Денежно-кредитное регулирование национальной экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность и систему денежно-кредитной политики;
2.Рассмотреть направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства;
3.Провести анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2004 году;
4.Исследовать развитие денежно-кредитной сферы;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики 5
1.2 Основные цели денежно-кредитной политики 7
1.3 Основные концепции денежно-кредитной политики 9
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики 14
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь 20
2.1. Направления функционирования денежно-кредитной политики
на текущий год 20
2.2 Обзор денежно-кредитного сектора в 2009 году 24
3. Направления регулирования денежно-кредитных процессов в Республике Беларусь на 2010 год 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая ЛЮДЫ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Помимо этого, отношение  долга к ВВП значительно возрастет  по причине девальвации белорусского рубля. Это связано с тем, что годовой объем ВВП в долларах США рассчитан как сумма ВВП в долларах США за четыре предшествующих квартала. При этом в расчете применяется средний официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США за соответствующие кварталы. Учитывая снижение курса с начала года, долларовый эквивалент объема ВВП в текущем году будет значительно ниже, чем в прошлом. В итоге при существующей динамике роста ВВП и внешних заимствований соотношение внешнего долга к ВВП по итогам года может вырасти до 40-45%. Таким образом, внешний долг подойдет к критической отметке, принимаемой Всемирным банком и МВФ на уровне 50-60% от ВВП. Это означает, что при сохранении нынешнего экономического положения привлечение внешних ресурсов будет затруднено, что может отразиться на рейтингах, присеваемых мировыми агентствами.

По мнению экспертов, повышение уровня международных  резервов и в то же время меры по усилению внешней конкурентоспособности  и снижению импорто- и энергетической зависимости белорусской экономики  могли бы стать условиями для стабилизации рейтингов на текущем уровне. И, напротив, неспособность снизить значительный дефицит по счету текущих операций, дальнейшее ухудшение показателей внешней ликвидности и резервов, что потенциально будет подрывать обменный курс, могут привести к понижению рейтингов.

Фактически международные  резервные активы Беларуси, рассчитанные по методологии МВФ, сократились  в январе-июне 2009 г на 13,5% до 2,647 млрд. долларов на 1 июля 2009 г. В том числе резервные активы в иностранной валюте на 1 июля 2009 г составили 2,102 млрд. долларов.

В то же время чистые иностранные  активы правительства и Национального банка Беларуси (НББ) на 1 июля 2009 г. составили 2,669 млрд. долларов, сократившись на 16,6% по сравнению с январем 2009 г. Снижение вызвано уменьшением валовых иностранных активов на 18,7% до 2,958 млрд. долларов при сокращении пассивов на 34,1% до 288,5 млн. долларов на 1 июля 2009 г.

По информации Нацбанка резервные активы Республики Беларусь по состоянию на 13 июля 2009 г. составили 3441,9 млн. долларов. При этом в начале июля была получена вторая часть кредита МВФ в размере 679,2 млн. долларов. Фактически в текущем году золотовалютные резервы удается поддерживать только с помощью заимствований. В те месяцы, когда внешнее финансирование не поступало, резервные активы сокращались.

Что касается непосредственно  банковского сектора, то белорусским  банкам в январе-июне 2009 г. удалось увеличить объем привлеченных от нерезидентов средств на 1,9% до 3,106 млрд. долларов в эквиваленте на 1 июля 2009 г. В целом удельный вес нерезидентов в составе ресурсной базы банков составил 12,2% на 1 июля 2009 г против 10,7% на начало года. Это доказывает факт наличия ресурсов на внешних рынках, а также то, что у отечественных банков есть потенциал роста внешних заимствований.

Однако, с другой стороны, высокие риски, которые продолжают сохраняться на рынках, являются препятствием к осуществлению долгосрочных заимствований. Это касается и отечественной  банковской системы. Доказательством  того, что отечественные банки имеют доступ к краткосрочным внешним заимствованиям, являются ставки на межбанковские кредиты на внутреннем рынке. Их уровень на ресурсы, предоставляемые в пределах недели, уже несколько месяцев не превышает 1,5-2,0% годовых. В результате рост заимствований банков увеличивает краткосрочную часть валового внешнего долга страны. Это формирует риски, связанные с рефинансированием данных долгов в случае возникновения новых негативных экономических факторов. Сложности с рефинансированием долгов можно было наблюдать в конце минувшего – начале нынешнего года, что привело к снижению резервных активов страны и возникновению потребности во внешних государственных заимствованиях.

О недостаточности долгосрочных внешних ресурсов говорит и резкое снижение темпов инвестиций в банковский сектор. В январе-июне 2009 г. прямые вклады в уставные фонды банков, внесенные иностранными инвесторами, возросли на 2% до 1,502 трлн. рублей (1 доллар – 2832 бел. руб.) на 1 июля 2009 г. Как следствие, доля иностранного капитала в уставных фондах белорусских банков составила 17,2% на 1 июля 2009 г. против 16,9% на 1 января 2009 г. В итоге от инвестиционного бума, наблюдавшегося в минувшем году, не осталось и следа. За 2008 год прирост вкладов в уставные фонды банков, внесенных нерезидентами, составил 231,5%.

В первом полугодии банки  уменьшили объем избыточных резервов на 19,5% до 1,304 трлн. руб. Избыточные резервы в иностранной валюте уменьшились на 49,2% до 100,9 млн. долларов на 1 июля 2009 г. Прочие избыточные резервы (денежная наличность банков) уменьшились на 8,1% до 1,016 трлн. руб. При этом ценные бумаги Нацбанка в банках на 1 июля отсутствовали, депозиты банков в центральном банке сократились на 97,6% до 1,9 млрд. руб. на 1 июля. Это четкий индикатор того, что банковская система функционирует в условиях дефицита текущей рублевой ликвидности. В случае если уровень ликвидности достаточен либо наблюдается ее избыток, банки активно приобретают ценные бумаги Нацбанка и размещают на его счетах депозиты. Это позволяет главному банку страны изымать излишнюю ликвидность или сглаживать ее краткосрочные колебания. В ситуации дефицита ликвидности, наблюдаемой сегодня, неминуемым последствием является рост процентных ставок на секторах финансового рынка. При этом центральный банк вынуждено является инициатором этого роста. Стоит отметить, после повышения Нацанком ставок по операциям регулирования ликвидности до 22% годовых с 17 июня 2009 г. произошел и адекватный рост стоимости однодневных межбанковских кредитов. Данный уровень ставок также является ориентиром в определении стоимости кредитования компаний и частных лиц.

О достаточно тяжелой  ситуации с рублевой ликвидностью говорит  и тот факт, что с 1 марта 2009 г  Нацбанк фактически позволил коммерческим банкам не создавать резервные активы по привлеченным средствам физических лиц в национальной валюте, снизив объем отчислений до 0%. С одной стороны, эта мера призвана поправить ситуацию с рублевой ликвидностью в банковской системе. С другой стороны, это позволяет банкам в определенной части быстрее наращивать рублевую денежную массу. Так, по данным на 1 июля, денежный мультипликатор составил 2,79 против 2,67 на 1 января 2009 г и 2,48 на 1 июля 2008 г. Другими словами на одну денежную единицу, эмитированную центральным банком, банковская система начала создавать больше денежных единиц, что отражается в росте денежных агрегатов. При такой ситуации основной риск заключается в том, что центральный банк может попасть в так называемую "ловушку ликвидности". Нехватка ресурсов в банковской системе обычно не приводит к росту цен. Однако ускоренное создание денег банковской системой даже при наблюдаемом дефиците ликвидности может в будущем спровоцировать рост темпов инфляции.

Еще одним негативным фактом, инициированным текущими экономическими условиями, является рост проблемных активов белорусских банков. На фоне снижения поступлений валютной выручки в страну – это закономерное явление. У предприятий в условиях кризиса стали удлиняться сроки оборачиваемости денежных ресурсов по причине снижения продаж и роста складских запасов. Для компенсации замороженных финансовых ресурсов они воспользовались средствами банковской системы, не рассчитав при этом свои возможности и действуя зачастую по принципу "не допустить простоев производства любой ценой".

Национальный банк Беларуси (НББ) с 17 июня 2009 года повысил ставки по своим операциям предоставления ликвидности на 2% до 22% годовых, сообщается на сайте НББ.

Данное значение ставки установлено для постоянно доступных  операций (кредит овернайт, своп овернайт), двусторонних операций (ломбардный кредит по фиксированной ставке, сделки своп по национальной валюте) и как верхнее значение операций НББ на открытом рынке (ломбардный кредит на аукционной основе, покупка ценных бумаг на условиях РЕПО).

Таким образом, значение ставок по инструментам предоставления ликвидности, вернулось к значению, которое было установлено с 5 января 2009 года после краткосрочного - с 15 апреля смягчения денежно-кредитной политики, которое было предпринято в целях повышения доступности кредитов для реального сектора экономики.

Из комментария начальника управления информации ( пресс-секретаря НББ Анатолия Дроздова), следует, что повышение ставок – это и есть ужесточение денежно-кредитной политики. В какой-то мере это обусловлено рекомендациями МВФ по ужесточению денежно- кредитной политики и будет способствовать сдерживанию инфляции за счет монетарных факторов.

В качестве альтернативы подорожавшим ресурсам со стороны центробанка, НББ стимулирует банки повышать ставки по рублевым депозитам населения.

Параллельно НББ рекомендовал коммерческим банкам на 2 процентных пункта (относительно средних ставок, сложившихся в марте 2009 года) повысить ставки по новым срочным депозитам физических лиц в национальной валюте.

НББ в начале января повысил  ставки по инструментам предоставления ликвидности до 22% с 20% (как и по депозитам - с 8% до 10%) годовых, которые действовали с 12 декабря 2008 года.

До уровня 20% годовых  ставки по кредитам НББ были повышены с 17% годовых, действовавших с 17 сентября 2008 года.

На 26 сентября 2009 года, как сообщает аппарат Совета Министров, ставка рефинансирования в Беларуси составляла 14% годовых. Ужесточение монетарной политики в конце 2008 года и в начале 2009 года объяснялось усложнением ситуации на валютном рынке и необходимостью сдерживания кредитной экспансии с целью ограничения инфляции. Между тем, зафиксированное по итогам января-марта снижение объемов промышленного производства (на 4,6%) и вызванное этим давление правительства на органы денежно-кредитного регулирования в виде требований снизить стоимость ресурсов для экономики уже в марте привело к снижению цены денег, предоставляемых Нацбанком.

Таким образом, развитие банковского сектора, проведение эффективной денежно-кредитной политики в значительной степени будут зависеть от координации совместных действий правительства и других органов государственного регулирования, Национального банка и банков, направленных на решение задач, предусматриваемых в ежегодных прогнозах социально-экономического развития, бюджете и основных направлениях денежно-кредитной политики, других государственных программах страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2010 ГОД

 

Быстрый рост объемов банковского кредитования в Республике Беларусь в определенной мере связан с ограниченным развитием финансового рынка. При недостаточности рынка корпоративных ценных бумаг и механизмов формирования фондов долгосрочных ресурсов, депозитно-кредитные  операции  банков  остаются  основным  каналом накопления  денежных  средств и их трансформации в инвестиции в основной капитал.

В связи с этим актуальным вопросом остается развитие всех сегментов  рынка ценных бумаг, расширение страховой  деятельности, институциональных структур, аккумулирующих долгосрочные финансовые ресурсы – ипотечных учреждений, накопительных пенсионных и иных инвестиционных фондов. Развитие финансового рынка расширит возможности мобилизации предприятиями долгосрочных ресурсов по приемлемым процентным ставкам, будет способствовать концентрации средств на ключевых направлениях экономического развития и снижению рисков в банковском секторе. На решение этой задачи в настоящее время направлены совместные усилия Правительства и Национального банка Республики Беларусь.

В процессе развития денежно-кредитной политики Национальный банк продолжает работу по совершенствованию трансмиссионного механизма, системы инструментов регулирования ликвидности банковского сектора, повышению роли и эффективности процентной политики, росту информационной открытости. Не меньшее внимание уделяется институциональному и финансовому укреплению банковской системы страны, улучшению системы банковского надзора на основе международных стандартов. К важнейшим направлениям деятельности относится также продолжение унификации инструментов Национального банка с инструментами Банка России, центральных (национальных) банков других государств – участников СНГ в рамках взаимовыгодных интеграционных процессов.

В основу денежно-кредитного регулирования в предстоящем 2010 году положены  прогнозные показатели, определенные Программой  развития  банковского  сектора  экономики  Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. Это, во-первых, повышение его устойчивости и эффективности функционирования; во-вторых, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов в соответствии с растущими потребностями экономики и населения.

Программа содержит прогнозный ориентир рентабельности банков на долгосрочную перспективу. К концу 2010 г. рентабельность капитала банковского сектора при инфляции, не превышающей 5%, предположительно составит не менее 6–8%. 

Прогнозируется, что спрос  на кредиты сохранится на достаточно высоком уровне. В соответствии с содержащимся в Программе прогнозом отношение ресурсной базы к ВВП к концу 2010 г. может увеличиться до 40–43%, собственного капитала – 7,9–8,4%, банковских кредитов экономике – до 29–31% .

Стратегическим направлением денежно-кредитной политики останется содействие устойчивому долгосрочному экономическому росту. Инфляция, измеряемая приростом индекса потребительских цен, в 2010 г. прогнозируется на уровне не более 5%.

Достижение этой цели предполагает совершенствование методов  и инструментов реализации денежно-кредитной  политики. Необходимость такого совершенствования  обусловлена тем, что происходящие в экономике процессы, и в частности снижение темпов роста цен, вызывают изменения общеэкономических и денежно-кредитных взаимосвязей, значимости каналов денежного передаточного механизма, в том числе валютного и монетарного.

 Процентная ставка приобретет статус основного инструмента денежно-кредитной политики. Ужесточение либо смягчение денежно-кредитной политики предполагается реализовывать в первую очередь посредством изменения уровня процентной ставки.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование национальной экономики Республики Беларусь