Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование денежно-кредитной политики.
Достижение поставленной цели возможно благодаря поэтапному решению следующих задач:
- раскрыть сущность и значение денежно-кредитной политики;
- проанализировать динамику основных показателей денежно-кредитной политики в Украине;
- изучить особенности ее функционирования в развитых странах;
- определить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Украины.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 164.74 Кб (Скачать файл)

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном  банке, то указанный метод почти  полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения – не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.[4, c.15]

Постепенно два вышеописанных  метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали  интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается  в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные  возможности, и наоборот. Центральные  банки периодически вносят изменения  в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность  своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.[2, c.52-54]

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие  – это использование более  гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Подводя итоги, показатели функционирования денежно-кредитной политики можно  обобщить в таблице 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Инструменты денежно-кредитной  политики

Показатели

Значение

Учетная ставка

Размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям.

Норма обязательных резервов

Установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке.

Операции на

открытом рынке

Купля-продажа ценных бумаг  центральным банком страны с целью расширения или сокращения предложения денег.


 

Итак, можно сделать вывод  о том, что именно с помощью этих трех основных инструментов денежно-кредитное регулирование может смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции и стимулировать рост экономики в целом.

 

 

2.2. Исследование динамики  основных показателей денежно-кредитной  политики в Украине

 

Учетная ставка НБУ  —  это монетарный инструмент, с помощью  которого Национальный банк устанавливает  для субъектов денежно-кредитного рынка (коммерческих банков) ориентир по стоимости привлеченных и размещенных  денежных ресурсов.

Учетная ставка является самой  низкой среди процентных ставок Национального  банка Украины и является базовым  индикатором для оценки стоимости денежных средств (таб. 2.1).

Таблица 2.2

Динамика учетной  ставки НБУ 2007-2011 гг.

Период

2007

2008

2009

2010

2011

Дата

С 1.01

С 31.05

С 01.01

С 30.04

С 15.06

С 12.08

С 8.06

С 8.07

С 10.08

 

% годовых

 

8,5

 

8,0

 

10

 

12

 

11

 

10,25

 

9,5

 

8,5

 

7,75

 

7,75


 

Рис. 2.1. Динамика средневзвешенной учетной ставки НБУ 2007-2011 гг.

 

На основе вышеприведенных  данных, можно сделать следующие  выводы о динамике учетной ставки НБУ: за исследуемый период наибольшая процентная ставка наблюдалась в 2008 году (11,3%), что явилось последствием мирового финансового кризиса. С 2009 года начался процесс снижения уровня процентной ставки вплоть до 2010 года. С 10.08.2010 до теперешнего времени уровень  учетной ставки остается неизменным и находится на уровне 7,75%.

Политика обязательных резервных  требований - один из классических инструментов денежно-кредитной политики, с помощью  которого центральные банки регулируют денежный рынок, управляют количеством  денег, поддерживая темпы роста  денежной массы в заранее установленных  пределах. Действие этого инструмента заключается в изменении центральным банком нормы, в рамках которой коммерческие банки обязаны часть привлеченных средств хранить, как правило, на счетах в центральном банке.

Рис.2.2. Динамика изменений  размера норм обязательных резервных  требований для банков Украины в 2006-2011 гг.

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что в Украине  наблюдается динамика к росту  нормативов обязательных резервных  требований, ведь их максимальные значения возрастают, в то время как минимальные  снижаются.

В 2006 году Национальный банк активно применял инструмент установления резервных требований и трижды в  течение года менял нормативы  формирования банками обязательных резервов. Такие изменения происходили  в направлении их снижения. В начале года норматив обязательного резервирования по срочным депозитам в национальной и иностранной валюте составили 6%, а в конце года они снизились  до 0,5% и 4% соответственно. В 2007 году Национальный банк не менял норму резервирования. В 2008 году Национальный банк Украина единовременно снизил норму резервирования по всем видам вкладов - по срочным депозитам до 0% в национальной и 3% в иностранной валюте, по средствам на текущих счетах и депозитам по требованию до 0% в национальной и 5% в иностранной валюте. В 2009 году норма резервирования повысилась до 7% и держалась на таком уровне еще и на протяжении 2010 года. В 2011 году состоялась глубокая дифференциация нормативов резервирования, в частности по срочным депозитам в иностранной валюте были установлены различные нормативы для вкладов на краткосрочный и долгосрочный период. С одновременным снижением норматива для долгосрочного периода до уровня 2%, нормативы резервирования по вкладам в национальной валюте остались на нулевом уровне.

В последние десятилетия  центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой предпочитают такой инструмента денежно-кредитной  политики, как проведение операций с ценными бумагами на открытом рынке, что соответствует общей тенденции  преимущественного использования  рыночных инструментов регулирования  экономики. Политика открытого рынка  заключается в изменениях объемов  покупки и продажи ценных бумаг  центральным банком. Эти операции центрального банка обусловливают  изменение резервов коммерческих банков, в свою очередь, сказывается на объеме и стоимости банковских кредитов. Вследствие этого центральный банк имеет возможность влиять на размер денежной массы и на уровень рыночной процентной ставки в нужном направлении, т.е. достигать заранее поставленной цели (см. рисунок 2.3).

Рис 2.3. Динамика объема торгов ценными бумагами на открытом рынке  в Украине за 2007-2011 гг.

Исходя из вышеприведенных  данных,  можно сделать следующие  выводы о том, что в 2008 году по сравнению  с 2007 объем торгов увеличился почти  в 1,3 раза и составил 34,90 млрд. грн. В 2009 году наблюдался спад в 4,9 раза по сравнению с предыдущим годом. С 2009 года происходит увеличение объема торгов до 61,4 млрд. грн. в 2010 году и 88,86 млрд. грн. в 2011 году.

Рассмотренные инструменты  политики используются центральным  банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит  от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в  экономике страны.[13,14,15,16,17,18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ

 

3.1. Зарубежный опыт функционирования  денежно-кредитной политики

 

Одним из направлений совершенствования  функционирования денежно-кредитной  политики Украины является использование  положительного зарубежного опыта  в этой области. Поэтому в современных условиях хозяйствования первоочередное значение и особую актуальность имеет обобщение зарубежного опыта функционирования денежно-кредитной политики. Рассмотрим подробнее на примере таких стран, как США и члена ЕС - Германии.

Организационная структура  органов кредитно-денежного регулирования  США, их полномочия и методы деятельности опираются на обширное и разветвленное  законодательство, в котором нашли  отражение исторические особенности  формирования, развития экономики и  кредитно-денежной сферы страны. Контрольная  и регулирующая деятельность этих органов  во многом пересекаются и дублируются, и это составляет одну из важных особенностей организации кредитно-денежного  регулирования в США.

В США банки делятся  на национальные, действующие на основе лицензии (чартера) федерального правительства, и банки штатов, действующие на основе лицензии (чартера) правительства  штата. Эта особенность ведет  к двоякому толкованию принципа двухуровневого построения банковских систем, принятого  в большинстве стран. Обычно термин «двухуровневая система» означает, что  первый уровень занимает Центральный  банк в качестве органа регулирования  кредитно-денежной системы, а на втором уровне находятся все остальные  кредитные учреждения: коммерческие, сберегательные, ипотечные банки  и т. п. В США двухуровневая  система включает Федеральную резервную  систему (ФРС), национальные банки и  банки штатов. Финансово-кредитная  система США обладает еще одной  особенностью. ФРС является не только центральным банком, но и одновременно профессиональным объединением банков страны. Все национальные банки обязательно являются членами ФРС, что дает им некоторые льготы и накладывает обязательства выполнять определенные требования ФРС. Банки штатов могут быть членами ФРС на добровольной основе. Но в любом случае они обязаны выполнять указания ФРС. Соответственно, национальные банки образуют один уровень банковской системы США, а банки штатов - второй.

Совет управляющих ФРС  обладает исключительным правом установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также разделяет  ответственность с федеральными резервными банками по проведению операций на открытом рынке и определению  наиболее приемлемых банковских учетных  ставок.

В настоящее время Федеральная  резервная система выполняет  следующие функции:

  • управляет национальной монетарной политикой путем влияния на денежное и кредитное обращение с целью достижения полной занятости и стабильных цен;
  • контролирует банковские учреждения и регулирует их деятельность для обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем;
  • поддерживает стабильность финансовой системы и уменьшает риск на финансовых рынках;
  • предоставляет финансовые услуги правительству США, общественности, финансовым учреждениям, играя также важную роль в управлении национальной системой расчетов.

Таким образом, главным органом  кредитно-денежной сферы США является Федеральная резервная система, которая построена и функционирует одновременно как центральный банк и как высший орган объединения национальных банков и банков штатов. Для того, чтобы обеспечить устойчивое состояние кредитно-денежной сферы ФРС использует следующие инструменты денежно-кредитной политики: изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке. [8, c.43-45]

Информация о работе Денежно-кредитная политика