Денежно-кредитная политика и ее значение в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является:
1) раскрыть сущность денежно-кредитной политики и проблему выбора целей и задач;
2) проанализировать денежный рынок Республики Беларусь, изучить денежно-кредитную политику Беларуси;
3) предложить систему мероприятий развития денежного рынка Республики Беларусь и направления совершенствования кредитно-денежной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ…………………………………..…….. 4
1.1 Сущность и содержание денежно-кредитной политики, задачи.………... 4
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……….................. 7
1.3 Кейнсианская и монетаристская концепция денежно-
кредитной политики……………………………................................................ 14
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………. 17
2.1 Анализ денежного рынка Республики Беларусь………………................ 17
2.2 Основные показатели и инструменты денежно-кредитной
политики Национального банка Республики Беларусь…………………....... 22
2.3 Особенности денежно-кредитного механизма в Республике Беларусь... 26
3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ.………………………………………………………….......... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...... 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Kushnarevoy.docx

— 336.85 Кб (Скачать файл)

2) по характеру воздействия (прямые  и косвенные);

3) по избирательности применения (общие и селективные);

4) по способам и методам применения (рыночные и нерыночные)

Таким образом, суть инструментов денежно-кредитной политики заключается в том, что все финансово-кредитные учреждения являются, в той или иной мере, стабильными и контролируемыми государством субъектами финансовой деятельности. С другой стороны, заемщики в отношении исполнения взятых ими на себя обязательств, представляют собой объект повышенного финансово-экономического риска. Многие финансово-кредитные учреждения для возмещения своих убытков от неликвидных кредитных операций прибегают к таким далеко не всегда законным операциям, как изъятие приобретенных в кредит автомобилей, квартир и т.п.

Для установления цивилизованных взаимоотношений между финансово-кредитными учреждениями и их клиентами, а также для регулирования кредитно-финансовых потоков, создан государством ряд действенных инструментов денежно-кредитной политики. Регулирование и контроль их применения возложен на Центральный банк государства.

1.3 Кейнсианская и монетаристская концепция денежно-кредитной политики

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой подразумевают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывает и реализует ее центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Вместе с тем она влияет на положение практически каждого экономического субъекта, будь то государственное учреждение, фирма или домохозяйство [8, с. 128].

Поскольку денежно-кредитная политика — важнейшее направление макроэкономического регулирования, их конечные цели совпадают. Таковыми являются: устойчивые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса страны (рисунок 1.1).

Одновременно достичь всех целей невозможно, так как если одни из них согласуются между собой, то другие находятся в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен.

 

Рисунок 1.1 – Цели денежно-кредитной политики

Источник: [8, с. 129, рис. 5.1]

 

Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно они являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров и контролирует их в процессе реализации монетарной политики.

Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать – ставку процента или объем денежной массы. Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М. Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий [7, с. 482]:

– центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в необходимом направлении на предложение денег;

– изменения в предложении денег вызывают понижение или повышение ставки процента;

– изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;

– изменения плановых инвестиций в свою очередь повышают или понижают уровень номинального национального дохода.

Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.

Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:

– центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;

– изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;

 изменения совокупного  спроса приводят к увеличению  или к уменьшению уровня национального  дохода.

Следовательно, монетаристы доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег.

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ

2.1 Анализ денежного рынка  Республики Беларусь

По официальным данным Национального Банка рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) на 1 января 2015 г. сложилась в объеме 90,8 трлн. рублей и за 2014 год увеличилась на 11,5 трлн. рублей или на 14,5 процента (за 2013 год - на 10,6 трлн. рублей или 15,5 процент), данный прирост обусловлен увеличением практически всех ее составляющих таблица 2.1.

 

Таблица 2.1 – Динамика рублевой денежной массы и ее составляющих, млрд. рублей

Показатели

на 01.01.2014г.

на 01.01.2015г.

Прирост

млрд.руб.

процентов

1. Наличные деньги в  обороте – М0

12 302,0

13 923,8

+1 621,8

+13,2

2. Переводные депозиты

24 797,1

27 840,8

+3 043,7

+12,2

2.1. Физических лиц

10 156,7

12 377,6

+2 220,9

+21,9

2.2. Юридических лиц

14 640,3

15 463,2

+822,9

+5,6

Денежный агрегат – М1

37 099,1

41 764,6

+4 665,5

+12,5

3. Другие депозиты

40 383,1

48 386,7

+8 003,6

+19,8

3.1. Физических лиц

22 861,0

27 234,6

+4 373,6

+19,1

3.2. Юридических лиц

17 522,0

21 152,1

+3 630,1

+20,7

Денежная масса в национальном определении – М2

77 482,2

90 151,3

+12 669,1

+16,4

4. Ценные бумаги, выпущенные  банками (вне банковского оборота) в национальной валюте

1 849,0

693,2

-1 155,8

-62,5

Рублевая денежная масса – М2*

79 331,0

90 844,5

+11 513,5

+14,5


Источник: [составлено автором по данным Национального банка]

 

Значимое влияние на рост рублевой денежной массы в декабре 2014 г. оказали следующие факторы:

  1. Положительное влияние:

а). увеличение переводных депозитов 12,2 % (или на 3043,7 рублей) в т.ч. физических лиц на 21,9%(или 2220,9 млрд.руб.) юридических лиц на 5,6% (или на 822,9 млрд. руб.);

б).значительный прирост наличных денег в обороте (М0) 13.2% и 1621,8 млрд. руб. соответственно;

в). Увеличение денежной массы в национальном определении (М2) 12669,1 млрд. руб. т.е. 16,4%. Значительное влияние на увеличение М2 оказал не только денежный агрегат М1, но и другие депозиты как физических так и юридических лиц, прирост которых сложился на уровне 19,8 % и 19, 1% соответственно. В сумме другие депозиты росли на 8003,6 млрд. руб.

2. Отрицательное воздействие  оказало снижение выпущенных  банками (вне банковского оборота) ценных бумаг в национальной валюте, общий объем которых на 1 января 2015 г. составил 693,2 млрд. руб., это на 1155,8 млрд.

Внутригодовая динамика срочных депозитов (снижение за отдельные месяцы) объясняется усилением инфляционных и девальвационных ожиданий в отдельные периоды 2014 года. В целом за 2014 год прирост срочных депозитов физических и юридических лиц составил 19,1 и 20,7 процента соответственно. Далее рассмотрим изменение структуры агрегата М2 (рисунок 2.1).


Рисунок 2.1 – Изменение структуры денежной массы (М2*)

Источник: [составлено автором по данным Национального банка]

Таким образом, структура денежной массы (М2*) претерпела следующие изменения: на 2 п.п. приросли другие депозиты, снизился удельный вес ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского сектора) в национальной валюте на 1 п.п., на 1 п.п. снизилась доля наличных денег в обороте, как и в 2014 г. В 2015 г. переводные депозиты составляют 31 % в структуре М2*.

За 2014 год прирост широкой денежной массы (таблица 2.2) составил 23,9 процента, или 46 трлн. рублей, за счет роста как рублевой, так и валютной составляющих.

Следует обратить внимание на то, что по всем составляющим широкой денежной массы наблюдается прирост, по сравнению с 2013 годом.

 

Таблица 2.2 – Динамика широкой денежной массы и ее составляющих, млрд. рублей

Показатели

01.01.2014г.

01.01.2015г.

Прирост

млрд.руб.

процентов

Рублевая денежная масса – М2*

79 331,0

90 844,5

+11 513,5

+14,5

5. Депозиты в иностранной  валюте

107 467,3

137 705,6

+30 238,3

+28,1

5.1 Переводные депозиты

19 041,6

23 394,9

+4 353,3

+22,9

5.1.1 Физических лиц

4 121,1

5 595,0

+1 473,9

+35,8

5.1.2. Юридических лиц

14 920,5

17 800,0

+2 879,5

+19,3

5.2. Другие депозиты

88 425,7

114 310,7

+25 885,0

+29,3

5.2.1. Физических лиц

65 199,5

89 125,8

+23 926,3

+36,7

5.2.2. Юридических лиц

23 226,2

25 184,9

+1 958,7

+8,4

6. Ценные бумаги, выпущенные  банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте

6 173,9

10 363,3

+4 189,4

+67,9

7. Депозиты в драгоценных  металлах

334,4

529,3

+194,9

+58,3

Широкая денежная масса – М3

193 306,8

239 442,7

+46 135,9

+23,9


Источник: [составлено автором по данным Национального банка]

 

Процентные ставки и ликвидность банковской системы. В декабре 2014 г. ставка рефинансирования оставалась неизменной (20 процентов годовых). Вместе с тем, ввиду увеличения спроса на валютном рынке и оттока рублевых вкладов населения, ставки по операциям предоставления ликвидности (кредит «овернайт», сделки СВОП), формирующие верхнюю границу коридора процентных ставок, были увеличены с 19 декабря 2014 г. с 24 до 50 процентов годовых. Процентные ставки, формирующие нижнюю границу (депозит «овернайт»), сохранились на уровне 17 процентов годовых. Ставка однодневного межбанковского рынка в среднем за месяц составила 19,4 процента годовых.

Ставки на депозитном и кредитном рынках в декабре 2014 г. увеличились. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам в декабре 2014 г. составила 33,4 процента годовых. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических лиц в декабре 2014 г. составила 32,5 процента годовых, с начала года она снизилась на 1,3 процентного пункта. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам физических лиц в декабре 2014 г. составила 35,6 процента годовых, снижение с начала года - на 9,7 процентного пункта. В декабре 2014 г. средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях составила 31 процент годовых, снизившись с начала года на 10,9 процентного пункта. Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам в свободно конвертируемой валюте (далее - СКВ) за декабрь 2014 г. увеличилась с 9,2 до 9,6 процента годовых (рисунок 2.2)

 

Рисунок 2.2 - Динамика изменения рублевой денежной базы в 2014 году.

Источник: [14,www.nbrb.by]

 

В условиях замедления инфляции Национальный банк постепенно снижал процентные ставки. Ставка рефинансирования Национального банка в ноябре 2014 г. сохранится на уровне 20 процентов годовых. Такое решение принято 12 ноября 2014 г. на заседании Правления Национального банка.

В условиях некоторого замедления инфляционных процессов (прирост потребительских цен в годовом выражении снизился с 20,6 процента в августе до 19,4 процента в октябре 2014 г.) сохранение текущего уровня ставки рефинансирования будет содействовать дальнейшему сдерживанию инфляции, поддержанию устойчивости на валютном и депозитном рынках, обеспечивая привлекательный уровень доходности рублевых депозитов.

Это решение обусловлено антиинфляционной направленностью, проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики, что благоприятно отразилось на валютном и денежном рынках.

Население активно размещало свободные денежные средства, как в национальной валюте, так и в свободно-конвертируемой валюте в банковской системе в период высоких ставок по депозитам, действовавшим в начале года. Склонность населения к сбережениям в банковских вкладах в 2014 г. увеличилась по сравнению с 2013 г. и составила 6,2 процента против 5,8 процента.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее значение в национальной экономике