Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 23:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность и систему денежно-кредитной политики;
2.Рассмотреть направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства;
3.Провести анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2004 году;
4.Исследовать развитие денежно-кредитной сферы;
Введение 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики 5
1.2 Основные цели денежно-кредитной политики 7
1.3 Основные концепции денежно-кредитной политики 9
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики 14
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь 20
2.1. Направления функционирования денежно-кредитной политики
на текущий год 20
2.2 Обзор денежно-кредитного сектора в 2009 году 24
3. Направления регулирования денежно-кредитных процессов в Республике Беларусь на 2010 год 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Направления функционирования денежно-кредитной политики
на текущий год
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Основные направления денежно-
Кроме этого, Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, а также выполняет ряд иных функций.
В 2009 году, как и в предыдущие годы, денежно–кредитная политика Республики Беларусь направлена на содействие устойчивым темпам экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально–экономического развития страны.
В таблице 1 отражены основные прогнозируемые показатели деятельности банков Республики Беларусь, которые должны быть достигнуты на 1 января 2010 года.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2009 год
Показатели |
Прогноз на 1 января 2010 г. |
Изменение официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США, в процентах* |
плюс 5 — минус 5 |
Ставка рефинансирования, в процентах |
10 — 12 |
Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении, млн. долларов США |
5 870 — 7 750 |
Прирост |
|
рублевой денежной базы, в процентах |
28 — 34 |
нормативного капитала банков, в процентах |
18 — 25 |
требований банков к экономике, в процентах |
36 — 44 |
Выдача инвестиционных кредитов, трлн. рублей |
7,0 — 7,5 |
Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, в процентах |
не более 5 |
Рентабельность нормативного капитала, в процентах |
не менее 10 |
Среднегодовой параметр доступности клиентов к автоматизированной системе межбанковских расчетов, в процентах от ее дневного фонда рабочего времени |
не ниже 99,5 |
Социально–экономическое развитие страны в 2009 году характеризуется высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и увеличением спроса на деньги. С учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109 — 111 процентов.
В 2009 году монетарная политика направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5%.
К концу 2009 года
при прогнозируемом уровне
Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков в текущем 2009 году должны использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит «овернайт», сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования.
Процентная политика
ориентирована на доступность кредитов
субъектам экономики и
В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110-112 %) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается на уровне 28-34 %, рублевой денежной массы – на 32-40 %, широкой денежной массы – на 32-39%. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2-5,2 трлн. рублей, юридических лиц – на 4,8- 5,7 трлн. рублей.
Реализация мер денежно–
Прогнозируется, что международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87 – 7,75 млрд. долларов США. В 2009 году, учитывая расширение спроса на банковские услуги организациями нефинансового сектора экономики и населением, приоритетом в развитии банковского сектора явится повышение устойчивости его функционирования.
За 2009 год прирост нормативного капитала в банковском секторе составит 18-25 %, рентабельность капитала банков (после выплаты налогов) – не менее 10 %, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, не превысит 5 %.
Прирост активов банков планируется на уровне 35-42 %. Это означает, что к концу 2009 года обеспеченность ВВП банковскими активами (главным образом кредитами) достигнет 50-51 %.
Требования банков к экономике возрастут на 36-44 %. При этом объем выдачи инвестиционных кредитов банков составит 7-7,5 трлн. рублей, в том числе на жилищное строительство – 2,9-3,8 трлн. рублей.
В 2009 году в целях расширения национального финансового рынка и вовлечения в него новых участников продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В 2009 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.
2.2 Обзор денежно-кредитного сектора в 2009 году
Состояние денежно-кредитного сектора белорусской экономики по итогам первого полугодия 2009 г. отражает процессы, происходящие в экономике в целом, хотя и выглядит внешне более стабильно на фоне реального сектора. Этому способствуют принимаемые Национальным банком Беларуси (НББ) и правительством меры, направленные на привлечение внешних ресурсов и поддержание финансовой системы страны. Тем не менее, в денежном секторе, как и в целом в экономике, происходит накопление рисков.
О результативности предпринимаемых Беларусью шагов по поддержанию экономики страны свидетельствует подтверждение международной рейтинговой компанией Standard & Poor's (S&P) суверенных кредитных рейтингов Беларуси, а также увеличение Международным валютным фондом (МВФ) стабилизационной программы для Беларуси примерно до 3,52 млрд. долл.
При этом S&P отмечает, что позитивное влияние на рейтинги оказывают умеренный уровень внешнего долга страны и низкая долговая нагрузка правительства. Вместе с тем, в планы правительства и Нацбанка входит дальнейшее наращивание внешних заимствований. К тому же кредиторы больше внимания уделяют не объему государственного внешнего долга, а совокупному долгу страны, включающему как внешние долги органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования, так и долги банков и компаний-резидентов.
Совокупный внешний долг Беларуси на 1 июля 2009 года составил 17 млрд. 624,2 млн. долларов (Таблица 2), увеличившись с начала года на 2 млрд. 470 млн. долларов, или 16,3%. В том числе за второй квартал долг вырос на 1 млрд. 299,4 млн. долларов (8%). Такие данные обнародованы Национальным банком Беларуси.
Таблица 2 – Структура
внешней задолженности
1 июля 2009 года
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Совокупный внешний долг |
млн.руб. |
17624,2 |
в т.ч. государственный долг |
млн.руб. |
4497,6 |
задолженность коммерческих банков |
млн.руб. |
3148,8 |
органы
денежно-кредитного |
млн.руб. |
1084,9 |
прямые инвестиции |
млн.руб. |
715,1 |
прочие секторы экономики |
млн.руб. |
8177,8 |
В структуре совокупной внешней задолженности внешний государственный долг увеличился с начала года на 900,4 млн. долларов (25%), в том числе за второй квартал на 397,2 млн. долларов (9,7%) — до 4 млрд. 497,6 млн. долларов на 1 июля 2009 года.
Внешняя задолженность коммерческих банков за второй квартал выросла на 312,1 млн. долларов (11%) после сокращения на 244,4 млн. долларов (7,9%) за первый квартал и на 1 июля составила 3 млрд. 148,8 млн. долларов.
Внешний долг прочих секторов экономики на 1 июля достиг 8 млрд. 177,8 млн. долларов, увеличившись с начала года на 851,1 млн. долларов (11,6%), в том числе за второй квартал на 659,1 млн. долларов (8,8%).
Прямые инвестиции (межфирменное кредитование) увеличились за второй квартал на 42,1 млн. долларов (6,3%) после сокращения на 46,2 млн. долларов (6,4%) в первом квартале и на 1 июля составили 715,1 млн. долларов.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования снизился во втором квартале на 111,1 млн. долларов (9,3%) после роста в первом квартале на 766,1 млн. долларов (в 2,8 раза) и на 1 июля составил 1 млрд. 84,9 млн. долларов.
Валовой внешний долг
Республики Беларусь представляет собой
невыплаченную сумму
За первый квартал текущего года валовой внешний долг составил 16332,4 млн. долларов или 27,7% к ВВП. В начале июля была получена вторая часть кредита МВФ в размере 679,2 млн. долларов. До конца года правительство и Нацбанк планируют привлечь у МВФ еще 1350 млн. долл. Так же не стоит сбрасывать со счетов последнюю часть российского кредита в объеме 500 млн. долларов. В результате валовой внешний долг страны по итогам года может вырасти до 18,5-19,0 млрд. долларов.
Информация о работе Денежно-кредитное регулирование национальной экономики Республики Беларусь