Денежно-кредитная система РБ и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования денежно-
кредитной системы в рыночной экономике.
Денежный рынок - часть рынка ссудных капиталов, где совершаются
краткосрочные (до 1 года) депозитно-ссудные операции.
Совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала, составляют современную кредитную систему.

Содержание работы

Введение
1.Понятие денежно-кредитной системы и характеристика ее составных элементов
1.1 Кредитная система и ее структура.
1.2 Кредит и его форма.
1.3 Денежная система
1.4 Создание банками денег. Денежный мультипликатор
2. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
2.1 Кредитная система Республики Беларусь
2.2 Законодательное регулирование денежно-кредитной системы Республики Беларусь
2.3 Состояние и перспективы банковской системы Республики Беларусь
3. Особенности денежно-кредитной системы зарубежных стран
3.1 Структура современной кредитной системы
3.2 Денежно-кредитная политика Китайской Народной Республики
3.3 Европейский центральный банк
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

      Так, в   кредитной  системе  стран   Западной  Европы  получили  широкое развитие банковский  и  страховой  секторы.  В  Германии  банковский  сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных  и  ипотечных  банках. Причем институт ипотечных банков занимает в Германии большой удельный вес  в кредитной системе и на  рынке  ссудных  капиталов.  Для  Франции  характерно разделение банковского звена в основном на  депозитные  коммерческие  банки, деловые банки, которые выполняют функции  инвестиционных,  и  сберегательные банки.

      Современная   кредитная  система  Японии  имеет  трехъярусную  систему: центральный  банк,  банковский  и  специализированный  секторы.   При   этом наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских  (коммерческих) и сберегательных банках.

      Кредитные   системы  развивающихся  стран   в  целом  развиты  слабо.  В большинстве  этих  стран  существует  двухъярусная  система,  представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков.

      Ряд   азиатских  стран  —  Южная   Корея,  Сингапур,  Гонконг,  Таиланд, Индонезия,  Индия  —  имеют  довольно  развитую  трехъярусную  структуру   и

приближаются по своему уровню к кредитным системам  стран  Западной  Европы.

      Трехъярусные  кредитные  системы  имеет  и  ряд  стран  Латинской   Америки: Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу [10, с.356-359].

 

3.2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ

 

     Для того чтобы соответствовать требованию развития финансов, все страны приняли стабилизацию цены за цель денежно-кредитной политики. «Кодекс о Народном банке Китая» установил, что основная задача Национального банка – поддерживать стабильность покупательной силы денег, одновременно стимулировать экономический рост.

      С 1953 по 1978 гг. в Китае велось  плановое хозяйство.

     В 1978г. начала осуществляться  экономическая реформа. Это значит, что Китай стал постепенно  отходить от планового хозяйства.

     В начале экономической  реформы целью денежно-кредитной  политики являлся экономический  рост, поэтому во много раз  увеличилось производство товаров.  В 1977г. государство всемерно  регулировало зарплату населения,  которая увеличилась на 14,2 %. В  то же время республика увеличила  вложения в основные фонды,  которые выросли на 11,2 %.

     Ввиду такой ситуации  в апреле 1979г. государство выдвигает  проекты регулирования, реформирования, упорядочения и повышения. Китайский  Народный банк усиливает управление  кредитом и контролирует валютную  эмиссию, регулирует кредитные  структуры.

     В 1981 году Китайский  Народный банк ввел в курс  «объявление плана, управление  по ступеням». Этот вариант  мобилизовал активность всех  банков, укрепил денежную систему.

     В 1984г. государство  определило, что Китайский Народный  банк будет выполнять функцию  центрального банка страны. С  этого времени считается созданной  китайская народная банковская  система и современная денежно-кредитная  политика.

    В 1985г. Китайский народный  банк отошел от системы государственного  управления, для того чтобы эффективнее  использовать косвенные инструменты  регулирования и осуществлять  право Национального банка. В  то же время специальные банки  стали настоящими коммерческими  банками. У них появились самостоятельность,  самоокупаемость и свои риски.

    В 1995г. был принят  «Кодекс о Народном банке», который  определил, что целью денежно-кредитной  политики является поддержка  стабильности национальной валюты  и стимулирование экономического  развития.

    В 1997г. в результате  юго-восточного финансового кризиса  произошло сокращение кредитов.

    В 1998г. Китайский Народный  банк снял ограничения в кредитовании  для коммерческих банков. Это  значит, что вся банковская система  отказалась от режима планового  управления. Национальный банк спустил  эластичный план, коммерческие банки  стали самостоятельно привлекать  вклады и выдавать ссуды. Национальный  банк косвенно регулировал общую  сумму кредита через различные  инструменты денежно-кредитной политики [12, с.100-102].

 

 

 

 

3.3 ЕВРОПЕЙСКИЙ  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

 

       Подписанный 7 февраля 1992 года и вступивший в силу 1 ноября 1993 года Маастрихтский договор стал очередной вехой на пути европейской экономической интеграции. Согласно этому договору европейская валютно-финансовая система приобрела качественно новые черты: центральные банки 11 государств добровольно отказались от использования национальных денежных единиц в пользу новой единой валюты евро и передали свои полномочия по разработке и реализации денежно-кредитной политики созданному наднациональному Европейскому центральному банку (ЕЦБ), вошедшему в Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ).

     Однако ряд стран -  членов  ЕС по ряду политических, экономических  и в немалой степени психологических  причин сохранили валютную независимость.  Так в состав евро не включен  английский фунт, шведская и датская  крона, греческая драхма.  Немало  проблем предстоит решить и  внутри созданного на основе  Маастрихтского договора Экономического  и валютного союза (ЭВС).

      ЭВС – один из наиболее глобальных  валютно-финансовых проектов второй  половины ХХ в. – состоялся.  В этой связи значительный  интерес для специалистов представляет  применяемый ЕЦБ инструментарий  денежно-кредитной политики, ставший  результатом конвергенции не  только реально функционировавших  механизмов 11 стран ЭВС, но и  вобравший в себя накопленный  в данной области мировой опыт.

      По мнению большинства международных  финансовых экспертов, решение  вопроса об интеграции инструментов  денежно-кредитной политики центральных  банков стран ЭВС должно было  быть одним из самых болезненных  при создании эффективно функционирующей  ЕСЦБ. Степень воздействия национальных  предпочтений, юридических и бухгалтерских  особенностей, а также эффекта  привыкания национальных кредитных  институтов к «своим» инструментам  на процесс денежно-кредитного  регулирования достаточно велика. Приводимая ниже таблица показывает, насколько значителен был разброс  вариантов использования различных  инструментов центральными банками  в странах ЕС на конец 1994г., т.е. спустя практически два  года с момента подписания  Маастрихтского договора.

 

 Таблица 1 Инструменты денежно-кредитной  политики в странах ЕС (на конец  1994г.)

 

Инструменты денежно-кредитной политики

Австрия

Бельгия

Великобритания

Германия

Голландия

Греция

Дания

Ирландия

Испания

Италия

Португалия

Финляндия

Франция

Швеция

1. Обязательные резервы

- в т.ч.  вознаграждаемые

+

-

-

-

-

-

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

2. Постоянно действующие механизмы  ЦБ

2.1 депозитные  операции

 

 

-

 

 

+

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

-

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

-

 

 

+

2.2 маржинальное рефинансирование

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

+

2.3 дисконтное рефинансирование

+

+

-

+

+

+

-

-

-

+

-

-

-

-

3. Операции на открытом 

рынке

3.1 прямые  операции 

 

-

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

+

 

+

 

+

3.2 операции  РЕПО

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.3 валютные свопы

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-


 

    Для  решения выявившейся проблемы  специалисты ЕЦБ пошли по пути  компромисса, максимально учитывая  пожелания участников ЭВС. При  этом важной особенностью инструментария  ЕЦБ является наличия достаточно  жесткой с точки зрения методологии  структуры, основывающейся на  трех базовых блоках: обязательные  резервы, постоянно действующие  механизмы, операции на открытом  рынке [13, с.58-65].

 

 

                                                 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Подводя  итоги изложенному, можно следующим  образом определить спрос на деньги: это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых  операции по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а  также цены. Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки  средства на счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к  сбережениям, доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике Центрального банка.

     Благодаря кредиту сократилось время на  удовлетворение хозяйственных   и   личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило  возможность  их  преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных  целей.  Граждане, воспользовавшись  кредитом,  получают   возможность   направить   полученные дополнительные  ресурсы  для  расширения   своего   дела   либо   приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить в свое  распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы  владеть лишь в будущем.

      Кредит  используют  как крупные  предприятия   и   объединения,   так   и   малые   производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются  как  государства и правительства, так и отдельные граждане.

      Наша переходная  экономика требует особого подхода  к роли  государства, поскольку  это период одновременно и   ломки  старой  государственной   системы управления, и создания  государством новой рыночной  инфраструктуры. Переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та  или иная  мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства.ъ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деньга. Кредит. Банки: Учебное  пособие для вузов/ Под ред.  Кравцова Н.В.-Мн.:1997

2. Экономическая теория: пособие для препод., аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др., Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – 4-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. - 637с.

3. Каллаур П.В. Новые аспекты кредитной политики/ Банковский вестник №16-2005г.-5-8с.

4. Основы экономической теории: Пособие / С.В. Бичик. – Мн.: Университетское, 2001. – 237с.

5. Макроэкономика: социально ориентированный  подход: учебник для студентов  экономических специальностей учреждений  обеспечивающих получение высшего  образования/ Э.А. Лутохина; под  ред. Э.А. Лутохиной- Мн.: ИВЦ  Минфина-2005-400с.

6. Макроэкономика: Учебное пособие/  Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П.  Гурко. 2-е изд.. перераб.- Мн.: БГЭУ.2000.-214 с.

7. Мясникович М.В. Эффективность  банковской деятельности как  фактор развития экономики/ Белорусская  экономика: анализ, прогноз, регулирование-№6-2005г.-3-8с.

8. Общая теория денег и кредита:  Учебник для вузов / Под ред.  академ. РАЕН Е.Ф. Жукова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-423с.

9. Банковский кодекс РБ.

10. Финансы,  денежное  обращение,  кредит.  /Под  ред.  Сенчалова  В.,

        Архипова А.  – М.: Проспект, 2000. – 496 с. 

11. Экономикс: Учеб. Пособие/ К.Р.  Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с  англ. 13-го издания, Москва, 2001г.-987с.

12. Юй Цзюань Денежно-кредитная  политика Китайской Народной  Республики/ Вестник БГЭУ, №2 - 2002, - 100-102с.

13. Шустров А.А. Европейский центральный  банк: инструменты денежно-кредитной  политики/ Деньги и кредит, №2  – 2000, 58-65.

Приложение 1

Организационная структура кредитной  системы

 


Информация о работе Денежно-кредитная система РБ и зарубежных стран