Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ банковской системы РФ;
2. Анализ направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
3. Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы кредитно-денежной системы
1.1. Деньги: сущность, функции и виды. Денежная масса 4
1.2. Сущность и виды денежно-кредитной политики 7
2.Основы денежно-кредитной системы
2.1. Банковская система Российской Федерации. 9
2.2. Роль ЦБ РФ в денежно-кредитной системе. 18
3. Основные направления денежно-кредитной политики
3.1. Анализ основных денежно-кредитных показателей 22
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики РФ. 28
Заключение 33
Список литературы. 35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_peredelka.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Нормы обязательных резервов устанавливаются  в процентах от объемов депозитов и различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным вкладам они ниже, чем по вкладам до востребования). Чем выше центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (r) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы (М). Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

В России 1 июня 1991 г. норма резервирования была установлена в размере 2%, но уже в следующем году всего  за 4 месяца она увеличилась до 20%. В последующие годы норма и  порядок резервирования неоднократно менялись.

Действующий норматив резервирования (был установлен 1 октября 2006 г.) составляет 3,5% для рублевых средств, привлеченных от физических лиц.

          Операции на открытом рынке.

Термином «операции на открытом рынке» обозначают куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Данный термин был заимствован из практики функционирования центрального банка США – Федеральной резервной системы, для которой операции на открытом рынке выступают самым важным инструментом денежно-кредитной политики. Механизм этого инструмента состоит в следующем.

При  спаде экономики центральный  банк заинтересован в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков. Для этой цели он путем установления определенной доходности старается выкупить у коммерческих банков ценные бумаги. Коммерческие банки, продав часть своих активов в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить кредитование реального сектора, что приводит к увеличению предложения кредитов (кредитная экспансия) и снижает цену кредита (так называемая политика «дешевых» денег). Объем денежный массы при этом расширяется благодаря эффекту мультипликации.

При угрозе инфляции центральный банк, наоборот, проводит продажу государственных  ценных бумаг, уменьшая таким образом  свободные денежные средства коммерческих банков и снижая предложения кредитов (политика «дорогих» денег).

Среди операций центрального банка  на открытом рынке различают операции в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО), которые заключаются в  продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством последующего их выкупа через определенный срок по новому более высокому курсу.

Для России проведение Центральным  Банком операций с ценными бумагами является новым и мало используемым инструментом денежно-кредитного регулирования. Указанное объясняется как неразвитостью  фондового рынка России, так и другими факторами.

Так, ограниченность использование  операций на открытом рынке Банк России объяснил негибкостью действующей  нормативно-правовой базы, а также  незначительным объемом облигаций  с рыночными характеристиками в  портфеле Банка России.

Вообще наибольшую долю среди  государственных ценных бумаг в РФ имеют облигации федеральных займов (ОФЗ), выпускаемые Минфином России в пределах, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с размером государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного на финансовый год законом о федеральном бюджете.

Закон о Центральном Банке РФ предоставляет Банку России право  осуществлять эмиссию собственных  облигаций (ОБР). На основании этого  ЦБ РФ было утверждено Положение от 28.08.98 № 53-П «Об обращении выпусков облигаций Банка России».

Между тем, многие ученые считают операции Центрального Банка по купле-продаже  собственных облигаций (ОБР) наиболее гибким инструментом денежно-кредитного регулирования. Приобретая  ОБР с  определенным сроком обращения, коммерческий банк может в случае острой потребности в ликвидности продать облигации на рынке, не теряя при этом дохода от владения облигациями (в отличие от досрочного отзыва денежных средств с депозита, о котором будет рассказано далее). Таким образом, ОБР дает Банку России возможности изымать из обращения избыточную ликвидность на фиксированный срок (срок обращения облигации), а коммерческим банкам предоставляет возможность на ежедневной основе регулировать собственную ликвидность за счет операций на вторичном рынке.

Банк России отказ от выпуска  собственных облигаций объясняет  существующими ограничениями в  законодательстве РФ: «имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) продемонстрировал невозможность  оперативно воздействовать на уровень  банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения и проведением операций». До законодательного устранения указанных ограничений Банк России сосредоточил свои усилия на создании рынка для нового инструмента - операций модифицированного РЕПО с облигациями, находящимися в портфеле Банка России.

Операции по размещению на рынке  облигаций на условиях биржевого  модифицированного РЕПО (далее – БМР) во многом аналогичны операциям первичного размещения выпусков ГКО-ОФЗ или ОБР. Первичное размещение происходит посредством аукциона, проводимого по американской системе, то есть участник аукциона самостоятельно устанавливает цену, выраженную в процентах, от номинала, по которой он готов приобрести облигации. До наступления даты обратного выкупа облигаций Банком России они имеют свободное обращение на рынке аналогично другим выпускам государственных ценных бумаг. Выкуп облигаций производится Банком России на основании безотзывной публичной оферты. В дату обратного выкупа Банк России удовлетворяет все заявки дилеров на продажу по цене, объявленной в оферте.

В 2002 году аукционы по размещению двух выпусков ОФЗ на условиях модифицированного  РЕПО сроком 40 и 65 дней состоялись 6 февраля. Общий объем размещения облигаций на аукционе составил 416 млн. рублей, средневзвешенная доходность - 13,81 и 14,17% годовых соответственно. В период действия оферты было размещено облигаций еще на 583 млн. рублей по ставкам, устанавливавшимся в соответствии со ставками по депозитным операциям Банка России с аналогичными сроками. После обратного выкупа указанных выпусков проведение дальнейших операций модифицированного РЕПО было временно приостановлено.

Создание рынка модифицированного РЕПО стало составной частью деятельности Банка России по подготовке условий для активизации рыночных операций, которые в дальнейшем должны позволить Банку России более гибко реагировать на колебания банковской ликвидности.

              Изменение учетной ставки. Учетная политика.

Учетная ставка (или ставка рефинансирования) представляет собой ставку, по которой  центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим.

Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. Получая дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по кредитам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Как уже было сказано, само по себе изменение учетной ставки не является действенным методом денежно-кредитного регулирования. Говоря о реальных, используемых в настоящее время инструментах денежно-кредитной политики, в том числе Центральным Банком РФ, следует иметь в виду различные формы  рефинансирования центральным банком коммерческих банков. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Оно является одним из важнейших инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе и осуществляется на рыночных условиях путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных кредитов, переучета  векселей.

Законодательной основой рефинансирования является ст.ст.46-47 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации…»,  согласно которым  Банк России имеет право предоставлять  кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными  бумагами и другими активами.  Обеспечением кредитов Банка России могут выступать золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта; векселя, номинированные в российской или иностранной валюте; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров ЦБ РФ.

Наиболее известными являются такие  виды кредитов, как внутридневной  кредит (в течение операционного  дня), кредит «овернайт» (один рабочий день), ломбардный кредит.

Ломбардный кредит предоставляется банкам в валюте РФ под залог государственных ценных бумаг в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 13.03.96 № 36, и на основании договора. Вначале ломбардные кредиты предоставлялись Банком России на срок до 30 календарных дней как путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной ставки, так и путем проведения аукционов. В последующем  их предоставление происходило лишь по результатам аукционов, сроки кредитов менялись на основании телеграмм ЦБ РФ.

Ломбардные кредитные аукционы Центрального банка РФ проводятся как  процентные конкурсы заявок банков на получение ломбардного кредита, осуществляемые по американскому или  голландскому способам.

Заявки, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной.

Исчерпание объема кредита, выставляемого  на аукцион, является основанием для  пропорционального сокращения суммы  каждой заявки банка, в которой указана  ставка, принятая Банком России в качестве ставки отсечения, в списке удовлетворенных заявок.

При американском способе проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками  в заявках, которые эквивалентны или превышают устанавливаемую  Банком России ставку отсечения.

При голландском способе все  заявки удовлетворяются по последней  процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по устанавливаемой Банком России ставке отсечения).

Переучет векселей представляет собой  способ рефинансирования путем использования такого распространенного кредитного и расчетного инструмента, как вексель.

Участниками операций по переучету  векселей являются Банк России в лице операционного подразделения по переучету векселей (ОППВ), Учетный  банк (коммерческий банк, получивший статус Учетного банка) и российская организация-экспортер.

Учет векселя представляет собой  финансирование Учетным банком организации-экспортера под выдачу последней простого векселя  на имя Учетного банка. Переучет векселя  – это покупка Банком России векселя организации-экспортера у Учетного банка по установленной ставке переучета.

Согласно пункту 4 Положения ЦБ РФ от 30.12.98 № 65-П «О проведении Банком России переучетных операций» к  переучету принимаются простые  векселя, соответствующие требованиям Женевской Конвенции 1930 г. № 358. Указанные векселя составляются на установленном стандартном бланке, со сроком «на определенный день», векселедателями по ним выступают организации-экспортеры, включенные в список, утверждаемый Банком России. При этом срок платежа по векселю не должен превышать 6 месяцев от даты составления векселя и 1 месяца от даты последнего платежа по экспортному контракту.

Механизм действия переучетной  политики заключается в следующем. При необходимости увеличения денежной массы в экономике (кредитной экспансии) центральный банк устанавливает для банков благоприятные условия переучета векселей (например, снижает учетную ставку). Продавая векселя центральному банку, банки получают денежные средства, которые могут быть направлены для предоставления предприятиям кредитов. К тому же банки при таких условиях стремятся приобрести переучитываемые центральным банком векселя. Все это способствует увеличению инвестиций и росту ВВП. В условиях «перегрева» экономики центральный банк изменяет условия переучета векселей в противоположную сторону, и коммерческим банкам становится выгоднее выкупить у него векселя. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, повышает ставку процента и уменьшает инвестиции.

Операции по переучету векселей призваны способствовать кредитование коммерческими банками предприятий реального сектора экономики и таким образом развитие производства. В России они пока стимулируют лишь кредитование экспортных отраслей промышленности, а также приток в РФ иностранной валюты. В связи с этим необходимо расширение перечня организаций, которые могут выступать векселедателями в переучетных операциях, за счет включения в него финансово-устойчивых и платежеспособных производственных предприятий.

2.2. Роль ЦБ  РФ в банковской системе.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными  инструментами и методами денежно-кредитной  политики являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего  органа всей банковской системы страны.

Согласно статье 46 Федерального законе «О центральном  банке РФ» Банк России имеет право  осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими  и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации  для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять  кредиты на срок не более  одного года под обеспечение  ценными бумагами и другими  активами, если иное не установлено  федеральным законом о федеральном  бюджете; 

2) покупать и  продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства