Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...………..…....3
1. Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики.................................................................................................................5
1.1 Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики.….………..…...5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………...8
2. Модели денежно-кредитной политики……………….............…12
2.1 Кейнсианская теория денег……………………………………..………12
2.2 Монетаристский подход………………………………………..……….14
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....18
3.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе……………………………………….…………...……………………………18
3.2. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………….………………….25
Список использованных источников…………………….………...

Файлы: 1 файл

Курсовая денежно-кредитная политика.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………...………..…....3

1. Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики.................................................................................................................5

1.1 Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики.….………..…...5

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………...8

2. Модели денежно-кредитной политики……………….............…12

2.1 Кейнсианская теория денег……………………………………..………12

2.2 Монетаристский подход………………………………………..……….14

3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....18

3.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе……………………………………….…………...……………………………18

3.2. Направления совершенствования  денежно-кредитной политики в  Республике Беларусь……………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………….………………….25

Список использованных источников…………………….………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании  хозяйственных процессов путем  воздействия на состояние кредитных  отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и  денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как  правило, косвенным характером воздействия  на процесс расширенного воспроизводства.

Основными целями любого государства  в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также  внешнеэкономическое равновесие. Эти  цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика – одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания  инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство  определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный  за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.

Содержание деятельности центрального банка в области  национальной денежно-кредитной политики сводится к двум основным направлениям. Первое – разработка денежно-кредитной  политики в виде формулирования целей  политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе – реализация политики с помощью  операций на денежном, валютном и фондовом рынках, регламентации проведения денежных, финансовых, валютных, кредитных и  фондовых отношений.

Большинство современных  экономистов рассматривают денежно -кредитную политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики. Хорошо работающая денежно-кредитная политика способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов. Таким образом, в период мирового финансового кризиса возрастает актуальность изучения проблем развития и реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

В первом разделе данной курсовой работы описывается сущность денежно-кредитной политики, ее основные цели и инструменты. Второй раздел иллюстрирует способы денежно-кредитного регулирования  на основе двух видовых подходов к  результативному ее функционированию - кейнсианского и монетаристского. Последний, третий отведен  анализу результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012 год, направлениям совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы - исследование денежно-кредитной политики, на основании  которой разработать мероприятия  по совершенствованию денежно-кредитного регулирования экономики Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд  поставленных задач:

- рассмотреть сущность, цели  и задачи денежно-кредитной политики;

- изучить инструменты  денежно-кредитной политики;

- изучить модели денежно-кредитной  политики;

- изучить денежно-кредитную политику на современном этапе;

-выработать направления совершенствования денежной кредитной политики Республики Беларусь.

В ходе написания курсовой работы использовались такие источники  как: периодические издания, научная  литература, статистические сборники, законы, указы Президента Республики Беларусь и др. Следует отметить, что данная тема хорошо освещена в литературе, что свидетельствует об актуальности проблемы денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, цели  и  инструменты   денежно-кредитной   политики

 

 

 

    1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики

 

 

Денежно-кредитная  политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов [3, с. 360].

Объектами регулирования  денежно-кредитной политики выступают  спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций. Проводником денежно-кредитной  политики государства является центральный  банк. Он наделён монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного  обращения, кредита и валютного курса.

Разработка денежно-кредитной  политики опирается на общие целевые  ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение  стратегических целей и основных задач на планируемый период, разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций  денежно-кредитных показателей, конкретизацию  направлений совершенствования  банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка  ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества [3, с. 365].

Задача денежно-кредитной  политики состоит в том, чтобы  изменения в денежном предложении  соответствовали основным целям  экономического развития государства: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики можно выделить:

- поддержание долговременного  и устойчивого экономического  роста цивилизованными средствами;

- достижение и сохранение  на должном уровне склонности  населения к сбережениям в  национальной банковской системе;

- сохранение доверия населения  к национальной банковской системе;

- поддержание на высоком  уровне надежности национальной  банковской системы;

- обеспечение устойчивого  платежного баланса страны, накопление  должных валютных резервов.

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении  достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики (рисунок 1.1).


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Цели денежно-кредитной политики

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и регулирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная  политика ориентирована на более  конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение  уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования банков второго уровня. Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики  и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике [12, с. 492].

На практике чаще всего  используют следующие промежуточные  цели:

- таргетирование обменного курса, которое предполагает фиксацию номинального курса национальной валюты;

- таргетирование денежных агрегатов. При проведении монетарной стабилизации центральный банк принимает величину того или иного агрегата денежной массы в качестве основной промежуточной цели денежной политики;

- инфляционное таргетирование, которое предполагает постановку в качестве единственной цели денежно-кредитной политики контроль за ростом цен [3, с. 368-369].

При отборе промежуточных  целей используется различные критерии:

1) согласованность предполагает, что промежуточные цели должны быть согласованы с конечными целями денежно-кредитной политики;

2) контролируемость, предполагающая возможность для центрального банка влиять на величину промежуточной переменной. Кроме того, важна устойчивая зависимость между инструментами денежно-кредитного регулирования и промежуточной переменной;

3) измеримость предполагает наличие возможности правильно и точно измерить выбранную промежуточную переменную;

4) своевременность. Достоверная информация о промежуточных целях должна своевременно и регулярно поступать в центральный банк.

Промежуточные цели не являются раз и навсегда заданными. Это  обусловлено постоянным процессом  развития рыночных отношений.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными  целями и набором инструментов регулирования:

- денежно-кредитная экспансия или политика «дешевых денег»

- денежно-кредитная рестрикция или политика «дорогих денег»

Денежно-кредитная экспансия  центрального банка увеличивает  ресурсы банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую  массу денег в обороте. Центральный  банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму  и учетную ставку. Создаются более  льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Денежно-кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей банков второго уровня по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики  денежными ресурсами. Центральный банк, проводя такую политику, выполняет следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает уровень предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита [12, с. 496].

Юридическую базу денежно-кредитной  политики составляют Основные направления  денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной  сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной  политики государства. В данном документе  конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля. [3, с. 361].

Таким образом, значение денежно-кредитной политики государства, как регулятора экономической деятельности, очень велико. Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк воздействует на кредитную деятельность банков второго уровня и регулирует расширение или сокращение кредитования экономики и изменение денежной массы в обращении. Это приводит к  стабильному развитию внутренней экономики, укреплению денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

 

 

 

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики

 

 

Эффективность денежно-кредитной  политики в значительной мере зависит  от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить  на общие и селективные. Общие  воздействуют практически на все  параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и  т.д.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования  выделяют следующие основные группы:

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь