Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование денежно-кредитной политики.
Достижение поставленной цели возможно благодаря поэтапному решению следующих задач:
- раскрыть сущность и значение денежно-кредитной политики;
- проанализировать динамику основных показателей денежно-кредитной политики в Украине;
- изучить особенности ее функционирования в развитых странах;
- определить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Украины.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 164.74 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшей частью общей экономической  политики государства является денежно-кредитная  политика. Под ней понимают совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей. Конечной целью денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Следовательно, без формирования рациональной кредитно-денежной политики невозможно развитие национального  производства, деловой активности и  рост экономики в целом.

Важные аспекты кредитно-денежной политики исследовали такие известные ученые как А. Гальчинский, И. Лютый, Н. Савлук, Р. Михасюк, А. Мороз и другие.

Целью данной работы  является исследование денежно-кредитной политики.

Достижение поставленной цели возможно благодаря поэтапному решению следующих задач:

- раскрыть сущность и значение денежно-кредитной политики;

- проанализировать динамику основных показателей денежно-кредитной политики в Украине;

- изучить особенности ее функционирования в развитых странах;

- определить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Украины.

Объект исследования –  социально-экономические отношения, которые складываются в процессе формирования и функционирования денежно-кредитной политики.

Предмет исследования –  особенности  формирования и функционирования денежно-кредитной политики в Украине.

Методологической основой  работы выступают работы современных  отечественных и зарубежных учёных.

В ходе исследования были использованы такие методы: 

  1. Исторический (при изучении эволюции денежно-кредитной политики).
  2. Диалектический (при обосновании зависимости между денежно-кредитной политикой и ростом экономики).
  3. Анализ и синтез (в ходе анализа инструментов денежно-кредитного регулирования)
  4. Статистический анализ (при анализе статистических данных о функционировании денежно-кредитной политики)

В качестве источников информации использованы научные статьи из экономических журналов, монографии, статистические данные и нормативные акты Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Сущность и значение денежно – кредитной политики

 

Особую актуальность на переходном этапе развития украинской экономики  приобретает вопрос ее денежно-кредитного регулирования. Развитие денежно-кредитного регулирования связано, прежде всего, с системными изменениями в национальной экономике, формированием рыночного  механизма, преодолением инфляции и  интеграцией Украины в мировое  сообщество. Ведущее место в экономической  политике государства отводят денежно-кредитной  политике. Широкий круг задач, которые  решают мерами денежно-кредитной политики, обусловило неоднозначную трактовку  ее содержания и целей.

В Законе Украины "Про  національний банк України" указано, что денежно-кредитная политика - это «комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста и обеспечения стабильности денежной единицы Украины, обеспечение занятости»[20].

В современной экономической  литературе определилось несколько  основных взглядов на денежно-кредитную  политику, ее содержание и цели. В  западной экономической науке денежно-кредитную  политику преимущественно рассматривают  с концептуальных позиций, что повлияло на взгляды некоторых украинских экономистов. Так, И. Лютый главным в денежно-кредитной политике считает государственное регулирование денежного обращения и кредитных отношений. Основная цель такой политики

подчинена общеэкономической  политике государства и направлена на достижения экономической стабильности и прогресса в условиях оптимального уровня макроэкономических показателей [11, с. 25]. Михасюк И. и другие ученые утверждают, что денежно-кредитная политика является оперативным и гибким дополнением к бюджетной политике, основанной на ряде преимуществ над фискальной политикой. А. Мороз и М. Пудовкина под денежно-кредитной политикой понимают "комплекс взаимосвязанных и скоординированных действий для достижения определенных целей по регулированию денежного рынка, которые проводит государство через свой центральный банк ". П. Никифоров трактует денежно-кредитную политику как совокупность методов, направленных на обеспечение нормального функционирования денежного обращения, устойчивости национальной денежной единицы, стабильности ее покупательной способности, а также обеспечение равновесного развития экономики в целом [9, c. 97]. А. Гальчинский главный акцент делает на том, что денежно-кредитная политика не является автоматической. Она, как одна из важнейших структурных звеньев государственного регулирования экономики, направленная на реализацию его главных задач. Окончательная цель такой политики совпадает с главными целями государственной макроэкономической политики. Главным в денежно-кредитной политике А. Гальчинский считает определение ее как комплекса взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного обращения, которые проводит государство через центральный банк [3, с. 163].

Важным аспектом денежно-кредитной  политики является ее влияние на денежное обращение и денежные системы, которые, с одной стороны, определяют состояние  монетарной сферы, а с другой - являются центральными звеньями их передаточных механизмов влияния на экономические  процессы. Основой обеспечения макроэкономической стабильности и без инфляционного экономического роста является стабильность денежной единицы. Именно поэтому разделение денежно-кредитной политики является достаточно условным и прежде всего - средством теоретического анализа. В практической плоскости только комплексный подход позволяет достигать поставленных целей.

Объектами денежно-кредитной  политики являются спрос и предложение  на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной  политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. [5, c.68] Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования, как предложения, так и спроса на деньги. Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране.

Если целью денежно-кредитной  политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения  инфляции.

Целью денежно-кредитной  политики государства может быть и поддержание фиксированной  ставки процента. Такая денежно-кредитная  политика носит название гибкая. Целевым  ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.

Денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная  политика ставит своей целью поддержание  достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся  экономики. [10, c. 204-205]

Что касается роли денежно-кредитной  политики, то в экономической теории нет однозначных взглядов по этому  поводу. Значение денежно-кредитной  политики преимущественно рассматривается  в контексте ее взаимодействия с  другими мерами государственного воздействия  на экономические процессы, к которым относятся: конъюнктурная политика; политика конкуренции, социальная политика; структурная политика.

Видное место в системе  государственной экономической  политики занимает конъюнктурная политика, которая проводится через влияние  государства на рыночную конъюнктуру  и соотношение спроса и предложения. К основным ее мероприятий относятся меры фискальной политики, меры денежно-кредитной политики; меры прямого воздействия. Конъюнктурная политика используется для коррекции циклических изменений в экономике. Ее методы направлены на поддержание рыночной конъюнктуры на таком уровне, что обеспечивает достижение целей государственной экономической политики. Денежно-кредитная политика может проводиться как самостоятельно, так и параллельно с другими направлениями конъюнктурной политики.

Структурная политика в основном реализуется в виде регионной политики. Важным направлением структурной политики является выравнивание значительных диспропорций в уровне развития отдельных регионов путем предоставления субсидий, дотаций и реализацию специальных программ за средства государственного бюджета, секторальная поддержка приоритетных видов производства и секторов экономики.

Конкурентная политика имеет  важное значение для стран с переходными

экономиками, в которых  малый и средний бизнес является мало защищенным от давления монополий, стремящихся захватить все большую  часть рынков. Антимонопольное законодательство и антимонопольные органы не способны противодействовать монополизации  рынков, что существенно снижает  эффективность рыночных механизмов, которые еще недостаточно сформированы. Формирование полноценного денежного  рынка должно повысить эффективность проведения денежно-кредитной политики.

Важной составляющей механизма  государственного регулирования экономики  является социальная политика, главной  задачей которой является перераспределение  доходов для незащищенных слоев  населения и повышения системы  социальной защиты, что существенно  влияет на ход макроэкономических процессов. Динамика социальных выплат дает возможность  влиять на совокупный спрос и тем  самым содействовать наращиванию  предложения. Значительное влияние  социальной политики на динамику основных макроэкономических показателей предопределяет ее роль в системе государственного регулирования экономики.

Одной из важнейших проблем  в определении роли денежно-кредитной  политики является ее взаимодействие с фискально-бюджетной политикой, поскольку в механизмах их реализации используют совершенно разные подходы к воздействию на денежную массу. Денежно-кредитная политика основывается в основном на изменении объемов параметров денежной массы, что соответствующим образом влияет на мотивацию хозяйствующих субъектов. Главным признаком фискально-бюджетной политики является то, что объемы предложения денег не изменяются, а лишь перераспределяются направления, которые обеспечивают увеличение эффективного спроса.

Для реализации мероприятий  фискально-бюджетной политики требуется  длительная и громоздкая процедура, которая требует официального определения  определенного состояния экономики  и необходимых мер ее регулирования, подготовки и проведения соответствующих  решений, а также их реализации в  составе государственной экономической  политики. В тоже время, меры денежно-кредитной  политики находятся в полной компетенции  центральных банков, которые благодаря  этому имеют возможность оперативно определять насущные проблемы экономической  конъюнктуры. Основными преимуществами денежно-кредитной политики является ее удобство и оперативность.

По сравнению с мерами денежно-кредитной политики, меры фискально-бюджетной  политики используют для сдерживания  инфляции, они направленные на ограничение платежеспособного спроса, что, в итоге, приводит к сокращению производства и дохода. Кроме того, антиинфляционные меры фискально-бюджетной политики порождают дефицит инвестиций через эффект вытеснения. [12, c. 175-181]

Таким образом, денежно-кредитная  политика по своим потенциальным

возможностями обладает высокой  эффективностью. Однако отсутствие у  органов власти возможности определять и контролировать монетарную сферу, заставляет обращаться к  инструментарию бюджетно-фискальной политики.

 

 

1.2. Основные элементы денежно-кредитной политики

 

Главными элементами денежно-кредитной  политики является центральный банк и коммерческие банки.

Главное назначение центрального банка - это управления денежным оборотом с целью обеспечения стабильного  не инфляционного развития экономики. Центральный банк воздействует на денежное обращение через изменение предложения  денег и изменение цены денег. Свое предназначение он реализует благодаря  тому, что играет в экономической  системе особую роль, а именно роль:

• эмиссионного банка;

• банка банков, т.е. специфического банковского института, который

формирует банковские резервы  и регулирует деятельность банковской

системы;

• орган государственного управления, который отвечает за монетарную

политику.

Центральный банк принимает  непосредственное участие в формировании предложения денег, причем как в  формировании его наличного компонента, так и безналичного (депозитного). Он осуществляет эмиссию наличных для  того, чтобы обеспечить  коммерческие банки в обмен на их резервы, размещенные  в центральном банке. Коммерческие банки поставляют наличные своим  клиентам (вкладчикам) в обмен на их депозиты в банках, оставляя в  своих кассах незначительную сумму  наличных в качестве резерва. Наличность, эмитированная центральным банком, выпущенная в обращение коммерческими  банками и циркулирующая в  не банковской сфере, является важным компонентом предложения денег. [5, c.301-312]

Вторым, еще более важным компонентом предложения денег, учитывая его размеры, являются деньги субъектов экономики, размещенные  в коммерческих банках на депозитных счетах, то есть безналичный компонент. В формировании этих денег центральный  банк также играет определяющую роль. Он обеспечивает банковскую систему дополнительными резервами, предоставляя коммерческим банкам ссуды и покупая ценные бумаги и иностранную валюту на открытом рынке.

Информация о работе Денежно-кредитная политика