Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить пути совершенствования регулирования цен на промышленную продукцию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать классификацию косвенных методов регулирования экономики;
- произвести анализ методов государственного регулирования;
- исследовать опыт регулирования цен на промышленную продукцию в США и России, на основе их сравнения сделать выводы.

Файлы: 1 файл

kursovaya_tselaya_ispravlennaya.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения государственной  политики по развитию конкуренции и  антимонопольному регулированию на товарных рынках и рынке финансовых услуг федеральный антимонопольный  орган вправе: а) давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о защите конкуренции; б) направлять в Правительство РФ, Центральный банк РФ предложения об отмене принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных и иных правовых актов или о приостановлении их действия, если таковые противоречат антимонопольному законодательству; в) вносить представления о лишении финансовых организаций лицензий; г) устанавливать наличие доминирующего положения финансовых организаций на рынке финансовых услуг; д) давать (в том числе вместе с Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти) разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

3.1. Государственное регулирование экономики в США

 

Государственное регулирование  давно стало неотъемлемой частью американского хозяйственного механизма . Американское государство не в состоянии самоустраниться от участия в хозяйственной жизни , ибо проводимые им регулирующие мероприятия превратились в обязательное условие нормального течения воспроизводственного процесса . Из-за возросшего к началу 90-х годов государственного долга , достигшего астрономической суммы , дефицита торгового бюджета , серьезных трудностей с продвижением американских товаров на мировые рынки инфляция в США перестала быть “врагом номер один” американской экономики .

Из-за особого положения  США и их валюты в мировой экономике  даже непроизводительное использование средств , составляющих и пополняющих государственный долг, не останавливает поступательное развитие американской экономики .

Антитрестовское законодательство не содержит детальных регулирующих требований , а состоит из нескольких сформулированных в общем виде положений, содержащих основные юридический условия поддержания конкуренции. Согласно закону, любое соглашение, объединение в форме треста или иным образом , или тайный сговор с целью ограничения торговли или коммерции (производства) является незаконным. Кроме того любое лицо, уличенное в этом, считается виновным в совершении преступления .

Экономическая доктрина, лежащая в основе применения антитрестовского законодательства, утверждает, что структура отрасли или рынка определяет поведение фирм на рынке, которое, в свою очередь, определяет экономические показатели развития этой отрасли .

Государственные финансы  представляют собой тот инструмент, с помощью которого правительственная администрация подключается к контролю над движением капитала в колоссальных масштабах. Вместе с возрастающей частью пропускаемого через государственный бюджетный механизм национального дохода, принимающего на данной стадии денежную форму, растет и экономическая сила государства.

Расходы государственной администрации состоят из


 

Федеральный бюджет Бюджеты штатов  и местные

        24,5 %  13,4 %


 

 

 

Всего 37,9 %

 

Рисунок 3 – Расходы  государственной администрации.

 

Основная роль в государственной  финансовой системе США принадлежит, несомненно, бюджетному механизму федерального правительства. На его долю приходится 70% расходов и доходов американского государства. Кроме того, сам бюджетно - финансовый механизм построен таким образом, что без федеральной помощи воздействие местных властей на течение хозяйственных процессов затруднительно. Местные органы власти обладают довольно значительными собственными источниками финансовых ресурсов в виде местных налогов и государственного кредита .

Таким образом, характерным в США является сосредоточение гражданский закупок и заказов в руках не федерального, а местного уровня власти.

В США трудно провести грань между государственным потреблением и инвестированием . В основной своей массе государственные инвестиции в США вкладываются в административные здания, принадлежащие федеральному правительству или местным властям дороги, а в последние годы в средства связи и компьютерную технику . Относительно низкая доля бюджетных инвестиций в США, составляющая около 1,2% ВНП, непосредственно связана с ограниченностью государственного предпринимательства в этой стране .

Абсолютно преобладают  в общем объеме государственных бюджетных расходов текущие расходы. В настоящее время они составляют 97% всех расходов по бюджету администрации .

Регулированием цен американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования . Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие :

1) регулирование учетной  ставки федеральных резервных  банков ;

2) уменьшение дефицита государственного бюджета ;

3) система федеральных  закупок товаров и услуг ;

4) налоговая политика .

В конечном счете все  эти направления государственной  макроэкономической политики влияют на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровень цен .

 Внешнеэкономическая политика США .

США настойчиво пытаются использовать ГАТТ в качестве рычага , при помощи которого им удастся открыть региональные рынки стран - членов Европейского экономического сообщества (ЕС) и внутренний рынок Японии. Вашингтон добивается от своих торговых партнеров серьезных и вполне конкретных уступок открытия для американских корпораций рынков “высоких технологий”, облегчения доступа американских банков на мировой рынок и международные рынки капиталов, отмены субсидирования аграрного экспорта . Применение отдельных ограничений импорта не означает , что американская администрация стремится вернуться к протекционизму XIX века для того , чтобы облегчить жизнь национальным аутсайдерам.

 

3.2. Государственное регулирование экономики в России

 

К нынешнему периоду  в России осуществляется беспрецендентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам . Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации . Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная , то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами. Вполне логично, что механизм государственного регулирования еще не сложился. Здесь существуют лишь некоторые крайности , которых надо опасаться . Это, с одной стороны, полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии, и, с другой стороны , преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы

 Государственная экономическая политика  нынешнего российского руководства пройдёт три основных этапа:

1) остановка развала  экономики , прохождение поворотной  точки от обвального спада производства к оживлению ;

2) экономический рост .

3)на третьем этапе экономика России переходит к широкомасштабному освоению высокотехнологических производств .

В кредитно -денежной политике своей основной задачей правительство поставило борьбу с инфляцией . Для этого правительство с января 2005 года прекратило использовать прямые кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением некоторых пунктов . Использование прямых кредитов ЦБР планируется только в виде краткосрочных займов с последующим  сокращением их количества и сведением в конечном итоге к нулю . Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой ЦБР по предоставлению кредитов коммерческим банкам, операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках. С 1 января 2005 года правительство и ЦБР положили конец практике предоставления новых централизованных кредитов .[15]

Рефинансирование коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие рыночные механизмы . В первой половине 1995 года ЦБР проводит операции по переучету векселей и предоставлению ломбардных кредитов .Запрещаются отсрочки уплаты процентов и списания сумм основного долга внутренним заемщикам по кредитам, предоставленным по решениям Комиссии по финансовой и кредитно - денежной политике (КФДКП), за исключением льгот для сельского хозяйства и районам Севера . Разработан в тесном сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство, регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков. Намечается расширение совета директоров ЦБР и создание Национального банковского совета . Это все позволит обеспечить всесторонний анализ экономической политики и более четко определить стратегические цели и задачи ЦБР .

Большую роль в России государство играет и в регулировании цен на некоторые группы товаров . На федеральном уровне регулируются цены на газ, отчасти на нефть и нефтепродукты, электроэнергию, тарифы железнодорожного транспорта и некоторые другие товары . Значительно регулирование цен местной администрацией (от 3 до 50 групп товаров в зависимости от региона подвергаются ценовому регулированию).Большое значение имеют государственные заказы и закупки . Государство закупает около 30% ВВП.

     Отношения между ЦБР и Министерством финансов очень разнообразны. ЦБР и Министерство финансов совместно разрабатывают организационные структуры, необходимые для обеспечения адекватной координации кредитно - денежной политики, управления государственным долгом и валютной политики , в т. ч. :

1)проводятся регулярные  консультации на уровне руководителей  департаментов по важнейшим вопросам макроэкономической политики ;

2)Обмен информацией об исполнении бюджета, потребностях финансирования федерального правительства, ситуации в кредитно - денежной сфере, на финансовых и валютных рынках ;

3)ЦБР управляет объемом  и струтурой чистых международных  резервов на основе консультаций с Министерством финансов.

 В налогово - бюджетной политике также уже определены основные направления. Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды , формирующиеся за счет  обязательных отчислений предприятий, кроме пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости. Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного правительства.

Таблица – 3 Показатели налогового бюджета.

 

Наименования показателей

Сумма,трлн.руб.

Сумма, %

Доходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета

134,3

 

206,3

72

14,5

 

22,3

7,8


 

 

Для обеспечения достижения улучшения показателей в налогово- бюджетной сфере федеральное правительство осуществляет меры по увеличению доходов федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита.

Осуществляется переход  к исполнению федерального бюджета через Казначейство.

Производится перевод  исполнения бюджета и отчетности на новую систему классификации , в целом соответствующую методологии Статистики государственных финансов (GSF) Международного валютного фонда (МВФ).

В области политики валютного курса и международных резервов также намечаются к осуществлению некоторые меры. Это прежде всего развитие и совершенствование функционирования рынка иностранной валюты при сохранении принципов системы единого валютного курса. Не будут вводится никакие ограничения на рыночные принципы формирования обменного курса рубля. ЦБР и правительство разрабатывают инструменты наблюдения за валютными курсами .

Правительство и ЦБР продолжают придерживаться системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию кредитно- денежных органов на валютных рынках операциями по сглаживанию курсовых колебаний, соответствующими кредитно - денежной программе. ЦБР при консультационном участии Министерства финансов будет управлять объемом и структурой официальных чистых международных резервов в соответствии с общими целями кредитно - денежной политики .

В области внешней торговли намечается как можно более быстрая либерализация режима внешней торговли с целью дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Роль государства в регулировании внешней торговли будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ВТО и ГАТТ.

 

3.3. Сравнительный анализ  подходов и государственного регулирования экономики

 

 

Начиная сравнительный  анализ систем государственного регулирования  экономики в США и России прежде всего необходимо отметить существенные разницу во количестве времени, в течение которого формировалась эта сложная система.

Информация о работе Денежно-кредитная политика