня процента.
Понятие “спрос” является фундаментальным для всех разделов экономики. В общем понимании закона спроса люди покупают большее количество товара по мере того, как цена на товар снижается.

Содержание работы

Введение 3
1. Денежная масса: спрос и предложение 5
1.1 Спрос на деньги 5
1.2 Предложение денег 10
1.3 Особенности формирования спроса и предложения на деньги в условиях перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь 14
2. Инфляция: причины и последствия 21
2.1 Инфляция: сущность, признаки, причины и социально-экономические последствия 21
2.2 Особенности инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционная политика государства 27
Заключение 35
Список источников 37
Приложения 39

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по экономической теории.doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

1.Высокие темпы  повышения цен провоцируют рост  спроса на трансакционные запасы, тем не менее связанные с этим инфляционные ожидания и риски потерь от сохранения денег вынуждают экономических агентов искать защиту в альтернативных активах, отдавая преимущество более надежным, несмотря даже на их доходность. Эти тенденции деформируют зависимость трансакционной составной спроса от динамики номинального ВHП, ослабляют влияние альтернативной стоимости сохранения денег на динамику спроса и мотивацию преимуществ ликвидности, стимулируют рост спроса на такие нетрадиционные для финансового рынка инструменты, как инвалюта, ювелирные и художественные изделия, провоцируют отлив их за границу для повышения надежности с последующей реализацией для пополнения трансакционного запаса.

2. Высокий уровень инфляции  провоцирует повышение номинального  процента. Тем не менее реальный уровень процента поддерживать продолжительное время очень сложно, и он нередко является отрицательным, что делает вложение денег в альтернативные активы убыточным. Это вызывает высокие риски капитализации денег, ослабляет мотивационную роль альтернативной стоимости сохранения денег.

3. В этом же направлении  действует фактор недостаточного  развития рынка ценных бумаг  и рынка банковских услуг. Даже  в периоды, когда реальный процент  имеет положительное значение, экономические  субъекты не имеют возможности быстро и надежно трансформировать свой запас денег в запас доходных активов. Это существенным образом ослабляет эластичность спроса на деньги от процента, приводит к чрезмерному накоплению денег в наличной форме и т.п.

Население Республики Беларусь на протяжении всего переходного периода по сути было отрезано от рынка государственных ценных бумаг и не имело возможности воспользоваться преимуществами такого доходного актива, как облигации государственных займов, которые Дж. M. Кейнс рассматривал как единую альтернативу денежным запасам.

4. Имеющиеся в наличии  структура богатства, уровень  доходов и потребление в Республике Беларусь в переходный период тоже существенным образом деформируют эластичность спроса на деньги как по ВHП, так и по ожидаемому уровню дохода на альтернативные активы. Накопление денег связано с риском инфляционных потерь и с риском банкротства банков, что нередко толкает экономических субъектов к поиску окольных путей трансформации денежных запасов в неденежные активы, и наоборот.

Зависимость спроса на деньги от классических факторов существенным образом деформируется также теневыми процессами в экономике, которые приобрели широкий размах в Республике Беларусь. Появляются новые мотивы накопления денег, в частности такие, как утаивание доходов от налогообложения и утаивание криминальных денежных доходов, отмывание теневых денег и т.п. Во всех этих случаях изменение спроса на деньги может происходить независимо от влияния классических факторов.

В начале 2011 года НБРБ несколько  ужесточил денежно-кредитную политику и допустил ослабление курса белорусского рубля относительно корзины валют. НБРБ ограничил предоставляемую банкам поддержку ликвидности, главным образом путем ограничения нерыночных операций, что привело к повышению с конца декабря процентных ставок по межбанковским кредитам на 400 базисных пунктов. Однако это пока не вызвало существенного изменения ставок по депозитам или кредитам. С конца декабря курс рубля снизился на 2½ процента относительно корзины валют, но остается в целом неизменным относительно доллара. 

Беларусь добилась значительных успехов в создании условий для  обеспечения устойчивого экономического роста в период осуществления  программы. Благодаря сильным мерам  экономической политики в период СБА, закончившийся в марте 2010 года, и значительной внешней финансовой поддержке, особенно от Фонда, Беларусь смогла стабилизировать выпуск продукции, сдержать  инфляцию и увеличить валовые резервы. Дефицит по счету текущих операций оставался слишком высоким (его ухудшению способствовали повышение цен на энергоносители и политика чрезмерной кредитной экспансии), однако меры  политики, принятые Беларусью в рамках программы, наделили страну инструментами для его уменьшения и включали в себя более гибкую систему обменного курса. Был достигнут прогресс в либерализации цен и разработке институциональных структур  для проведения реформ и приватизации в финансовом секторе.

Начиная с марта 2010 года меры экономической политики были  ослаблены  настолько, что стали неустойчивыми, и возникла угроза для внешней стабильности. Решение официальных органов пытаться добиться сверхамбициозных целевых показателей экономического роста и заработной платы в остальную часть 2010 года сделало Беларусь более уязвимой. Им удалось повысить темпы экономического роста с 4 процентов, прогнозировавшихся персоналом в марте, до приблизительно 7½ процента, но ценою дальнейшего увеличения дефицита по счету текущих операций, согласно оценкам, до приблизительно 16 процентов ВВП.

Меры макроэкономической политики также играли значительную роль в увеличении дефицита счета текущих операций. По истечении срока программы власти сосредоточили усилия на повышении темпов роста и выполнении обещания Президента к концу 2010 года довести среднюю заработную плату в экономике до 500 долл. в месяц. Уже в период программы отмечались проблемы в части контроля над поддерживаемым государством кредитованием жилищного сектора, сельского хозяйства и других приоритетных секторов, а начиная с апреля 2010 года такое кредитование резко увеличилось, что привело к росту чистого кредитования в рамках государственных программ (КГП), которое теперь, по оценке, в четыре раза превышает годовой лимит, согласованный во время действия программы. В декабре 2010 года рост кредита за 12 месяцев составил 38 процентов, по сравнению с 28 процентами годом ранее. Правительство повысило заработную плату для первого разряда в бюджетном секторе в общей сложности на 50 процентов в 2010 году, в том числе на 30 процентов в ноябре, а лимит дефицита Республиканского бюджета был повышен до 3 процентов ВВП. Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) снизил базовые процентные ставки и лишь в ограниченной степени использовал возможности гибкости обменного курса в пределах коридора ±10 процентов в 2010 году. С 1 января 2011 года НБРБ сместил центр этого коридора на уровень конца 2010 года и сузил коридор до ± 8 процентов.

Повышение заработной платы  в государственном секторе в  ноябре 2010 года усилило инфляционное давление и привело к дальнейшему  подрыву конкурентоспособности. Пятилетним планом предусматривается расширение этой политики: высокие темпы роста, которые должны быть достигнуты посредством кредитной экспансии, включая широкомасштабную программу жилищного строительства, вытесняющую более производительные инвестиции. 

Власти финансируют дефицит  в основном посредством заимствования  в иностранной валюте на международных  рынках и у коммерческих банков. Они разместили на международных  рынках дебютный выпуск еврооблигаций (1 млрд долл. США), выпустили облигации  на российском рынке (на сумму, эквивалентную приблизительно 250 млн долл. США) в 2010 году и вновь вышли на рынок еврооблигаций в январе 2011 года (в объеме 800 млн долл. США). Что вызывает большую обеспокоенность так это то, что в течение последнего квартала 2010 года НБРБ производил крупные заимствования в иностранной валюте у отечественных коммерческих банков в обмен на предоставление рублевой ликвидности по низким процентным ставкам через так называемый «обмен депозитами». За весь 2010 год объем такого заимствования составил около 3,8 млрд долл. США, причем 2,3 млрд долл. США было накоплено в последнем квартале года.                                           

Дефицит бюджета  увеличился, и зарплата в бюджетном  секторе значительно повысилась в 2010 году (рис. 1.3) [21].

Рис. 1.3 - Изменение  дефицита бюджета и зарплаты в 2010 году

 

Гибкость обменного  курса в 2010 году ограничивалась примерно 4-мя процентами относительно центрального паритета (рис. 1.4) [21].

Рис. 1.4 - Изменение обменного курса в 2010 году

 

Чистое кредитование в рамках гос. программ дополнительно возросло в 2010 году, превысив годовой лимит, согласованный по программе (рис. 1.5) и вызвал превышение целевых показателей программы по общему объему кредита экономике (рис. 1.6) [21].

Рис. 1.5 – Изменение кредитование в рамках гос. программ в 2010 году

 

Рис. 1.6 - Изменение  целевых показателей программы  по общему объему кредита экономике

 

Официальные показатели финансовой устойчивости представляются удовлетворительными (рис. 1.7), но заимствования НБРБ в иностранной валюте у банков подвергают их серьезному риску [21].

 

Рис. 1.7

 

Согласно полученным данным, коэффициент достаточности  капитала на уровне системы в целом  на конец декабря 2010 года составлял 20,5 процента после рекапитализации  крупных государственных банков в размере 1,3 процента ВВП в 2010 году. Тем не менее, КГП продолжает оказывать давление на ликвидность государственных банков, и в 2010 году НБРБ увеличил объем своих требований к банкам почти на 12 процентов ВВП. Коэффициент необслуживаемых кредитов (НОК) банков, по предоставленным данным, составлял 3,5 процента, но соблюдение новых норм классификации активов, принятых в 2010 году, еще не проверялось в рамках инспекций на местах, которые не проводились в основных банках с 2008 года. Обеспокоенность вызывает также быстрый рост банковского кредитования в 2010 году: по наблюдениям, быстрый рост кредита был одним из основных индикаторов банковского кризиса в других странах и может создать угрозу снижения качества активов в белорусских банках. Что касается займов в иностранной валюте, получаемых НБРБ у коммерческих банков, то, хотя валютный риск берет на себя НБРБ, в силу большого объема этих займов банки подвергаются серьезному риску, если НБРБ допустит истощение резервов. 

В Республике Беларусь к 1.01.2011 г. объем национальных денег по сравнению с 1.01.1995 г. в долларовом эквиваленте увеличился в 24,1 раза. Это, естественно, благотворно сказалось на экономике страны и соответственно отразилось в ее статистике. Однако сравнение данных по объему национальной денежной массы Республики Беларусь с соответствующими показателями экономически развитых стран показывает, что резервы денежно-кредитной системы в Беларуси, как и в каждой стране СНГ, еще очень и очень большие. Особенно в сравнении с японской экономикой.

В Японии количество национальных денег в обращении  на начало 2011 г. превышало в эквиваленте 70000 долл. на душу населения, а в белорусской  экономике – составляло всего  лишь 769 долл. на душу населения: разница  – на два порядка, т.е. практически в 100 раз, притом, что разница в объемах ВВП на душу населения «всего» (и потому!) – в 4 раза. (см. прил. 1, прил. 2).

Недостаток  национальных денег в экономике  в Республике Беларусь является следствием тех методов, которыми национальный банк в соответствии с рекомендациями МВФ выпускает свои деньги в обращение. Основной их метод – это выдача кредитов в экономику страны (через коммерческие банки). Но, выдав в экономику определенную сумму денег в виде кредита, национальный банк должен через определенное время изъять у получателей его кредита всю эту выданную сумму, да еще и с процентами.

Такая схема  действий – есть дань традициям  ростовщиков глубокой древности. «Традиции  всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» (К.Маркс). В древние времена такая схема денежно-кредитных отношений себя оправдывала только потому, что деньгами являлось золото. Его не банки выпускали, оно добывалось старателями на приисках. А в настоящее время национальные деньги в экономику страны может выпустить только государство.

Выпуская деньги в экономику по схеме кредита, оно в итоге каждого своего кредитного акта изымает денег больше, чем вливает в экономику. А  выпуская пустые эмиссии – создает  инфляцию. Это вызывает недостаток денег в экономике и необходимость все больших объемов кредитов и иных эмиссий. При этом мультипликация выпущенной в экономику денежной массы коммерческими банками ни в коем случае не может увеличить количества реальных денег в экономике ни на доллар, ни на рубль. Она увеличивает лишь суммы долга на счетах и начисляет дополнительно проценты к уплате, что также увеличивает потребность экономики в деньгах.

Пузырь кредитов и процентов в экономике не может раздуваться вечно. В конце-концов любая экономика на такой кредитно-денежной модели, неизбежно должна прийти, и периодически приходит к коллапсу. Современный кредитно-финансовый кризис, начавшийся в США и распространившийся в мире, имеет именно эту природу. В США на каждый доллар в экономике приходится два доллара кредитов, в Европе на один евро – около 1,8 евро кредитов. И кризис настигнет каждую страну с подобной кредитно-денежной системой, если страна не примет мер по устранению его причины.

Но, поняв причину, можно изменить тенденцию к кризису  в любой стране так, чтобы не только избежать коллапса, но и добиться резкой активизации в развитии национальной экономики за счет новых решений  в сфере денежно-кредитных отношений. Ключ к пониманию этого – опыт Японии. Нужно внимательно его осмыслить, понимая и то, что касаемся главного государственного секрета этой во многом закрытой для иностранцев страны.

В переходной экономике  действуют и другие факторы, которые  определяют особый характер формирования спроса на деньги. Тем не менее действие всех этих факторов будет постепенно ослабляться, и решающее значение будут приобретать классические факторы. Потому изучение механизма спроса на деньги имеет важное значение для практики регулирования денежного оборота как в современных условиях, где его закономерности существенным образом деформированы, так и в перспективе, где они будут действовать в более чистом виде.

 

2. Инфляция: причины и последствия

2.1 Инфляция: сущность, признаки, причины и социально-экономические последствия

 

Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что  означает «вздутие») представляет собой  устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.

Существует  также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции [10, с. 202].

Инфляция бывает и скрытой (подавленной) и не проявляется в росте цен. Если растет дефицит товаров или ухудшаются их качество при неизменных ценах, то это также свидетельствует об инфляции. Рост цен не обязательно происходит в виду инфляции. Рост цен может свидетельствовать о росте качества товаров, удорожании сырья, топлива, энергии в виду выработки наиболее доступных природных ресурсов, изменении потребностей при появлении моды на определенные товары и превышении спроса по сравнению с предложением и т.п.

Необходимо  иметь в виду, что рост цен может  происходить в виду изменения  цен самих денег. Неизменная покупательная  способность свидетельствует об отсутствии инфляции. Падение этой способности может свидетельствовать об удешевлении денег. Такое было в истории, когда уменьшились издержки на производство золота. В таком случае нужно было больше золота для обеспечения того же самого товарооборота. В целом же происходит рост издержек на добычу золота, но это происходит медленно и поэтому особенно незаметно на рынке [10,  стр.208].

Причины инфляции многообразны и могут быть подразделены на внутренние и внешние.

К внешним причинам относятся: отрицательное сальдо внешнеторгового  и платежного балансов, неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке, например падение цен на экспортируемые товары и рост цен на импортируемую продукцию, а также увеличение внешнего долга [3, с.97].

Информация о работе Денежная масса и инфляция в РБ