Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...………..…....3
1. Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики.................................................................................................................5
1.1 Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики.….………..…...5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………...8
2. Модели денежно-кредитной политики……………….............…12
2.1 Кейнсианская теория денег……………………………………..………12
2.2 Монетаристский подход………………………………………..……….14
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....18
3.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе……………………………………….…………...……………………………18
3.2. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………….………………….25
Список использованных источников…………………….………...

Файлы: 1 файл

Курсовая денежно-кредитная политика.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

 

М × Y= P × Q,

 

       где М − количество денег в обращении;

       V − скорость обращения денег;

       Р − средняя цена товаров и услуг;

       Q − количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

 

Произведение Р × Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt.

Если Р − средняя  цена единицы произведенной продукции, то:

 

M × V = P × Y,

 

где Р × Y − объем производства в денежном выражении, или      номинальный объем ВНП;

          Y − тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП;

           P − как дефлятор ВНП. Отсюда Y − номинальный объем ВНП.

 

Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение  о постоянстве скорости обращения  денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель Y, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут  быть обусловлены качественными  преобразованиями в организации  денежного обращения, что происходит не часто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых»  денег, расширение сети банкоматов и  т.п.) Кредитные карточки рассматриваются  многими экономистами не как новый  вид денег, а как новый момент в организации денежного обращения. Кредитная карточка – это документ, облегчающий, по сути, заем для владельца. Что означает покупка товара по кредитной  карточке? Она означает, что вы дали распоряжение банка о переводе кредита  в магазин. Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег  на счет магазина или в форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реально оплачена.

Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом K, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

 

K × M = P × Y.

 

В такой записи это уравнение  выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег  в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в  денежном выражении определяется количеством  денег в обращении при допущении  постоянной скорости их обращения. Вспомним, что такое реальный объем производства. Реальный объем производства определяется имеющимися на данный момент в экономике  факторами производства (заданная величина). Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег  уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это  так, то изменение уровня цен будет  находиться также в определенной зависимости от изменения денежного  предложения.

 В свою очередь,  изменение уровня цен - это  показатель темпа инфляции. Следовательно,  прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

 Причинно-следственная  связь между предложением денег  и номинальным объемом ВНП  осуществляется не через процентную  ставку, а непосредственно. Тем  самым известны как бы «входные  и выходные данные» влияния  предложения денег на ВНП, сам  же механизм влияния денег  скрыт. М. Фридман попытался  объяснить этот механизм, введя  промежуточную категорию - «портфель  активов», т.е. совокупность всех  ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый  человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя из этого, М. Фридман  выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а  именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого  прироста определяется уравнением М. Фридмана:

 

DM = DP + DY,

 

где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период;

DY - среднегодовой темп  прироста ВНП, % за длительный  период;

DP - среднегодовой темп  ожидаемой инфляции, % (при подсчете  среднегодового темпа ожидаемой  инфляции и общего уровня инфляции  вычитается инфляция, вызванная  государством, профсоюзами и т.п.).

 

Монетарное правило М. Фридмана предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой  прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание  инфляции, а если темп вливании в  экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной  политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений  на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста  ВНП на уровне 3- 5% в год [14, с. 270-275].

Основным объектом анализа  монетаристов выступают деньги и  количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что существует стабильный спрос на деньги, но нестабильное предложение денег, которое зависит  от субъективных решений кредитных  институтов. Поэтому резкие изменения  величины денежной массы в обращении  могут явиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над  спросом на них вызывает инфляцию. В случае, если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.

Сдвиги в денежной сфере  также выступают основной причиной нарушения естественного хозяйственного развития. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста.

В связи с этим монетаристы  считают, что уровень экономической  активности в большей степени  зависит от денежно-кредитной политики. Только предложение денег является фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.

Таким образом, современные  теоретические модели денежно-кредитной  политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором  учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде  в денежно-кредитной политике сегодня  преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия  непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

 

 

 

3.1 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе

 

 

Согласно статьи 4 Банковского  Кодекса Республики Беларусь денежно-кредитная  политика Республики Беларусь - составная  часть единой государственной экономической  политики.

Правовой основой денежно-кредитной  политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального  банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной  сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства  и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий  и механизмов регулирования и контроля [2, ст. 4].

Национальный банк совместно  с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на очередной  год.

Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:

- краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;

- важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

- основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

- оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

- мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь [2, ст. 27].

Основные направления  взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом  социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой  политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической  политикой (прогнозом платежного баланса  страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

Процесс формулирования целей  денежно-кредитной политики состоит  из следующих этапов. На первом этапе  устанавливаются конечные цели денежно-кредитной  политики в форме контрольных  цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе устанавливаются  промежуточные цели денежно-кредитной  политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К  числу важнейших денежно-кредитных  показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов  денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются  операционные цели денежно-кредитной  политики. Определяется круг денежно-кредитных  показателей, которые подвержены влиянию  центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным  банком, резервы центрального банка  и др).

На четвертом этапе  производится отбор инструментов денежно-кредитной  политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и  объекта регулирования, степени  зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление  и сферу накопления, а также  обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического  эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов  экономического воздействия, корректируя  экономические мотивации банков [9, c. 28].

Национальный банк Беларуси в 2012 году сделал все для поддержки  экономической стабильности в стране. Приоритетом для Нацбанка была ценовая  стабильность – снижение инфляции до 22%, а также формирование условий  для сбалансированного развития экономики Беларуси. Достижение этой цели стало возможным благодаря жесткой монетарной политике: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличились нормативы фонда обязательного резервирования.

Результатом действия регулятора стало существенное замедление инфляции: за 2012 год потребительские цены в  Беларуси выросли на 21,8% против 108,7% в 2011 году.

Процентная политика Национального  банка выступала в качестве основного  антиинфляционного инструмента  регулятора. Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в  течение года осталось достаточно высоким  – 30%. Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном и обеспечило доходность и сохранность сбережений.

Объем депозитов населения  в белорусских рублях с начала 2012 года увеличились на 5,8 трлн. рублей, в иностранной валюте – на 1,9 млрд. долларов США.

Сохранена стабильная ситуация на валютном рынке, чему способствовало улучшение состояния внешней  торговли. Поступление валютной выручки в страну выросло с 41,8 млрд. долларов США в январе-ноябре 2011 года до 46,7 млрд. долларов США за 11 месяцев 2012 года.

В рамках нового курсового  механизма участникам валютного  рынка было представлено больше возможностей по формированию курса белорусского рубля. Национальный банк, выступая то в роли покупателя, то в роли продавца иностранной валюты, лишь сглаживал  резкие колебания обменного курса. За 2012 год обменный курс белорусского рубля снизился к доллару США  на 2,6%, к евро – на 5%, к российскому  рублю – на 8%.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь