Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить пути совершенствования регулирования цен на промышленную продукцию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать классификацию косвенных методов регулирования экономики;
- произвести анализ методов государственного регулирования;
- исследовать опыт регулирования цен на промышленную продукцию в США и России, на основе их сравнения сделать выводы.

Файлы: 1 файл

kursovaya_tselaya_ispravlennaya.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица – 4 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики

США

Россия

Развитие экономики  происходило по рыночному пути  с самого появления государства;

Стабильность американской экономики;

Законы, относящиеся к  экономике как правило, приняты  до 70-х годов и мало корректировались в дальнейшем;

Государственные закупки  сосредоточенны на местном уровне власти, т.е. в руках правительства отдельных  штатов;

Встает на путь рыночного  развития впервые за всю историю своего существования;

Стремление к необходимому условию экономического роста;

Вопросы поставлены более  четко и ясно, происходит необходимость  постоянного их корректирования;

 

Большинство закупок  государства осуществляется на федеральном уровне;


 

 

Сравнение государственной  экономической политики в области регулирования цен указывает на интересную особенность: нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования, применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов. Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров , таких как нефть , газ и т. д.

Это основные сферы хозяйственной деятельности, государственная политика по отношению к которым обрела в России к нынешнему периоду более или менее сложившиеся формы . По этим сферам и по некоторым закономерностям экономического развития России уже сейчас можно заметить , что государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем носить более глубокий характер , чем это сложилось в США . Регулированию будут подвержены некоторые области экономики, принципиально практически нерегулируемые правительством США либо слабо регулируемые только рыночными методами, такие как ценообразование на конкурентных рынках , банкротство предприятий и т. д. Политика российского руководства включает в себя довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов , тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно поверхностный характер. То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства в смягчении социальных расслоений, неизбежных при капиталистическом способе производства. Для этой экономики будет характерно эффективное государственной регулирование экономическими средствами, становление смешанной экономики и рыночного менталитета, либерализация внешнеэкономических отношений, открытый доступ иностранному капиталу. В то же время необходимо учитывать переходный характер современной российской экономики и возможность существенных изменений в ближайшем будущем .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство в своей  регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и  распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний. 
 Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентную ставку или  тарифы. 
 Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики. 
 Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства. 
 Важнейший инструмент государственного регулирования- финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.  
 Косвенные методы в торговом предприятии — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.   

С проблемой высокой  инфляции сталкивались практически  все страны, и каждая для решения  этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Как показывает зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Поэтому в условиях довольно значительных темпов инфляции без регулирования цен обойтись нельзя. Безусловно, с инфляцией нужно бороться. Но для этого необходимо применять такие инструменты, которые будут действенны и обеспечат наилучшие результаты. К таким инструментам относятся:

1) конкуренция — наиболее эффективный метод борьбы с инфляцией и ростом затрат. Также можно сформулировать другие требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси:

2) демонополизация экономики,  предполагающая поощрения развития  предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;

3) развитие малого  и среднего бизнеса;

4) ограничение прироста  денежной массы в обращении;

5) создание денежного  механизма, поддерживающего и  стимулирующего инвестиционную  деятельность.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.

В целях регулирования  инфляции спроса могут применяться  такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам. Эффективной краткосрочной  антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит, формирование либерального законодательства, стимулирующего деловую активность; создание рыночного механизма ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Букин Е.И., Рычков С.Б. "Ценообразование и рынок"[Текст]:учеб./Е.И.Букин –М.: 2008 – 268с.
  2. Деева А.И. Цены и ценообразование.[Текст]:учеб./А.И.Деева – М.: Экзамен, 2003. с.148
  3. Ельников, Д.Э. Малый бизнес и крупные предприятия: аспекты государственного регулирования: [Текст] / Ельников, Д.Э. // Вопросы статистики. – 2005 - 3 –8с.
  4. Емельянова Т.В. Ценообразование.[Текст]:учеб./Т.В.Емельянова – Мн.: ВШ, 2006 – 255с.
  5. Качканов, В. П. Система государственного регулирования в России: проблемы и перспективы: [Текст]:учеб. /  Качканов, В. П. – М., 2006. – 127 с.
  6. Купреева Л. [Электронный ресурс].–17 мая 2005
  7. О концепции ценообразования: Постановление Совета Министров// Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»- Мн.,2008
  8. О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»- Мн.,2008
  9. О ценообразовании // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»- Мн.,2008
  10. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование.[Текст]:учеб./И.И.Полещук – Мн.: БГЭУ, 2001 – 320с.
  11. Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов: Постановление Министерства экономики № 43 от 22.04.99 г. (в ред. от 08.02.2006) // Консультант Плюс[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»- Мн.,2008
  12. Предпринимательство: Учеб. для студентов вузов: [Текст] :учеб.//В.Я. Горфинкеля. - М., ЮНИТИ, 2006. – 475 с. 
  13. Прыгун И.В. Государственное регулирование.[Текст]:учеб./И.В.Прыгун– Минск: З. Колас, 2007 – 222с.
  14. Слепокуров, А. Малые предприятия и их отношения с крупными фирмами: сравнительная эффективность: [Текст]:учеб. / Слепокуров, А. // Экономист. – 2006 - 55-65с.
  15. Смирнов, В.К. Предпринимательство от мало до велика: [Текст] / Смирнов, В.К. // Бизнес для всех. – 2006 - 5 – 8с.
  16. Ценообразование – приложение к журналу «Главный бухгалтер»[Электронный ресурс] – 2007 – 80с.
  17. Цены и ценообразование [Электронный ресурс]. – 2007
  18. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование.[Текст]:учеб./А.Д.Чудаков – М.: РДЛ, 2004 – 289с.
  19. Шаркова О.Э., Карякина О.А. Ценообразование.[Текст]: Учебн.пособие./О.Э.Шарикова – Мн.: АУ при ПРБ, 2005 – 170с.
  20. Шувалов М.Н. Экономическая география.[Текст]:учеб./М.Н.Щувалов - М.: РДЛ – 2000 – 276с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А

 

Обозначения, определения, сокращение

 

Регулирование цен –  есть норма современной экономики  всех стран мира.

Денежно-кредитная политика - комплекс мер, предпринимаемых   государством с целью регулирования количества денег в экономике

Бюджетное регулирование, предоставление средств из государственных доходов или доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам для сбалансирования их доходов и расходов

Система налогообложения  предприятия – это совокупность налогов, которые платит предприятия, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, которыми руководствуется предприятие при взаимодействий с государственными органами в вопросах налогообложения

Налоговый период – это период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма подлежащего уплате налога

Поддержка конкуренции— комплекс государственно-правовых мер, направленных на ограничение недобросовестной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг.

ЦРБ – центральный  банк России.

НТП – научно-технический  прогресс.

КФДКП – комиссия по финансовой и кредитно-денежной политике.

GSF – статистика государственных финансов.

МВФ – международный валютный фонд.




Информация о работе Денежно-кредитная политика