Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ банковской системы РФ;
2. Анализ направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
3. Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы кредитно-денежной системы
1.1. Деньги: сущность, функции и виды. Денежная масса 4
1.2. Сущность и виды денежно-кредитной политики 7
2.Основы денежно-кредитной системы
2.1. Банковская система Российской Федерации. 9
2.2. Роль ЦБ РФ в денежно-кредитной системе. 18
3. Основные направления денежно-кредитной политики
3.1. Анализ основных денежно-кредитных показателей 22
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики РФ. 28
Заключение 33
Список литературы. 35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_peredelka.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Портфель ценных бумаг за I квартал  вырос на 12% (за март - на 0,8%) до 2650 млрд. руб., а их доля в активах банковского сектора – с 8,4% до 9,3%. Основной удельный вес (75,3%) в портфеле ценных бумаг занимают вложения в долговые обязательства, объем которых увеличился с начала года на 13,3% до 1994,4 млрд. руб.  (в марте - на 0,5 процента).

Межбанковский рынок. Требования по предоставленным  МБК за первые три месяца с начала года выросли на 6,5% (за март снизились  на 0,9%) до 2664,6 млрд. руб.,  а их доля в активах банковского сектора увеличилась с 8,9% до 9,3%. При этом объем средств, размещенных в банках-нерезидентах, увеличился на 6,3% (в марте уменьшился на 1,4%), а объем средств, размещенных на внутреннем межбанковском рынке возрос на 7% (в марте - на 0,2 процента).

Объем привлеченных МБК за январь-март текущего года вырос на 1,7% до 3700,4 млрд. руб., а их доля в пассивах банковского сектора осталась неизменной – 13%. Объем МБК, привлеченных у банков-нерезидентов, уменьшился на 1,1%; на внутреннем рынке - увеличился на 9,3 процента.

Финансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Совокупная прибыль кредитных  организаций за январь-март 2009 года составила 58,3 млрд. руб.,  что на 56,7% ниже результата аналогичного периода 2008 года. Прибыль в сумме 87,4 млрд. руб. получили 983 кредитные организации (89,9% от числа действующих на 01.04.09). Убытки в сумме 29,1 млрд. руб. понесли 110 кредитных организаций (10,1% от числа действующих). Для сравнения: в январе-марте годом ранее прибыль в сумме 138 млрд. руб. получили 1044 кредитные организации (92,2% от числа действовавших на 01.04.08), а убытки в сумме 3,4 млрд. руб. понесли 86 кредитных организаций (7,6% от числа действовавших).

 

3.2. Основные направления  денежно-кредитной политики РФ.

В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой. Там же определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в  рамках трехлетнего скользящего  периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

Банк России намерен в указанный  период в основном завершить переход  к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Общемировая тенденция существенного  роста цен на продукты питания  и энергоносители, а также опережающий  рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем  предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых  финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В  результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы.

Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию  бесперебойности проведения расчетов.

Ускорение инфляции, а также ожидаемые  в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного  курса, последовательно ослабляя жесткость  привязки рубля к бивалютной корзине  и допуская большую волатильность  ее стоимости.

Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

При разработке денежно-кредитной  политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита.

Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может  сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.

Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния  экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет  постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.

Основным фактором риска для  российского банковского сектора  в условиях международного финансового  кризиса является существенное ограничение  доступа к ресурсам с международных  рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

В этой ситуации на состояние банковского  сектора будет оказывать влияние  качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа  кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению  глубины и ликвидности российского  финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Центральный Банк РФ при осуществлении  денежно-кредитной политики оперирует  следующими инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения.

Исходя из анализа денежно-кредитной  сферы, можно сделать вывод, что  денежно-кредитный рынок все более  расширяется и требует более  совершенных мер по проводимому  регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ:

  • контроль за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции
  • возвращению инфляции на траекторию снижения
  • поддержание стабильности банковской системы
  • увеличение ликвидности банков и поддержание бесперебойности проведения расчетов
  • гибкая курсовая политика и активное использование процентной политики
  • рефинансированию банков
  • сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка
  • поддержание достаточности капитала
  • восстановление нормального кредитного цикла
  • доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования
  • повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка
  • развитие системы анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования
  • формирование доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства