Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...………..…....3
1. Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики.................................................................................................................5
1.1 Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики.….………..…...5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………...8
2. Модели денежно-кредитной политики……………….............…12
2.1 Кейнсианская теория денег……………………………………..………12
2.2 Монетаристский подход………………………………………..……….14
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....18
3.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе……………………………………….…………...……………………………18
3.2. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………….………………….25
Список использованных источников…………………….………...

Файлы: 1 файл

Курсовая денежно-кредитная политика.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

Золотовалютные резервы  Республики Беларусь увеличились по итогом года на 179 млн. долларов США  и на 1 января 2013 года составили 8,1 млрд. долларов США [15].

В 2013 году денежно-кредитная  политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание  ценовой  стабильности в экономике.

Для поддержания внешней  и внутренней сбалансированности экономики  курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться из спроса и предложения иностранной  валюты при ограниченном участии  Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).

Цель денежно-кредитной  политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики. Принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с достижением  цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год возрастут на 0,3 – 0,7 млрд. долларов США.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Ключевая роль отводится  процентной политике, приоритетом которой  является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13-15 процентов  годовых.

Требования банков в экономике  возрастут на 17-20 процентов.

В 2013 году продолжится:

- реализация мероприятий  по интеграции банковских систем  Республики Беларусь и Российской  Федерации в рамках Союзного  государства, а также банковских  систем стран Евразийского экономического  сообщества и других государств  – участников Содружества Независимых  Государств;

- работа по вопросам, связанным  с функционированием Таможенного  союза и Единого экономического  пространства, включая формирование  и развитие договорно-правовой  базы;

- взаимодействия Национального  банка и банковского сектора  Республики Беларусь с Международным  валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией,  Европейским банком реконструкции  и развития, Антикризисным фондом  Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными)  банками по актуальным вопросам  двухстороннего сотрудничества.

Итогом реализации денежно-кредитной  политики в 2013 году станет замедление инфляционных процессов, создание условий  для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны [19].

 

 

 

3.2 Направления  совершенствования денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь

 

 

В Республике Беларусь, учитывая мировой опыт антикризисной политики, Национальным банком и Правительством Республики Беларусь был реализован комплекс краткосрочных мер, направленных на поддержку ликвидности и платежеспособности банков, повышение доверия к банковской системе, сохранение ее устойчивости, часть из которых носили превентивный характер.

В целях недопущения оттока вкладов населения и в целом  снижения доверия населения к  банкам был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 22 от 04.11.2008г., в соответствии с которым государство гарантировало полную сохранность и возмещение всей суммы денежных средств физических лиц, размещенных во всех банках и валютах. Банкам оказывалась значительная финансовая поддержка с применением всех доступных инструментов рефинансирования.

Проводится постоянная работа по повышению прозрачности финансовой отчетности банков, качества корпоративного управления, снятию ограничений на доступ нерезидентов на внутренний финансовый рынок страны. Начиная с 2009 г. Национальный банк Республики Беларусь и банки наряду с финансовой отчетностью, составляемой в соответствии с национальными стандартами, перешли на подготовку бухгалтерского баланса, отчета о прибыли и убытках, об изменении капитала, движении денежных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Осуществляется дальнейшее совершенствование надзора за банковской деятельностью на консолидированной  основе путем введения нормативов безопасного  функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк.

Прогресс в проведении структурных преобразований повышает привлекательность активов, номинированных в национальной валюте, что привлекает прямые и портфельные инвестиции, поддерживает рост производительности труда, и, как результат, приводит к  объективно обусловленному укреплению национальной валюты.

При проведении операций банк может сталкиваться с временной  нехваткой ресурсов, для восполнения  которой он может воспользоваться  привлечёнными ресурсами какого-нибудь одного вида. Для определения максимального  объёма таких ресурсов используется определение минимального неснижаемого остатка по счетам. Наиболее выгодными для банка являются подобного рода остатки по счетам "до востребования", вследствие их минимальной стоимости. В этом случае используются статистические методы определения, основанные на определении максимального отклонения среднего остатка по счёту в зависимости от приемлемой для банка степени риска.

Остается большой проблемой  качество обслуживания клиентов. Эта  проблема становится государственной, которую в обязательном порядке  необходимо решать, путем проведения различных семинаров для персонала  банка.

С целью привлечения средств  хозяйствующих субъектов и граждан  в свой оборот банки разрабатывают  и осуществляют целый комплекс мероприятий. Так, важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение  ресурсов является процентная политика, ибо величина дохода на вложенные  средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих  временно свободных средств во вклады (депозиты).

Определяющим фактором при  установлении размера процентной ставки по срочным вкладам является срок, на который размещаются средства: чем длительнее срок, тем выше уровень  процента. Необходимо привлекать средства на более длительные сроки и прилагать  максимальные усилия. Хорошо бы, установить льготы по фонду обязательных резервов по долгосрочным депозитам. Это будет  хорошим стимулом для банка. К  каждому клиенту должен быть индивидуальный подход. Не менее важным фактором является сумма вклада, и, следовательно, чем  больше сумма вклада и дольше срок его хранения, тем выше по нему процентная ставка. Существенным моментом является и частота выплаты дохода по вкладам. Ставка процента по вкладу находится в обратной зависимости от частоты выплаты дохода, т. е. чем реже они осуществляются, тем выше уровень устанавливаемой банком процентной ставки по вкладу. Привлекательным для вкладчиков может быть применение процентной ставки, прогрессивно возрастающей в зависимости от времени фактического нахождения средств во вкладе. Такой порядок начисления дохода непосредственно стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Помимо гибкой процентной политики с целью привлечения  средств, банки должны создавать  своим вкладчикам гарантии надежности помещения средств во вклады. Для  обеспечения защиты вкладчиков и  предоставления им гарантий компенсации  средств в случае банкротства  банки должны создавать как в  централизованном, так и децентрализованном порядке специальные фонды страхования  депозитов. Наряду со всем вышеизложенным важное значение для вкладчиков имеет  доступность информации о деятельности банков и о тех гарантиях, которые  они могут дать. Решая вопрос о  размещении своих средств каждый вкладчик должен иметь достаточную  информацию о финансовом состоянии  банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Стратегической целью  развития рынка розничных платежей до 2015 г. должно стать качественное улучшение уровня обслуживания населения, создание максимально привлекательных  условий для укрепления тенденций  притока денежных средств населения  в банки, доверия к банковской системе в целом, а также использования  населением средств на банковских счетах для проведения расчетов в безналичной  форме и снижения доли операций с  наличными деньгами при проведении розничных платежей.

Для достижения указанной  цели необходима реализация следующих мероприятий:

- дальнейшее развитие программно-технической инфраструктуры для проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек, в том числе преимущественное наращивание числа объектов для совершения операций безналичной оплаты товаров и услуг не только в крупных городах, но и в районных центрах, поселках городского типа и агро-городках. В рамках данной работы необходимо обеспечить опережающие темпы прироста количества объектов программно-технической инфраструктуры по сравнению с темпами прироста эмиссии банковских пластиковых карточек, а также создать условия беспрепятственного приема к оплате карточек всех систем в единой инфраструктуре;

- отказ от практики административного влияния органов государственного управления на процессы формирования тарифной политики банков в области эквайринга организаций торговли (сервиса);

- качественно новый уровень работы по дальнейшему вовлечению населения страны в сферу безналичных расчетов при активном участии всех заинтересованных: банков, организаций торговли и услуг, органов государственного управления, последовательная и весомая государственная поддержка данного направления;

- правовое урегулирование вопросов функционирования технологий удаленного доступа к счету клиента в банке посредством интернет-банкинга, смс-банкинга, мобильного банкинга и т. д.;

- организация сертификации программно-технических средств в области систем расчетов с использованием электронных платежных инструментов и технологий дистанционного банковского обслуживания клиентов;

- обеспечение должного уровня безопасности операций с использованием банковских пластиковых карточек и других электронных платежных инструментов для проведения расчетов по розничным платежам в соответствии с требованиями международных платежных систем, внутренней системы "БелКарт".

В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики необходимо: выполнение количественных и качественных показателей развития банковской системы, определенных Основными направлениями; расширение состава услуг и совершенствование форм взаимодействия с клиентами - физическими и юридическими лицами, дальнейшее повышение доступности банковских услуг; развитие инструментов привлечения средств населения в банковскую систему, дальнейшее усиление внимания к вопросам содействия внешнеэкономической деятельности предприятий нефинансового сектора экономики; поддержку создания и развития экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств; содействие развитию предпринимательства, тесное взаимодействие с предприятиями малого и среднего бизнеса; совершенствование работы по привлечению средств нерезидентов в экономику страны, освоение новых форм работы на международных рынках, снижение стоимости и увеличение сроков внешних заимствований.

Таким образом, денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в будущем  будет направлена на достижение и  поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого  экономического роста и повышения  реальных денежных доходов населения  и субъектов хозяйствования. Совершенствование  денежно-кредитной политики и повышение  уровня развития банковского сектора  страны в Республике Беларусь осуществляются в едином комплексе преобразований государственной экономической  и социальной политики, основываются на устойчивом укреплении потенциала отраслей национальной экономики и  социальной сферы и оказывают, в  свою очередь, стимулирующее воздействие  на дальнейшую динамику их роста, качество и уровень жизни населения.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В курсовой работе было дано определение  понятию «денежно-кредитная политика», рассмотрены основные цели государства  в области экономики, которые  обеспечивают устойчивый экономический  рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также  внешнеэкономическое равновесие. Эти  цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая  и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает  орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный  банк. Рассмотрена денежно-кредитная  политика Республики Беларусь, как  одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания  инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.

Эффективность проводимой денежно-кредитной  политики зависит в основном от методов  и инструментов денежно-кредитного регулирования, выбираемых центральным  банком государства. Основными из них  являются рефинансирование банков, обязательное резервирование, валютные операции, операции на открытом рынке и другие.

От денежно-кредитной  политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как  успехи или неудачи в области  макроэкономического регулирования  экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное  регулирование является важнейшим  инструментом воздействия на экономическую  жизнь государства, а поэтому  нарушение денежно-кредитного механизма  пагубно отражается на состоянии  всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет  к инфляции, снижению покупательной  способности денежной единицы, обесценению  капитала и, наоборот, нехватка платежных  средств ограничивает возможности  экономического роста, ведет к возникновению  так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что  в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные  и регулирующие функции центральных  банков.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь