Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа
Целью работы является:
1) раскрыть сущность денежно-кредитной политики и проблему выбора целей и задач;
2) проанализировать денежный рынок Республики Беларусь, изучить денежно-кредитную политику Беларуси;
3) предложить систему мероприятий развития денежного рынка Республики Беларусь и направления совершенствования кредитно-денежной политики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ…………………………………..…….. 4
1.1 Сущность и содержание денежно-кредитной политики, задачи.………... 4
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……….................. 7
1.3 Кейнсианская и монетаристская концепция денежно-
кредитной политики……………………………................................................ 14
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………. 17
2.1 Анализ денежного рынка Республики Беларусь………………................ 17
2.2 Основные показатели и инструменты денежно-кредитной
политики Национального банка Республики Беларусь…………………....... 22
2.3 Особенности денежно-кредитного механизма в Республике Беларусь... 26
3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ.………………………………………………………….......... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...... 36
2) по характеру воздействия (прямые и косвенные);
3) по избирательности применения (общие и селективные);
4) по способам и методам
Таким образом, суть инструментов денежно-кредитной политики заключается в том, что все финансово-кредитные учреждения являются, в той или иной мере, стабильными и контролируемыми государством субъектами финансовой деятельности. С другой стороны, заемщики в отношении исполнения взятых ими на себя обязательств, представляют собой объект повышенного финансово-экономического риска. Многие финансово-кредитные учреждения для возмещения своих убытков от неликвидных кредитных операций прибегают к таким далеко не всегда законным операциям, как изъятие приобретенных в кредит автомобилей, квартир и т.п.
Для установления цивилизованных взаимоотношений между финансово-кредитными учреждениями и их клиентами, а также для регулирования кредитно-финансовых потоков, создан государством ряд действенных инструментов денежно-кредитной политики. Регулирование и контроль их применения возложен на Центральный банк государства.
1.3 Кейнсианская и монетаристская концепция денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой подразумевают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывает и реализует ее центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Вместе с тем она влияет на положение практически каждого экономического субъекта, будь то государственное учреждение, фирма или домохозяйство [8, с. 128].
Поскольку денежно-кредитная политика — важнейшее направление макроэкономического регулирования, их конечные цели совпадают. Таковыми являются: устойчивые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса страны (рисунок 1.1).
Одновременно достичь всех целей невозможно, так как если одни из них согласуются между собой, то другие находятся в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен.
Рисунок 1.1 – Цели денежно-кредитной политики
Источник: [8, с. 129, рис. 5.1]
Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно они являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров и контролирует их в процессе реализации монетарной политики.
Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать – ставку процента или объем денежной массы. Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М. Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий [7, с. 482]:
– центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в необходимом направлении на предложение денег;
– изменения в предложении денег вызывают понижение или повышение ставки процента;
– изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;
– изменения плановых инвестиций в свою очередь повышают или понижают уровень номинального национального дохода.
Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.
Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:
– центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;
– изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;
изменения совокупного
спроса приводят к увеличению
или к уменьшению уровня
Следовательно, монетаристы доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег.
2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ
2.1 Анализ денежного рынка Республики Беларусь
По официальным данным Национального Банка рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) на 1 января 2015 г. сложилась в объеме 90,8 трлн. рублей и за 2014 год увеличилась на 11,5 трлн. рублей или на 14,5 процента (за 2013 год - на 10,6 трлн. рублей или 15,5 процент), данный прирост обусловлен увеличением практически всех ее составляющих таблица 2.1.
Таблица 2.1 – Динамика рублевой денежной массы и ее составляющих, млрд. рублей
Показатели |
на 01.01.2014г. |
на 01.01.2015г. |
Прирост | |
млрд.руб. |
процентов | |||
1. Наличные деньги в обороте – М0 |
12 302,0 |
13 923,8 |
+1 621,8 |
+13,2 |
2. Переводные депозиты |
24 797,1 |
27 840,8 |
+3 043,7 |
+12,2 |
2.1. Физических лиц |
10 156,7 |
12 377,6 |
+2 220,9 |
+21,9 |
2.2. Юридических лиц |
14 640,3 |
15 463,2 |
+822,9 |
+5,6 |
Денежный агрегат – М1 |
37 099,1 |
41 764,6 |
+4 665,5 |
+12,5 |
3. Другие депозиты |
40 383,1 |
48 386,7 |
+8 003,6 |
+19,8 |
3.1. Физических лиц |
22 861,0 |
27 234,6 |
+4 373,6 |
+19,1 |
3.2. Юридических лиц |
17 522,0 |
21 152,1 |
+3 630,1 |
+20,7 |
Денежная масса в национальном определении – М2 |
77 482,2 |
90 151,3 |
+12 669,1 |
+16,4 |
4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте |
1 849,0 |
693,2 |
-1 155,8 |
-62,5 |
Рублевая денежная масса – М2* |
79 331,0 |
90 844,5 |
+11 513,5 |
+14,5 |
Источник: [составлено автором по данным Национального банка]
Значимое влияние на рост рублевой денежной массы в декабре 2014 г. оказали следующие факторы:
а). увеличение переводных депозитов 12,2 % (или на 3043,7 рублей) в т.ч. физических лиц на 21,9%(или 2220,9 млрд.руб.) юридических лиц на 5,6% (или на 822,9 млрд. руб.);
б).значительный прирост наличных денег в обороте (М0) 13.2% и 1621,8 млрд. руб. соответственно;
в). Увеличение денежной массы в национальном определении (М2) 12669,1 млрд. руб. т.е. 16,4%. Значительное влияние на увеличение М2 оказал не только денежный агрегат М1, но и другие депозиты как физических так и юридических лиц, прирост которых сложился на уровне 19,8 % и 19, 1% соответственно. В сумме другие депозиты росли на 8003,6 млрд. руб.
2. Отрицательное воздействие оказало снижение выпущенных банками (вне банковского оборота) ценных бумаг в национальной валюте, общий объем которых на 1 января 2015 г. составил 693,2 млрд. руб., это на 1155,8 млрд.
Внутригодовая динамика срочных депозитов (снижение за отдельные месяцы) объясняется усилением инфляционных и девальвационных ожиданий в отдельные периоды 2014 года. В целом за 2014 год прирост срочных депозитов физических и юридических лиц составил 19,1 и 20,7 процента соответственно. Далее рассмотрим изменение структуры агрегата М2 (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Изменение структуры денежной массы (М2*)
Источник: [составлено автором по данным Национального банка]
Таким образом, структура денежной массы (М2*) претерпела следующие изменения: на 2 п.п. приросли другие депозиты, снизился удельный вес ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского сектора) в национальной валюте на 1 п.п., на 1 п.п. снизилась доля наличных денег в обороте, как и в 2014 г. В 2015 г. переводные депозиты составляют 31 % в структуре М2*.
За 2014 год прирост широкой денежной массы (таблица 2.2) составил 23,9 процента, или 46 трлн. рублей, за счет роста как рублевой, так и валютной составляющих.
Следует обратить внимание на то, что по всем составляющим широкой денежной массы наблюдается прирост, по сравнению с 2013 годом.
Таблица 2.2 – Динамика широкой денежной массы и ее составляющих, млрд. рублей
Показатели |
01.01.2014г. |
01.01.2015г. |
Прирост | |
млрд.руб. |
процентов | |||
Рублевая денежная масса – М2* |
79 331,0 |
90 844,5 |
+11 513,5 |
+14,5 |
5. Депозиты в иностранной валюте |
107 467,3 |
137 705,6 |
+30 238,3 |
+28,1 |
5.1 Переводные депозиты |
19 041,6 |
23 394,9 |
+4 353,3 |
+22,9 |
5.1.1 Физических лиц |
4 121,1 |
5 595,0 |
+1 473,9 |
+35,8 |
5.1.2. Юридических лиц |
14 920,5 |
17 800,0 |
+2 879,5 |
+19,3 |
5.2. Другие депозиты |
88 425,7 |
114 310,7 |
+25 885,0 |
+29,3 |
5.2.1. Физических лиц |
65 199,5 |
89 125,8 |
+23 926,3 |
+36,7 |
5.2.2. Юридических лиц |
23 226,2 |
25 184,9 |
+1 958,7 |
+8,4 |
6. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте |
6 173,9 |
10 363,3 |
+4 189,4 |
+67,9 |
7. Депозиты в драгоценных металлах |
334,4 |
529,3 |
+194,9 |
+58,3 |
Широкая денежная масса – М3 |
193 306,8 |
239 442,7 |
+46 135,9 |
+23,9 |
Источник: [составлено автором по данным Национального банка]
Процентные ставки и ликвидность банковской системы. В декабре 2014 г. ставка рефинансирования оставалась неизменной (20 процентов годовых). Вместе с тем, ввиду увеличения спроса на валютном рынке и оттока рублевых вкладов населения, ставки по операциям предоставления ликвидности (кредит «овернайт», сделки СВОП), формирующие верхнюю границу коридора процентных ставок, были увеличены с 19 декабря 2014 г. с 24 до 50 процентов годовых. Процентные ставки, формирующие нижнюю границу (депозит «овернайт»), сохранились на уровне 17 процентов годовых. Ставка однодневного межбанковского рынка в среднем за месяц составила 19,4 процента годовых.
Ставки на депозитном и кредитном рынках в декабре 2014 г. увеличились. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам в декабре 2014 г. составила 33,4 процента годовых. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических лиц в декабре 2014 г. составила 32,5 процента годовых, с начала года она снизилась на 1,3 процентного пункта. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам физических лиц в декабре 2014 г. составила 35,6 процента годовых, снижение с начала года - на 9,7 процентного пункта. В декабре 2014 г. средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях составила 31 процент годовых, снизившись с начала года на 10,9 процентного пункта. Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам в свободно конвертируемой валюте (далее - СКВ) за декабрь 2014 г. увеличилась с 9,2 до 9,6 процента годовых (рисунок 2.2)
Рисунок 2.2 - Динамика изменения рублевой денежной базы в 2014 году.
Источник: [14,www.nbrb.by]
В условиях замедления инфляции Национальный банк постепенно снижал процентные ставки. Ставка рефинансирования Национального банка в ноябре 2014 г. сохранится на уровне 20 процентов годовых. Такое решение принято 12 ноября 2014 г. на заседании Правления Национального банка.
В условиях некоторого замедления инфляционных процессов (прирост потребительских цен в годовом выражении снизился с 20,6 процента в августе до 19,4 процента в октябре 2014 г.) сохранение текущего уровня ставки рефинансирования будет содействовать дальнейшему сдерживанию инфляции, поддержанию устойчивости на валютном и депозитном рынках, обеспечивая привлекательный уровень доходности рублевых депозитов.
Это решение обусловлено антиинфляционной направленностью, проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики, что благоприятно отразилось на валютном и денежном рынках.
Население активно размещало свободные денежные средства, как в национальной валюте, так и в свободно-конвертируемой валюте в банковской системе в период высоких ставок по депозитам, действовавшим в начале года. Склонность населения к сбережениям в банковских вкладах в 2014 г. увеличилась по сравнению с 2013 г. и составила 6,2 процента против 5,8 процента.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее значение в национальной экономике