Денежно-кредитная политика и ее значение в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является:
1) раскрыть сущность денежно-кредитной политики и проблему выбора целей и задач;
2) проанализировать денежный рынок Республики Беларусь, изучить денежно-кредитную политику Беларуси;
3) предложить систему мероприятий развития денежного рынка Республики Беларусь и направления совершенствования кредитно-денежной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ…………………………………..…….. 4
1.1 Сущность и содержание денежно-кредитной политики, задачи.………... 4
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……….................. 7
1.3 Кейнсианская и монетаристская концепция денежно-
кредитной политики……………………………................................................ 14
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………. 17
2.1 Анализ денежного рынка Республики Беларусь………………................ 17
2.2 Основные показатели и инструменты денежно-кредитной
политики Национального банка Республики Беларусь…………………....... 22
2.3 Особенности денежно-кредитного механизма в Республике Беларусь... 26
3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ.………………………………………………………….......... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...... 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Kushnarevoy.docx

— 336.85 Кб (Скачать файл)

В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

В соответствии с гл.4 Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 года №216, денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.

Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках ЕАЭС и других интеграционных образований, а также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями.

В связи с введением санкций экономика Российской Федерации в 2014 году имела отрицательные тенденции, как следствие, девальвация российского рубля, падение ряда макроэкономических показателей, что не могло не отразиться на денежно-кредитном рынке Республики Беларусь ( так как около 70 % всех экспортно-импортных операций наша страна проводит с Российской Федерацией). Однако к концу 2014 года начало 2015 ситуация несколько стабилизировалась как на российском так и на белорусском денежно-кредитном рынках.

Динамика обменного курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Соответственно Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран, применяет курсовую политику в качестве одного из основных каналов достижения цели по сдерживанию инфляции. Так, использование обменного курса белорусского рубля к российскому рублю как монетарного ориентира обусловлено тем, что Россия является основным внешнеторговым партнером Беларуси, доля которого во внешнеторговом обороте товаров и услуг составляет около 50%. Целесообразность же рассмотрения обменного курса белорусского рубля к доллару США в данном качестве определяется высокой долей USD в расчетах по внешнеторговым операциям и на внутреннем валютном рынке, а также в структуре валютных сбережений населения.

Использование показателя активной рублевой денежной массы, представленной высоколиквидными денежными средствами предприятий и населения, в качестве монетарного ориентира обусловлено его существенным влиянием на формирование совокупного спроса на товары и услуги и, соответственно, на общие товарно-денежные пропорции.

Следовательно, определяющими в механизме монетарных расчетов и анализа выступают два взаимосвязанных блока: (баланс на валютном рынке – между предложением иностранной валюты, спросом на иностранную валюту (который сопряжен с денежным предложением в национальной валюте) и обменным курсом; баланс между денежным предложением (денежный агрегат М1), спросом экономики на деньги, а также ценами на товары и услуги.

При этом контролируется, чтобы динамика реального курса национальной валюты не вступала в противоречие с целью обеспечения устойчивости платежного баланса страны. Производится также прогноз монетарных балансов, включая параметры денежной эмиссии, определяются тенденции в процентной политике и масштабы привлечения ресурсов банков.

По мере дальнейшей стабилизации денежно-кредитной сферы нормативы обязательного резервирования планируется постепенно снижать (3 февраля 2014 года правление Национального банка приняло решение о снижении на 1 процентный пункт нормативов обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях банки будут резервировать в НББ 9% против прежних 10%, от привлеченных средств в иностранной валюте – 13% против прежних 14%), что обеспечит улучшение условий привлечения банками средств населения и организаций, а также повысит конкурентоспособность белорусских банков в целом.

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Денежно-кредитная политика должна содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике. 
         Главными задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

Направления реализации этих задач предусматривают:

– постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;

– формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

– совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;

– поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный курс белорусского рубля должен сохранить за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом для экономики.

Стабильность обменного курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

В 2011-2015 годах должен сохранился режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины).

Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля.

Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций.

Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования способствуют дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность.

Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь направлены на достижение приоритетной цели монетарной политики.

Операционным ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях. Национальный банк будет стремиться формировать среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования Национального банка.

Наряду с этим продолжится решение следующих задач:

– дальнейшее совершенствование условий для своевременного проведения банками платежей клиентов;

– ограничение колебаний краткосрочных ставок денежного рынка;

– содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Для повышения эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков и содействия своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:

– увеличить возможности банков по использованию стандартных инструментов для регулирования своей ликвидности на основе расширения форм приемлемого обеспечения;

– распространить механизм усреднения резервных требований на весь объем резервных требований, подлежащих депонированию банками в Национальном банке;

– сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям регулирования текущей ликвидности, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;

– совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования текущей ликвидности и влияющих на нее факторах.

Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:

– постоянно доступные и двусторонние операции, основная роль которых по-прежнему заключается в ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора, задаваемого ставками по данным операциям;

– операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе и являющиеся основным инструментом регулирования текущей ликвидности банков, сглаживания колебаний краткосрочных ставок денежного рынка к уровню ставки рефинансирования;

– механизм усреднения резервных требований, позволяющий сглаживать краткосрочные колебания текущей ликвидности банков на бесплатной основе.

Среди денежно-кредитных инструментов роль процентной ставки будет постепенно повышаться. Реализация мер процентной политики ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

Совершенствование монетарной политики должно сопровождаться дальнейшим повышением прозрачности ее проведения. Информирование общества о целях и задачах денежно-кредитной политики будет содействовать улучшению понимания участниками финансовых отношений намеченных параметров и реализуемых мер. Кроме того, благодаря четкому разъяснению подходов, лежащих в основе принимаемых в денежно-кредитной сфере решений, усилится воздействие денежно-кредитной политики на экономические процессы, в том числе за счет обеспечения более эффективного формирования рыночных ожиданий.

Вместе с тем для совершенствования монетарной политики в настоящее время и в среднесрочной перспективе необходимо создание ряда условий в других сферах и секторах экономики. Развитые банковская и финансовая системы также будут способствовать реализации политики по поддержанию ценовой стабильности.

В 2015 году денежно-кредитная политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.

Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2014 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).

Цель денежно-кредитной политики в 2015 году - снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее значение в национальной экономике