Денежная масса и инфляция в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Ключевыми функциями денежного рынка являются сбалансирование спроса и предложения денег и формирование рыночного уровня процента как цены денег. В связи с этим особое значение приобретает понимание механизмов формирования спроса и предложения денег и уровня процента.
Понятие “спрос” является фундаментальным для всех разделов экономики. В общем понимании закона спроса люди покупают большее количество товара по мере того, как цена на товар снижается.

Содержание работы

Введение 3
1. Денежная масса: спрос и предложение 5
1.1 Спрос на деньги 5
1.2 Предложение денег 10
1.3 Особенности формирования спроса и предложения на деньги в условиях перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь 14
2. Инфляция: причины и последствия 21
2.1 Инфляция: сущность, признаки, причины и социально-экономические последствия 21
2.2 Особенности инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционная политика государства 27
Заключение 35
Список источников 37
Приложения 39

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по экономической теории.doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 2.5

Индексы цен  и тарифов в январе-мае 2011 г., %

Наименование  показателя

Май 2011 г. к

Январь-май 2011 г. к январю-маю 2010 г.

апрелю 2011 г.

декабрю 2010 г.

маю 2010 г.

Индекс потребительских  цен – всего

в том числе:

113,1

125,4

132,6

117,7

продовольственные товары

113,1

125,9

136,9

121,6

непродовольственные товары

120,4

131,7

135,0

113,9

платные услуги

103,0

115,1

118,8

114,2

Индекс базовой  инфляции

116,3

127,2

134,8

116,8

Индекс цен  на промышленную продукцию

109,0

121,9

134,7

124,9

Индекс цен  на строительно-монтажные работы

101,7

106,4

118,7

117,7

Индекс тарифов  на перевозку грузов

133,4

145,5

108,6

102,3


 

Прирост индекса  цен на продовольственные товары в январе-мае    2011 г. составил 25,9 процента (годом ранее - 4 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали чай (в 1,72 раза), сахар (в 1,68 раза), плодоовощная продукция (в 1,65 раза), в том числе фрукты (в 1,95 раза), овощи (в 1,44 раза), а также крупы (в 1,6 раза), в том числе крупа пшенная (в 2,51 раза), крупа гречневая (в 1,69 раза) и рис (в 1,65 раза), что в значительной мере обусловлено повышением цен на отдельные импортируемые продукты питания в рублевом эквиваленте [19].

Прирост индекса  цен на непродовольственные товары за январь-май 2011 г. составил 31,7 процента (в январе-мае 2010 г. - 4,7 процента). В наибольшей степени подорожали синтетические моющие средства (в 1,81 раза), телевизоры (в 1,51 раза), бензин (в 1,47 раза), парфюмерно-косметические товары (в 1,42 раза) и бытовые электроприборы (в 1,39 раза).

Определяющими факторами увеличения цен на данную группу товаров являются рост издержек на их производство, в том числе  за счет роста цен на импортируемые  энергетические товары, сырье и материалы, высокая материало- и энергоемкость их производства, а также повышение цен в рублевом эквиваленте на данные товарные группы в целях ликвидации диспаритета цен в иностранных валютах на внутреннем и внешних рынках.

Прирост тарифов  на платные услуги в январе-мае 2011 г. составил 15,1 процента (в январе-мае 2010 г. - 2,7 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на туристические услуги (в 1,99 раза), услуги детских дошкольных учреждений (на 34,9 процента) и услуги пассажирского транспорта (на 24,3 процента), в том числе воздушного транспорта (в 1,82 раза) и железнодорожного транспорта международного сообщения (на 39,5 процента). Основным фактором увеличения тарифов явилось их административное повышение, направленное на рост уровня возмещения населением затрат на их оказание, а также девальвация обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам.

По данным Национального  статистического комитета, базовая  инфляция в мае 2011 г. по сравнению  с апрелем 2011 г. составила 116,3 процента. За январь-май 2011 г. прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 27,2 процента (в январе-мае 2010 г. - 3,5 процента).

В январе-мае 2011 г. прирост индекса потребительских  цен на 70 процентов был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее – на 58,9 процента), на22,4 процента - прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее – на 35,4 процента), на 7,6 процента – ростом цен на плодоовощную продукцию (годом ранее – на 5,7 процента).

Полученные в рамках мониторинга предприятий Национального банка данные свидетельствуют о росте инфляционных ожиданий в стране. Так, в мае 2011 г. 96 процентов опрошенных респондентов ожидали дальнейшего роста потребительских цен против 92,2 процента в мае 2010 г. и 95 процентов в декабре 2010 г. При этом 45,6 процента опрошенных респондентов ожидали ускорения инфляционных процессов против 27,8 процента в мае 2010 г. и 39,3 процента в декабре 2010 г. [19].

За январь-май 2011 г. цены производителей промышленной продукции увеличились на 21,9 процента против 7,6 процента за аналогичный период 2010 г. При этом прирост цен на инвестиционные и потребительские товары составил по 19,5 процента, на промежуточные товары - 24,3 процента. В горнодобывающей промышленности цены выросли на 17,8 процента (годом ранее - на 4,6 процента), обрабатывающей промышленности - на 23,1 процента (годом ранее - на 6,7 процента), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 16,9 процента (годом ранее - на 11,8 процента).

Основной причиной роста цен производителей промышленной продукции явился рост издержек производства, в первую очередь, материальных затрат, что было обусловлено, прежде всего, повышением цен на импортируемые сырье и материалы. В ряде случаев предприятия для поддержания конкурентоспособности на внешних рынках используют стратегию более низких цен по экспортным операциям и более высоких цен на внутреннем рынке.

Индекс цен  на строительно-монтажные работы в  январе-мае 2011 г. вырос на 6,4 процента (в январе-мае 2010 г. - на 6,8 процента). Индекс тарифов на грузовые перевозки за рассматриваемый период увеличился в 1,46 раза (годом ранее – в 1,76 раза) в основном за счет повышения тарифов на грузоперевозки железнодорожным транспортом международного сообщения в 1,77 раза и воздушным транспортом в 1,76 раза.

В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2009 годом. Производство промышленной продукции  возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).

Экспорт товаров и  услуг в 2010 году увеличился по сравнению  с 2009 годом на 20%, импорт товаров и  услуг – на 22,6%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов  малого предпринимательства) за 2010 года возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.

Индекс потребительских  цен за 2010 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8% [20].

В текущей ситуации инфляция обусловлена скорее немонетарными  факторами, в частности, высоким  уровнем монополизма и коррупции  в экономике, административным регулированием цен, различными региональными барьерами, а также особым менталитетом белорусских предпринимателей и др.

В настоящее время  в состав потребительской корзины, используемой Национальным статистическим комитетом при расчете индекса потребительских цен (ИПЦ), входит более 400 позиций товаров и услуг. То есть в данном случае речь идет об агрегированном показателе инфляции, характеризующем динамику среднего уровня цен в целом по стране.

В то же время, на наш взгляд, целесообразным выглядит расчет отдельных индексов цен для различных социально-демографических групп населения (на основе соответствующих потребительских корзин). С этой точки зрения практический интерес представляет расчет субиндексов инфляции в разрезе следующих групп домохозяйств: пенсионеры, низкооплачиваемые наемные работники, наемные работники с детьми, а также в региональном разрезе – домашние хозяйства, проживающие в Минске, в городах с численностью населения до 100 тыс. чел. и в сельской местности и др. Здесь обращает на себя внимание сохранение значительной региональной дифференциации цен на ряд наиболее социально значимых товаров и услуг, что свидетельствует о неоднородности и несогласованности ценовой динамики в Беларуси.

В целях предотвращения или смягчения инфляционных последствий государство вырабатывает механизм антиинфляционного регулирования. Он состоит из антиинфляционной стратегии и тактики. Первое включает цели и методы долгосрочного характера: введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы, борьба с бюджетным дефицитом, сведение к минимуму внешних инфляционных влияний, проведение эффективной внешнеторговой и валютной политики.

Технические меры антиинфляционной политики направлены не на устранение причин инфляции, а на сбивание темпов, смягчения ее последствия. К таким мерам относятся регулирование уровня цен на отдельные товары; регулирование доходов населения предприятий; проведение эффективной краткосрочной кредитно-денежной политики путем использования налоговых ставок, амортизации, процентов за кредит.

Специфической особенностью, усиливающей инфляцию Республики Беларусь является зависимость цен на внутриреспубликанском  уровне от цен на энергоносители, которые  импортируются из стран СНГ. В  результате происходит раскручивание  спирали "цена-выпуск" [8, с.349].

К основным направлениям антиинфляционной политики в республике в условиях перехода к рыночной экономике  относятся следующие: ускорение  формирования рыночной экономики с  одновременной структурной перестройкой; активизация производственной деятельности; проведение жесткой финансовой политики в области расходов государственных средств; совершенствование механизма привлечения денежных средств населения и предприятий, развитие рынка ценных бумаг, совершенствование налоговой системы в целях стимулирования развития предпринимательства и др.

При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного  характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Антиинфляционная стратегия  включает четыре основных компонента:

  1. преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
  2. долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
  3. сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
  4. увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии [8, с.349].

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

  1. при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;
  2. для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

С учетом вышеизложенного  антиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основные мероприятия:

  • отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;
  • проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
  • отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
  • проведение либеральной торговой политики;
  • радикальная аграрная реформа;
  • реформа системы налогообложения;
  • реализация политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом [6, с.25].

Правительство и Национальный банк Республики Беларусь, как и любой страны, находящейся в кризисе, проводят антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямыми и косвенными.

Косвенные методы:

  • регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг [7, с.31].

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  • прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  • государственное регулирование цен;
  • государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса [7, с.32].

Информация о работе Денежная масса и инфляция в РБ