Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа
Целью работы является:
1) раскрыть сущность денежно-кредитной политики и проблему выбора целей и задач;
2) проанализировать денежный рынок Республики Беларусь, изучить денежно-кредитную политику Беларуси;
3) предложить систему мероприятий развития денежного рынка Республики Беларусь и направления совершенствования кредитно-денежной политики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ…………………………………..…….. 4
1.1 Сущность и содержание денежно-кредитной политики, задачи.………... 4
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……….................. 7
1.3 Кейнсианская и монетаристская концепция денежно-
кредитной политики……………………………................................................ 14
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………. 17
2.1 Анализ денежного рынка Республики Беларусь………………................ 17
2.2 Основные показатели и инструменты денежно-кредитной
политики Национального банка Республики Беларусь…………………....... 22
2.3 Особенности денежно-кредитного механизма в Республике Беларусь... 26
3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ.………………………………………………………….......... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...... 36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ…………………………………..…….. 4
1.1 Сущность и содержание денежно-кредитной политики, задачи.………... 4
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……….................. 7
1.3 Кейнсианская и монетаристская концепция денежно-
кредитной политики……………………………...........
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………. 17
2.1 Анализ денежного рынка Республики
Беларусь………………................
2.2 Основные показатели и инструменты денежно-кредитной
политики Национального банка Республики Беларусь…………………....... 22
2.3 Особенности денежно-кредитного механизма в Республике Беларусь... 26
3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ.………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...... 36
Введение
Предметом исследования является влияние денежно-кредитной политики и ее инструментов на состояние экономики в целом. Актуальность данной темы состоит в том, что формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования является одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития государства в рамках смешанной экономики. Денежно-кредитная политика (ДКП) – демократичный инструмент воздействия государства на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов хозяйствования. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Национальный банк Республики Беларусь, Центральный банк Российской Федерации, Банк Англии. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например – Федеральная Резервная Система).
Влияя на основной объект денежно-кредитной политики – денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Экономически развитые государства предоставляют своим Центральным банкам возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы ДКП. Такая независимость Центрального банка является необходимым условием реализации денежно-кредитной политики.
Целью работы является:
1) раскрыть сущность денежно-
2) проанализировать денежный
3) предложить систему
Материалами
для данного исследования выступили труды
отечественных и зарубежных ученых, которые
детально раскрыли механизм денежно-кредитного
регулирования, как механизма играющего
главную роль в развитии экономики страны.
1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ, ЕЁ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Одним из ключевых секторов экономической системы является денежно-кредитная система, которая структурно включает в себя два элемента – органы денежно-кредитного регулирования, банки и небанковские финансовые учреждения. Важнейшая функция органов денежно-кредитного регулирования (Центрального банка) – осуществление денежно-кредитной политики.
А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова под денежно-кредитной (монетарной) политикой подразумевают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики [1, с.127].
«Денежно-кредитная политика состоит в контролировании Центральным банком предложения денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Другими словами, денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов»,– дают нам данное определение И.В. Новикова и Ю.М. Ясинский [2, с.168].
«Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области кредитно-денежного обращения и кредита, направленных на регулирование показателей экономического роста, сдерживания инфляционных процессов, обеспечение занятости населения и регулирования платежного баланса страны»,– пишет Э.А. Лутохина [3, с.125].
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение денег. Основными субъектами денежно-кредитной политики являются Центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Вместе с тем денежно-кредитная политика влияет на положение практически каждого экономического субъекта, будь то государственное учреждение, фирма или домохозяйство. Поскольку денежно-кредитная политика – важнейшее направление макроэкономического регулирования, их конечные цели совпадают, а именно: устойчивые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса страны.
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.
В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности [7, с.293].
Денежно-кредитная политика преследует следующие виды целей:
Стратегическими целями денежно-кредитной политики государства является обеспечение устойчивости национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), и на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).
В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная макроэкономика выделяет:
а) поддержание долговременного и стабильного экономического роста цивилизованными средствами;
б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
в) сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности банковской системы;
д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.
2. Промежуточные цели.
Выделяют критерии выбора промежуточной цели. Это, во-первых, измеримость, т. е. должна существовать переменная, которую можно быстро и точно рассчитать, чтобы дать возможность банку своевременно получать информацию о ее состоянии. Во-вторых, управляемость: Центральный банк должен быть способен с помощью своих инструментов изменять в нужном направлении величину этой переменной. В-третьих, предсказуемость воздействия переменной на конечные цели. Промежуточные цели непосредственно относят к деятельности Центрального банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью косвенных инструментов.
Основными промежуточными целями, как правило, являются денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. В качестве других возможных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, объем кредита, индексы товарных цен.
3. Тактические (операционные) цели.
Тактическими целями могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др. Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной целью. Например, если в качестве последней выбрана денежная масса, Центральный банк может избрать операционной целью денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же он намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью логично выбрать межбанковскую ставку процента.
Таким образом, Центральный банк ставит перед денежно- кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, корректировать ее в нужном направлении, определяемом планируемыми конечными результатами. Следует отметить, что Центральный банк не придерживается единожды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.
1.2 Основные инструменты денежно-
Инструменты проведения денежно-кредитной политики разделяют на две группы: прямые и общие.
К денежно-кредитной политике, проводимой на основе прямых инструментов, относятся операции на открытом рынке.
«Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
Операции на открытом рынке ценных бумаг широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичных рынках, т.к. деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации либо казначейские векселя.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает «от 82 до 99,6%». Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. «Центральный банк» предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам».
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие – это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее значение в национальной экономике