Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...………..…....3
1. Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики.................................................................................................................5
1.1 Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики.….………..…...5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………...8
2. Модели денежно-кредитной политики……………….............…12
2.1 Кейнсианская теория денег……………………………………..………12
2.2 Монетаристский подход………………………………………..……….14
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....18
3.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе……………………………………….…………...……………………………18
3.2. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………….………………….25
Список использованных источников…………………….………...

Файлы: 1 файл

Курсовая денежно-кредитная политика.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

- рефинансирование банков;

- процентные ставки по операциям центрального банка;

- обязательное резервирование;

- валютные операции;

- операции на открытом рынке;

- прямые количественные ограничения;

- установление ориентиров роста денежной массы.

Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов  снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка  нуждающимся в них банкам второго  уровня. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность  платежной системы, что дает возможность  центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения  процентных ставок денежных рынков и в других целях [3, с. 375]

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь банки второго  уровня. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном  банке, то указанный метод почти  полностью теряет свою эффективность.

Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов банков у центрального банка и депозитная политика, которая  еще может быть названа политикой  учетной ставки или ставки рефинансирования.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение её делает для банков займы  дешевыми. При получении кредита  банками второго уровня увеличиваются  их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более  того, некоторые банки, имеющие заемные  средства, пытаются возвратить их, так  как эти средства становятся очень  дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной  ставки – один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, а изменение  учетной ставки выступает показателем  изменений в области денежно-кредитного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой  инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние [12, с. 501].

Обязательные резервы  – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных  вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются  в процентах от объема депозитов. Норматив резервных требований устанавливается  в законодательном порядке и  представляет собой процентное отношение  суммы минимальных резервов к  абсолютным или относительным показателям  пассивных или активных операций. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

- если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков второго уровня, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора.

- при уменьшении центральным банком нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент денежно-кредитной  политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения  в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики банков [12, с. 498].

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими, регулируется обращение валютных ценностей на территории своего государства.

На валютный курс оказывает  влияние множество факторов: состояние  платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом  внутреннем продукте, дефицит бюджета  и источников его покрытия, экономическая  и политическая ситуация. Эффективной  системой валютного регулирования  является валютная интервенция. Она  заключается в том, что центральный  банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия  на курс национальной валюты путем  купли или продажи иностранной  валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает  иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную  валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально  приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности  и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров [12, с. 498].

Операции центрального банка  на открытом рынке в настоящее  время являются в мировой экономической  практике основным инструментом денежно-кредитной  политики. Центральный банк продает  или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе  государственные. Этот инструмент считается  наиболее гибким инструментом регулирования  кредитных вложений и ликвидности  банков.

Операции центрального банка  на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у банков, что стимулирует  либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность  банков, соответственно уменьшая или  увеличивая ее. Такое воздействие  осуществляется посредством изменения  центральным банком цены покупки  у банков второго уровня ценных бумаг  или продажи их им [12, с. 504].

Когда центральный банк покупает ценные бумаги у банка второго  уровня, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковской системе  начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой  прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем  меньше масштаб денежной экспансии. Если центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя  на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой обратного выкупа и ценой продажи. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности банков и фирм.

Операции на открытом рынке  рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляются по инициативе и под контролем центрального банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться.

С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание  на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или  ставки процента (гибкая монетарная политика).

Таким образом, под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере и осуществляемых центральным банком с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика выполняет важную роль в экономике государства, так как она направлена на реализацию таких целей, как  устойчивые темпы роста национального производства, стабильность цен, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, экономический рост страны в целом. Эффективность проводимой денежно-кредитной политики зависит в основном от методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, выбираемых центральным банком государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели   денежно-кредитной   политики   в   современной экономике

 

 

 

2.1 Кейнсианская  теория денег

 

 

Длительное время среди  экономистов ведутся дискуссии  по данной проблеме, обусловленные  двумя различными подходами к  теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной  количественной теории денег (монетаризм) - с другой. Современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение  денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают  по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной  политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с  точки зрения монетаристов – само предложение денег.

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие.

Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими  внутренними «пороками». Поэтому  государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования  экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного  предложения является причиной изменения  уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в  инвестиционном спросе и через мультипликативный  эффект - к изменению номинальном  ВНП. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

 

Y = C + G + I + Nх,

 

      где Y – номинальный объем ВНП, 

      С − потребительские расходы,

      G − государственные расходы на покупку товаров и услуг,

       I – частные плановые инвестиции,

      Nх – чистый экспорт.

 

Кейнсианцы отмечают, что  цель причинно-следственных связей между  предложением денег и номинальным  ВНП достаточно велика, а Центральный  Банк при проведении денежно-кредитной  политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится  величина ВНП). Наращивание денежного  предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

 Первоначально, Дж. М.  Кейнс, считая процент важнейшим  параметром, отдает предпочтение  денежно-кредитному регулированию.  Он полагает, что с помощью  государственного вмешательства  на денежном рынке можно регулировать  ставку процента в долговременной  перспективе и тем самым влиять  на совокупный спрос.

Для этого Кейнс предлагает проводить политику дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность  более полно удовлетворять потребность  в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки  потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость  достигают равновесия на более высоком  уровне. Рост доходов в свою очередь  означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

Однако практика показала, что в условиях глубокого спада, когда инвестиции слабо или почти  не реагируют на понижение ставки процента, денежно-кредитное регулирование  является малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.

В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством  стабилизации экономики, как, например, фис-кальная или бюджетно-налоговая  политика, в соответствии с которой  величина расходов и норма налогообложения  подчиняются потребностям регулирования  совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование  капитала и трудовых ресурсов при  сохранении стабильности цен.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Монетаристский  подход

 

В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке  преобладающим стало неоклассическое  направление, в том числе его  современная форма - монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреат Нобелевской  премии М. Фридман. В самых общих  чертах основные положения современного монетаризма таковы.

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все  негативные моменты - результат некомпетентного  вмешательства государства в  экономику, которое надо свести к  минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП  обнаруживается более тесная, чем  между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно  за динамикой денег. Монетаристы  отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством  денег в обращении и общим  объемом проданных товаров и  услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь