Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа
Целью работы является:
1) раскрыть сущность денежно-кредитной политики и проблему выбора целей и задач;
2) проанализировать денежный рынок Республики Беларусь, изучить денежно-кредитную политику Беларуси;
3) предложить систему мероприятий развития денежного рынка Республики Беларусь и направления совершенствования кредитно-денежной политики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ…………………………………..…….. 4
1.1 Сущность и содержание денежно-кредитной политики, задачи.………... 4
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……….................. 7
1.3 Кейнсианская и монетаристская концепция денежно-
кредитной политики……………………………................................................ 14
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………. 17
2.1 Анализ денежного рынка Республики Беларусь………………................ 17
2.2 Основные показатели и инструменты денежно-кредитной
политики Национального банка Республики Беларусь…………………....... 22
2.3 Особенности денежно-кредитного механизма в Республике Беларусь... 26
3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ.………………………………………………………….......... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...... 36
Прирост объема наличной национальной валюты на руках у населения за 2014 г. составил 0,3 процента от величины денежных доходов, а в 2013 г. – 0,4 процента.
Валютный рынок. В целом 2014 год характеризовался относительной стабильностью на валютном рынке. Однако в декабре 2014 г. на внутреннем валютном рынке наблюдалось увеличение спроса на иностранную валюту, как со стороны населения, так и со стороны субъектов хозяйствования- резидентов. Населением за декабрь 2014 г. куплено на чистой основе 901,6 млн. долларов США, с начала 2014 г. – 1 385 млн. долларов США.
Субъектами хозяйствования
за 2014 г. на чистой основе куплено
495 млн. долларов США (за 2013 г. было
продано 400,8 млн. долларов США). Основными
целями покупки валюты
Объем золотовалютных резервов Республики Беларусь на 1 января 2015 г., соответствует 1,4 месяца импорта товаров и услуг (по предварительной оценке Национального банка. За декабрь 2014 г. объем золотовалютных резервных активов снизился на 760,8 млн. долларов США (за 2014 год – на 1 591,8 млн. долларов США). При этом в декабре 2014 г. Правительством Республики Беларусь и Национальным банком внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте были исполнены в полном объеме. Обменный курс. За декабрь 2014 г. официальный курс белорусского рубля снизился к доллару США на 9,7 процента, составив на 1 января 11 850 рублей. При этом в результате резких курсовых колебаний российского рубля и евро на мировом рынке обменный курс белорусского рубля снизился к евро на 6,4 процента (до 14 380 рублей за 1 евро). Относительно российского рубля укрепление составило 5,5 процента (214,5 рублей за 1 российский рубль11).
2.2 Основные показатели
и инструменты денежно-
Приоритетными задачами денежно-кредитной политики в 2012-2014 годах явилась реализация мер, направленных на поддержание стабильности в денежно-кредитной сфере, защиту рублевых сбережений от инфляции с постепенным снижением общего уровня процентных ставок в экономике.
Инструменты денежно-кредитной политики направлены на замедление инфляционных процессов с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Процентная политика Национального банка направлена на поддержание монетарной стабильности и обеспечение сбалансированного развития экономики. Такая процентная политика требует взвешенного подхода, учитывающего интересы как заемщиков, так и вкладчиков. Национальный банк обеспечивает поддержание положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. При этом снижение инфляции, стабилизация макроэкономической ситуации и состояния внешней торговли позволили Национальному банку начать понижение ставок.
В целом за 2012 г. ставка рефинансирования снижалась восемь раз. В результате ставка была снижена на 15 процентных пунктов, до 30 процентов годовых. В 2013 г. динамика ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности была разнонаправленной. К концу года ставка была снижена на 6,5 процентных пунктов, до 23,5 процентов годовых. В течение восьми месяцев 2014 г. ставка рефинансирования была снижена с 23,5 процентов на начало года до 20 процента годовых на сентябрь 2014г., а в последующие месяцы до конца года снижение ставки рефинансирования было приостановлено в целях сохранения антиинфляционной направленности процентной политики и поддержания устойчивой ситуации на депозитном и валютном рынках.
Ставка рефинансирования – ставка Национального банка Республики Беларусь, являющаяся базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служащая основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам. На протяжении всего 2014 года, как было отмечено выше, ставка рефинансирования имела тенденцию к понижению, рассмотрим ее динамику в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Динамика ставки рефинансирования в 2012-2014 годах
Дата |
Ставка рефинансирования, % |
Изменение | |||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
процентные пункты |
проценты | |||||
2013г. -2012г. |
2014г. -2012г. |
2014г. -2013г. |
2013г/ 2012г |
2014г/ 2012г |
2014г/ 2013г. | ||||
01.01 |
45 |
30 |
23,5 |
15 |
-21,5 |
-6,5 |
33,3 |
-47,8 |
-27,7 |
01.02 |
45 |
30 |
23,5 |
15 |
-21,5 |
-6,5 |
33,3 |
-47,8 |
-27,7 |
01.03 |
38 |
30 |
23,5 |
-8 |
-14,5 |
-6,5 |
-21,1 |
-38,2 |
-27,7 |
01.04 |
38 |
28,5 |
23,5 |
-9,5 |
-14,5 |
-5 |
-25,0 |
-38,2 |
-21,3 |
01.05 |
36 |
27 |
22,5 |
-9 |
-13,5 |
-4,5 |
-25,0 |
-37,5 |
-20,0 |
01.06 |
34 |
25 |
21,5 |
-9 |
-12,5 |
-3,5 |
-26,5 |
-36,8 |
-16,3 |
01.07 |
32 |
23,5 |
21,5 |
-8,5 |
-10,5 |
-2 |
-26,6 |
-32,8 |
-9,3 |
01.08 |
31 |
23,5 |
20,5 |
-7,5 |
-10,5 |
-3 |
-24,2 |
-33,9 |
--14,6 |
01.09 |
30,5 |
23,5 |
20 |
-7 |
-10,5 |
-3,5 |
-23,0 |
-34,4 |
-17,5 |
01.10 |
30 |
23,5 |
20 |
-6,5 |
-10 |
-3,5 |
-21,7 |
-33,3 |
-17,5 |
01.11 |
30 |
23,5 |
20 |
-6,5 |
-10 |
-3,5 |
-21,7 |
-33,3 |
-17,5 |
01.12 |
30 |
23,5 |
20 |
-6,5 |
-10 |
-3,5 |
-21,7 |
-33,3 |
-17,5 |
31.12 |
30 |
23,5 |
20 |
-6,5 |
-10 |
-3,5 |
-21,7 |
-33,3 |
-17,5 |
Источник: [составлено автором по данным Национального банка]
Установление такого уровня ставки рефинансирования сохранит текущую жесткость денежно-кредитной политики, что будет способствовать замедлению инфляции и созданию условий для ее существенного снижения в среднесрочной перспективе.
При этом по-прежнему будут обеспечены привлекательные условия рублевой формы сбережений, обеспечивающие не только надежную защиту от инфляции, но и доходность, значительно превышающую доходность депозитов в иностранной валюте.
Норма обязательных резервов устанавливается постановлением правления Национального Банка Республики Беларусь от 27 октября 2011 года №473 «Об установлении нормативов обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке Республики Беларусь (резервных требований)». Динамика нормы обязательного резервирования представлена в таблице 2.4.
Обязательные резервы (резервные требования) используются в качестве инструмента регулирования денежного предложения. Действует механизм усредненного формирования резервных требований, Это позволяет банкам на без эмиссионной основе использовать часть фонда обязательных резервов для целей регулирования текущей ликвидности, что способствует сглаживанию колебаний ликвидных средств банков и процентных ставок межбанковского кредита.
Таблица 2.4 – Динамика нормативов обязательного резервирования
Дата начала действия нормативов |
По привлеченным средствам в национальной валюте |
По привлеченным средствам в иностранной валюте | |
по средствам физических лиц |
по средствам юридических лиц | ||
01.05.2012 |
0 |
10,0 |
10,0 |
01.09.2012 |
0 |
10,0 |
12,0 |
01.08.2013 |
0 |
10,0 |
14,0 |
01.02.2014 |
0 |
9,0 |
13,0 |
01.01.2015 |
0 |
9,0 |
12,5 |
01.02.2015 |
0 |
9,0 |
10,0 |
01.03.2015 |
0 |
9,0 |
9,0 |
Источник: [составлено автором по данным Национального банка]
Ежегодно Национальным Банком и правительством Республики Беларусь разрабатываются основные направления денежно-кредитной политики на следующий календарный год. На 2014 год приоритетные направления утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 года № 586 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год» [20]. Данный документ ставит своей целью представить участникам экономических отношений, широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в денежной и валютной сферах Республики Беларусь.
В 2014 году действия денежно-кредитной политики были направлены сохранить стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике как основы для экономического роста и сбалансированного развития экономики страны.
Целью денежно-кредитной
политики, реализуемой совместно
с мерами экономической
С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2014 года должна была составить 14–16 процентов годовых (фактически на 31.12.2014 года составила 20,0%).
Аукционные операции Национального банка были направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования. Национальный банк обеспечивал сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке).
Кредитная эмиссия Национального банка проводилась исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
При разработке Основных направлений на 2014 год учитывались положения проектов:
– Концепции Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы;
– прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год
– Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2014 год».
В связи с положениями этих проектов можно наблюдать следующие тенденции и сделать выводы, что:
– замедление роста цен по сравнению с 2012 и 2013 годами при значимом увеличении вклада административно регулируемых цен;
– дефицит внешней торговли товарами и услугами Беларуси за 2014 год составил 390 млн. долларов США, тогда как в 2013 году во внешней торговле товарами и услугами республика получила дефицит в размере 2 млрд 340,9 млн. долларов США;
– снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.);
– снижение процентных ставок на кредитном и депозитном рынках вследствие постепенного уменьшения ставки рефинансирования и процентных ставок на рынке межбанковских кредитов;
– превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее в целом на внутреннем валютном рынке, в то время как по итогам года населением куплено валюты больше, чем продано.
– приток денежных средств населения в банки;
– сохранение существенного спроса экономики на кредитные ресурсы банков, преимущественно в иностранной валюте.
Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на постепенное снижение темпов инфляции и недопущение падения курса белорусского рубля к доллару США выше темпов инфляции, ограничение покрытия дефицита государственного бюджета кредитами Национального банка, на достижение положительных процентных ставок, как по депозитам, так, и по кредитам и на развитие рынка ценных бумаг.
2.3 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора, который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий [12, с.569].
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее значение в национальной экономике