Денежно-кредитное регулирование национальной экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность и систему денежно-кредитной политики;
2.Рассмотреть направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства;
3.Провести анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2004 году;
4.Исследовать развитие денежно-кредитной сферы;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики 5
1.2 Основные цели денежно-кредитной политики 7
1.3 Основные концепции денежно-кредитной политики 9
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики 14
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь 20
2.1. Направления функционирования денежно-кредитной политики
на текущий год 20
2.2 Обзор денежно-кредитного сектора в 2009 году 24
3. Направления регулирования денежно-кредитных процессов в Республике Беларусь на 2010 год 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая ЛЮДЫ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Y=C + G + I ± NX,     (1)

где  Y - номинальный  объем ВНП;

     С - потребительское расходы;

     G - государственные расходы на покупку товаров и услуг;

     I - частные плановые инвестиции;

     NX - чистый экспорт.

– Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а  центральный банк  при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на  инвестиционном  спросе  изменение процентной ставки и соответственно, как  изменится величина BНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует  определенный  временной промежуток. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую  «ликвидную  ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического  уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности.  (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег). Если при этом предложение денег продолжает  увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, т.к.  ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента  не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

– В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную (денежно- кредитную) политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.

В целом в 70-х  гг. ХХ века наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающем стало неоклассическое направление, в том числе, его современная форма – монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма  -  известный  американский экономист, лауреат Нобелевской  премии М. Фридмен.

В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

– Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

– Корреляция между денежным  фактором  (массой  денег в обращении)  и номинальным  объемом  ВНП  обнаруживается  более  тесная,  чем   между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за  динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует  определенная  взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных  товаров и  услуг  в  рамках  национальной  экономики.  Эта  связь   выражается уравнением обмена И. Фишера,  или,  иначе,  уравнением  количественной теории денег:

                               M x V = P x Q,      (2)

где М - количество денег в обращении,

    V - скорость обращения денег,

    Р - средняя цена товаров и услуг,

    Q - количество  товаров и услуг, произведенных  в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Произведение  РхQ равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в  течение  года. 

– Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое. допущение  является абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и  вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег,  расширение  сети банкоматов).   

Продолжая теоретические  рассуждения, вспомним, от чего зависит реальный объем производства. Его определяют имеющиеся на данный момент в экономике факторы производства (заданная величина).     

Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.     

В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа  инфляции.

Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

Монетарное  правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике.

В случае неконтролируемого  увеличения денежного предложения  свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание  инфляции,  а  если  темп  вливаний  в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмена легло в  основу  денежно-кредитной  политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х  гг.  Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода  определенных  ограничений на  увеличение  денежной  массы  в  обращении,  привела  к  зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год,  был  достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.

В завершение темы об основных концепциях денежно-кредитной политики необходимо отметить, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором  учтены  рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем, государство не отказывается  в  краткосрочном  периоде от  воздействия  непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

 

1.4 Инструменты денежно-кредитной политики

 

Рассмотрим  теперь основные инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которой центральный банк осуществляет свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

Тремя основными наиболее эффективными средствами осуществления денежно-кредитной политики являются:

1. операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;

2. политика учетной ставки (дисконтная  политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

3. изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом  рынке государственных ценных бумаг центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Операции  на  открытом  рынке  проводятся  центральным  банком  обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова:

Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек  денежной массы  в обращении, и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации  этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать  государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению,  которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров.  Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит  в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь,  уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

Предположим теперь, что  на денежном рынке - недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает  скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на  государственные ценные бумаги. В  результате  их  рыночная  цена  возрастает,  а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта)– к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово  устойчивым  коммерческим  банкам,  выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку  рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной  ставки (ставки рефинансирования) делает займы  невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные  резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение  банковских  резервов  приводит  к  мультипликационному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место  после  политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Так при продаже государственных  ценных бумаг на открытом рынке в  целях уменьшения денежного  предложения  центральный  банк  устанавливает  высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками  государственных  ценных  бумаг,  т.к.  им  становится невыгодно восполнять  резервы  займами  у  центрального  банка,  и  повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке центральный банк резко понижает учетную  ставку (ниже  доходности  ценных бумаг). В этой ситуации  коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и  направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Механизм действия этого  инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

1) если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;

2) при уменьшении  нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики  является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже  незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве  неотъемлемой части национальной стабилизационной политики.

Выделяют две  разновидности кредитно-денежной политики:

1. Мягкая кредитно-денежная политика или политика "дешевых денег" ЦБ направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

2. Жесткая кредитно-денежная политика или политика "дорогих денег" носит ограничительный (рестриктивный) характер, сдерживает рост денежной массы и может быть использована в качестве противодействия инфляции.

К преимуществам  денежно-кредитной политики следует  отнести:

  • быстроту и гибкость (предложение денег можно  изменять без законодательных процедур);
  • независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);
  • "мягкость", определенная "деликатность" в реализации основных задач в сравнении с официальной политикой.

Помимо экономических  методов, посредством которых центральный банк проводит денежно - кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым  методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование национальной экономики Республики Беларусь