Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства.
Введение …………………………………………………………...………..…....3
1. Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики.................................................................................................................5
1.1 Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики.….………..…...5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………...8
2. Модели денежно-кредитной политики……………….............…12
2.1 Кейнсианская теория денег……………………………………..………12
2.2 Монетаристский подход………………………………………..……….14
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....18
3.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе……………………………………….…………...……………………………18
3.2. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………….………………….25
Список использованных источников…………………….………...
М × Y= P × Q,
где М − количество денег в обращении;
V − скорость обращения денег;
Р − средняя цена товаров и услуг;
Q − количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).
Произведение Р × Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt.
Если Р − средняя
цена единицы произведенной
M × V = P × Y,
где Р × Y − объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП;
Y − тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП;
P − как дефлятор ВНП. Отсюда Y − номинальный объем ВНП.
Сторонники количественной
теории денег полагают, что вполне
корректно сделать допущение
о постоянстве скорости обращения
денег. Такое допущение является
абстракцией, поскольку показатель
Y, конечно, меняется, но очень незначительно,
а существенные изменения могут
быть обусловлены качественными
преобразованиями в организации
денежного обращения, что происходит
не часто и вполне предсказуемо (например,
широкое внедрение «
Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом K, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:
K × M = P × Y.
В такой записи это уравнение
выражает зависимость номинального
объема ВНП от денежного предложения,
т.е. изменение количества денег
в обращении должно вызывать пропорциональное
изменение объема номинального ВНП,
или, иначе, объем производства в
денежном выражении определяется количеством
денег в обращении при
В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.
Причинно-следственная
связь между предложением
Исходя из этого, М. Фридман выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана:
DM = DP + DY,
где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период;
DY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период;
DP - среднегодовой темп
ожидаемой инфляции, % (при подсчете
среднегодового темпа
Монетарное правило М.
Фридмана предполагает строгое контролируемое
увеличение денежной массы в обращении
- в пределах 3- 5% в год. Именно такой
прирост денежной массы вызывает
деловую активность в экономике.
В случае неконтролируемого увеличения
денежного предложения свыше 3-5%
в год будет происходить
Денежное правило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста ВНП на уровне 3- 5% в год [14, с. 270-275].
Основным объектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что существует стабильный спрос на деньги, но нестабильное предложение денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфляцию. В случае, если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.
Сдвиги в денежной сфере
также выступают основной причиной
нарушения естественного
В связи с этим монетаристы считают, что уровень экономической активности в большей степени зависит от денежно-кредитной политики. Только предложение денег является фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.
Таким образом, современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь
3.1 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе
Согласно статьи 4 Банковского Кодекса Республики Беларусь денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.
Правовой основой денежно-
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:
- краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;
- важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;
- основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;
- оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;
- мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь [2, ст. 27].
Основные направления
взаимоувязываются с
Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
На втором этапе устанавливаются
промежуточные цели денежно-кредитной
политики в форме конкретных количественных
денежно-кредитных показателей. К
числу важнейших денежно-
На третьем этапе
На четвертом этапе
производится отбор инструментов денежно-кредитной
политики. Выбор методов денежно-
Национальный банк Беларуси в 2012 году сделал все для поддержки экономической стабильности в стране. Приоритетом для Нацбанка была ценовая стабильность – снижение инфляции до 22%, а также формирование условий для сбалансированного развития экономики Беларуси. Достижение этой цели стало возможным благодаря жесткой монетарной политике: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличились нормативы фонда обязательного резервирования.
Результатом действия регулятора стало существенное замедление инфляции: за 2012 год потребительские цены в Беларуси выросли на 21,8% против 108,7% в 2011 году.
Процентная политика Национального банка выступала в качестве основного антиинфляционного инструмента регулятора. Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в течение года осталось достаточно высоким – 30%. Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном и обеспечило доходность и сохранность сбережений.
Объем депозитов населения в белорусских рублях с начала 2012 года увеличились на 5,8 трлн. рублей, в иностранной валюте – на 1,9 млрд. долларов США.
Сохранена стабильная ситуация на валютном рынке, чему способствовало улучшение состояния внешней торговли. Поступление валютной выручки в страну выросло с 41,8 млрд. долларов США в январе-ноябре 2011 года до 46,7 млрд. долларов США за 11 месяцев 2012 года.
В рамках нового курсового механизма участникам валютного рынка было представлено больше возможностей по формированию курса белорусского рубля. Национальный банк, выступая то в роли покупателя, то в роли продавца иностранной валюты, лишь сглаживал резкие колебания обменного курса. За 2012 год обменный курс белорусского рубля снизился к доллару США на 2,6%, к евро – на 5%, к российскому рублю – на 8%.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь