Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование денежно-кредитной политики.
Достижение поставленной цели возможно благодаря поэтапному решению следующих задач:
- раскрыть сущность и значение денежно-кредитной политики;
- проанализировать динамику основных показателей денежно-кредитной политики в Украине;
- изучить особенности ее функционирования в развитых странах;
- определить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Украины.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 164.74 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что сложившаяся  и действующая в США высокоорганизованная и эффективная система кредитно-денежного  регулирования обеспечивает необходимый контроль над деятельностью множества кредитных институтов в стране, и это оказывает сильное воздействие на экономическое развитие Соединенных Штатов.

Что же касается Германии, то здесь  роль Центрального банка выполняет  Бундесбанк, уставный капитал которого принадлежит Федерации. Его главной задачей является обеспечение стабильности национальной денежной единицы - немецкой марки.

Немецкий федеральный банк использует традиционный набор инструментов денежно-кредитного регулирования: установление учетной  ставки в рамках соглашений рефинансирование кредитных учреждений, политика обязательных минимальных резервов, учетная политика, операции на открытом рынке. Немецкая модель базируется на основе норм минимального резервирования, усреднения этих норм и редких операций на открытом рынке с целью сглаживания колебаний ликвидности в банковской системе и стабилизации процентных ставок.

Федеральный банк использует в своем  арсенале и такой метод регулирования, как таргетирование. Ежегодно он опубликовывает целевой коридор на год по увеличению количества денег. Основой для установления количества денег служит предположение об увеличении производственного потенциала, нормативное развитие цен и изменение скорости обращения денег. Располагая информацией о количестве денег, немецкой экономике предоставляются ориентиры, в каких рамках банк считает уместным, с одной стороны, допущение возможного роста, а с другой, жесткое ограничение инфляции.

Особенностью немецкой банковской системы является универсальность  банковских учреждений независимо от размеров банков, различия в правовых формах и отношениях собственности. Каждая из них выполняет для своих клиентов все возможные банковские операции. Независимость Бундесбанка от правительства и совершенство законодательства в этой сфере - можно сказать, единственный случай в мире. Центральный банк не ставит себе за цель получение прибыли, как это делают другие центральные банки. Бундесбанк функционирует как корпорация гражданской защиты.

Бундесбанк является кредитором для  коммерческих банков и государства. К его компетенции относится управление золотовалютными резервами страны. Главной задачей банка, определенным Законом, является обеспечение стабильности национальной денежной единицы - немецкой марки.

Основные функции Бундесбанка:

1. Эмиссия банкнот.

2. Управление золотовалютными резервами.

3. Управление валютными курсами. 

4. Функция Государственного банка. 

5. Функция главного банка.

Анализируя выше приведенное можно сделать вывод, что хоть Бундесбанк полностью независим от правительства, его денежно-кредитная политика направлена на такие положительные аспекты как снижение уровня инфляции, поддержание национальной валюты и стабилизации экономики в целом.

На основе сочетание элементов  денежно-кредитной политики этих двух стран и с учетом условий развития отечественной экономики можно  разработать достаточно эффективный  план развития и регулирования экономических  процессов.

 

 

 

 

 

3.2 Проблемы и перспективы  денежно-кредитной политики в  Украине

 

Система денежно-кредитного регулирования в Украине за годы независимости прошла несколько  последовательных этапов.

Первый этап по-настоящему самостоятельной денежно-кредитной политики начался 10 января 1992 года, когда Украина ввела 
в наличное обращение переходную национальную валюту - украинский 
карбованец (купон). В 1993 г. был введен фиксированный режим валютного курса. В 1994 г. были определены основные функции валютного рынка и роль Национального банка в экономике, в этот период началась 
долларизация экономики, вступили в силу процессы тенизации экономики, 
а также углубились тенденции падения производства.

Вторым этапом развития денежно-кредитной системы Украины считается период 1996-1999 гг. Этот период характерен, прежде всего, тем, что со 2 по 16 сентября 1996 года была проведена денежная реформа, и в Украине появилась собственная постоянная валюта – гривна. Предпосылками проведения денежной реформы стало снижение инфляции и стабилизация цен, снижение темпов падения ВВП. Накануне введения новой денежной единицы, в августе 1996 года, инфляционные ожидания все же привели к росту цен на 5,7%, но до конца 1996 г. НБУ удавалось снизить месячный прирост индекса потребительских цен до менее, чем1%. После 1996 г. инфляция уже выходила за пределы 26% в год и составила в среднем за период 1996 - 2009 гг - 14,9% (см. рис. 3.1).

Рис.3.1.Годовые темпы инфляции потребительских цен в Украине 1996-2009 гг.

Главным номинальным ориентиром денежно-кредитной политики в 1996-1999 гг. был валютный курс. Украина выбрала режим валютных коридоров, которые всё переглядывались, как только НБУ оказывался бессильным их удержать. Так в 1996 г. Был установлен коридор 1,6-1,9 грн. / долл., а в сентябре 1997 г. Он сменился 1,8-2,25 грн. / долл., в 1998 г. - 2,5-3,5 грн. / долл., в феврале 1999 г. - 3,4-3,5 грн. / долл., в 2000 г. НБУ ввел плавающий режим валютного курса (режим управляемого плавания). [1, c.223-227]

Третий этап развития денежно-кредитной политики в Украине - это этап, который начался в 2000 г. и продолжался до 2008 г. В течение 
этого этапа НБУ ставил перед собой следующие новые задачи и 
приоритеты в сфере денежно-кредитной политики:

-  Переход к режиму прямого таргетирования инфляции;

-  Поддержка экономического роста;

-  Стабильность валютного курса;

-  Переход к полной  конвертируемости национальной  валюты.

К сожалению, не все запланированные цели удалось осуществить. ВВП Украина рос в 2000-2007 гг. в среднем на 7,4% в год, и НБУ продолжал фиксировать валютный курс, однако НБУ так и не перешел к политике таргетирования инфляции. Здесь,  важно отметить, что в классическом варианте режима таргетирования инфляции следует избегать попыток одновременного достижения нескольких целей. Оно несовместимо с таргетированием валютного курса и темпов прироста 
ВВП. Исключение по валютному курсу можно делать тогда, когда будет четко определено, что его определенное колебание приведет к соответствующему колебанию индекса инфляции. Что же касается таргетирования темпов экономического роста, то его совместимость с режимом таргетирования инфляции должна определяться пределами целевого коридора индекса инфляции - то есть, фактически, Центральный  банк может одновременно со стабилизацией инфляции стимулировать производство, но в таких пределах, которые не угрожают целевому ориентиру инфляции.

Четвертый этап развития денежно-кредитной  политики охватывает период от сентября 2008 года до сегодняшних дней. Он характеризуется проявлением последствий прежних ошибок в сфере регулирования денежно-кредитных отношений, а именно:

- Слишком жесткая привязка гривны к доллару с постепенной 
ревальвацией, что лоббировалась импортерами. Вследствие этого дефицит торгового баланса достиг в 2008 г. 16,1 млрд долл.., или более 8% от ВВП.

-   Разрешение на  выдачу населению валютных кредитов, которое

привело к усилению фактора  валютных рисков для населения, которое  не в полной мере осознавало, что  фиксация валютного курса в условиях дефицита платежного баланса, высшего, чем в США уровня инфляции и  низкого уровня производительности труда, не может просуществовать  в долгосрочной перспективе.

-   Политика дезинформации  населения о реальном соотношении  гривны и доллара. [7, c.39-40]

Национальный банк Украины  провозгласил намерение постепенно 
создавать условия для перехода в перспективе к "прямому таргетированию инфляции ". Главные проблемы, стоящие на пути 
введение этого режима в Украине, на взгляд автора, все еще остаются:

1) относительно высокие темпы инфляции, которые усложняют ее 
прогнозирование.

2) значительная инфляционная инерция, обусловленная влиянием изменений валютного курса на цены (в развивающихся странах, она, как 
правило, выше) и распространенными явными и неявными механизмами 
индексации;

3) невозможность отказа от установки любых других номинальных целевых показателей, кроме инфляции в условиях нестабильности;

4) недостаточный уровень независимости Центрального банка;

5)отсутствие нормативного документа между правительством и Центральным банком, который предоставлял бы последнему право определять целевой уровень инфляции;

6) отсутствие базового документа – среднесрочной монетарной стратегии, который бы определял монетарный режим таргетирование инфляции на среднесрочную перспективу;

7) невозможность построения точной и надежной эконометрической модели прогнозирования целевого уровня инфляции;

8) недостаточная согласованность позиций Центробанка  и правительства по поводу влияния мер социально-экономической политики на инфляцию;

9) несогласованность позиций Правительства, профсоюзов и работодателей относительно требований повышения заработной платы;

10) отсутствие надежных ожиданий со стороны субъектов хозяйствования – домашних хозяйств, финансовых и нефинансовых организаций. [1, c.227-234]

Целесообразно проанализировать, какие тенденции в решении вышеуказанных проблем появились за последние девять лет. В 2003 г. Положительным достижением НБУ было снижение уровня инфляции, однако непредвиденность уровня инфляции осталась, прогноз инфляции на 
год ни разу не подтвердился. Так, прогнозируемое значение 
инфляции на 2001 г. было 13,6%, а фактически она составила 6,1%, в 
2002 прогноз был 9,8%, фактически - за первые 11 месяцев - 1,9%. Непредсказуемой для НБУ инфляция остается и поныне. Так, прогноз инфляции на 2007 г. первоначально был 7,5%, а фактически - 
16,6%, на 2008 г. прогноз был 9,6%, а фактически составил 22,3%, 
прогноз на 2009 г. был 9,5%, а фактически - 12,3%. 

Итак, можно сделать вывод, что ситуация с прогнозированием инфляции в Украине не только не улучшилась, но ухудшилась. Таким образом, на современном этапе Украина еще не имеет необходимых предпосылок для успешного введения режима таргетирования инфляции, но стоит перед реальной необходимостью реформирования своей денежно-кредитной политики с учетом того, что политика фиксированного валютного курса проявила себя не с лучшей стороны.

Политика таргетирования инфляции является относительно новым явлением для практики денежно-кредитного регулирования и насчитывает немногим более 10 лет, но за это время она уже нашла большое количество поклонников как среди экономически развитых стран, так и среди стран, находящихся в процессе экономической трансформации. Большинство современных экономистов соглашаются со следующим:

  1. увеличение предложения денег является нейтральным в  долгосрочной перспективе. Это означает, что увеличение предложения 
    денег имеет постоянный эффект только на уровень цен, а не на уровне 
    производства и уровень занятости;
  2. высокий и нестабильный уровень инфляции является затратным с 
    точки зрения эффективности использования ресурсов или долгосрочного уровня производства.
  3. деньги не являются нейтральными в краткосрочной перспективе. 
    Иначе говоря, денежно-кредитная политика через трансмиссионный 
    механизм может влиять на ряд реальных переменных, включая уровень производства и занятости. Однако не существует полного и точного понимания природы и размера этого влияния;
  4. существует значительная неопределенность в отношении силы воздействия инструментов денежно-кредитной политики на уровень инфляции и относительно временного лага, необходимого для этого влияния.[1, c.227-234]

Указанные особенности денежно-кредитного регулирования дают 
основания считать, что оптимальной моделью денежно-кредитной политики является таргетирование инфляции. Ее главным преимуществом сравнительно с другими моделями является то, что при таргетировании инфляции от денежно-кредитной политики не требуется сделать того, чего она в принципе не способна сделать - удерживать постоянно высокие темпы экономического роста и высокий уровень занятости. При этом Центральный банк не становится "слепым подражателем" единой цели по достижению ценовой стабильности, но и может в определенной степени маневрировать для обеспечения общей стабильности. Этот режим обеспечивает экономику так называемым "номинальным якорем ", который не позволяет политикам в борьбе за достижение краткосрочных целей пренебречь долгосрочными целями. [19, c. 149-151]

Первым из вопросов, которые должны быть определены при переходе на режим таргетирования инфляции, является оптимальное время введения 
нового режима. Для эффективного внедрения новой политики 
очень большое значение имеет фактор доверия экономических субъектов 
и их уверенность в правильности действий Центрального банка и 
поддержка этих действий. Для обеспечения доверия и поддержки 
Центральному банку очень важно суметь выполнить взятые обязательства по достижению таргета, что, очевидно, гораздо легче сделать, когда уровень инфляции уже находится в пределах запланированного уровня или близко от него.

Информация о работе Денежно-кредитная политика