Дифференциация доходов населения и социальная политика государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 18:04, курсовая работа
Описание работы
Рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся.
Содержание работы
1.Сущность механизма формирования доходов и социальной политики государства . . . . . . . . . . 1.1 Понятие доходы населения, их классификация. Виды доходов. . 1.2 Механизм формирования и дифференциация доходов населения . 1.3 Сущность и основные направления социальной политики . . 2. Социальная политика и политика формирования доходов в Республике Беларусь на современном этапе . . . . . . . . 2.1 Социальная политика в Республике Беларусь . . . . 2.2 Политика формирования доходов в Республике Беларусь . . 3. Пути совершенствования социальной политики и политики формирования доходов в Республике Беларусь . . . . . . .
1.Сущность механизма формирования
доходов и социальной политики государства . . . . . . . . . .
1.1 Понятие доходы населения,
их классификация. Виды доходов. .
1.2 Механизм формирования
и дифференциация доходов населения .
1.3 Сущность и основные направления
социальной политики . .
2. Социальная политика и политика
формирования доходов в Республике Беларусь
на современном этапе . . . . . . . .
2.1 Социальная политика в Республике
Беларусь . . . .
2.2 Политика формирования доходов
в Республике Беларусь . .
3. Пути совершенствования социальной
политики и политики формирования доходов
в Республике Беларусь . . . . . . .
ГЛАВА 1: Сущность механизма
формирования доходов и социальной политики
государства
Рынок не гарантирует право
на труд, на доход, на образование, не обеспечивает
социальную защиту инвалидов, малоимущих,
пенсионеров и некоторых других категорий
граждан. В связи с этим возникает необходимость
вмешательства государства в сферу распределения
доходов и формирования соответствующей
системы социального обеспечения нуждающихся.
Понятие доходы населения, их формы в рыночной экономике. Виды доходов.
Доходы населения обычно определяют
как сумму денежных средств, получаемых
населением за определённый период времени.
Однако это определение в рамках рыночной
экономики нуждается в уточнении. Во-первых,
обязательно следует подчеркнуть, что
доходы в условиях рынка предназначены
для приобретения благ и услуг с целью
личного потребления. Во-вторых, денежные
доходы требуют их покрытия соответствующими
товарами и услугами. Только в этом случае
они повышают материальную заинтересованность
населения в результатах своего труда
и выступают важнейшим материальным стимулятором
производства. В- третьих, доходы населения
могут существовать в натуральной форме
(например, некоторые выплаты из социальных
фондов). Сюда же относятся продукты, произведённые
в личных подсобных хозяйствах, и услуги,
оказываемые домохозяйствами [1, с. 317].
Доходы членов общества являются
показателем его благосостояния. По вещественной форме они подразделяются
на денежные и натуральные.
Натуральные доходы населения
– все поступления продуктов сельского
хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства,
птицеводства; различных изделий, услуг
и другой продукции в натуральной форме,
получаемых с приусадебных, садово-огородных
участков, домашнего хозяйства, самозаготовки
даров природы.
У бедных слоев населения всегда
высока доля натуральных доходов. В период
ухудшения экономической обстановки в
стране удельный вес натуральных доходов
повышается.
Соотношение между денежными
и натуральными доходами периодически
меняется, но все-таки более распространенной
формой доходов является денежная форма
[2].
Денежные доходы населения
– все поступления денежных средств в
виде оплаты труда работающих лиц; пенсии,
стипендии, различные пособия и социальные
трансферты; доходы от собственности виде
процентов по вкладам, дивидендов, ренты;
поступления денег от продажи ценных бумаг,
продукции личного подсобного хозяйства,
различных изделий и других товаров; оплата
услуг, оказанных на сторону, а также страховые
возмещений, ссуды, доходы от продажи валюты
и др.
Денежные доходы подразделяются
на первичные и вторичные.
Первичные доходы населения
включают все поступления, полученные
от собственности на факторы производства:
Собственники наёмной рабочей
силы за свой труд – заработную плату;
Мелкие собственники средств труда, находящихся в их личном
владении, - личный доход;
Собственники капитала, используемого
в виде средств производства, - прибыль;
Вторичные доходы образуются
в результате перераспределения первичных
и составляют главным образом доходы государства,
которые с помощью разного рода налогов
формируют доходную часть своего бюджета
[1, 317-318].
Для оценки доходов используются
показатели номинального, располагаемого
и реального доходов.
Номинальный доход (NI) - количество
денег, полученное, отдельными лицами
в течение определенного периода.
Располагаемый доход (DI)
- доход, который может быть использован
на личное потребление и личные сбережения.
Располагаемый доход меньше номинального
дохода на сумму налогов и обязательных
платежей [3, с.383].
Скорректированные располагаемые
доходы населения включают располагаемые
доходы и сальдо натуральных трансфертов.
В составе доходов населения
необходимо учитывать и средства, взятые
в долг – это находит отражение в показателях
конечных и общих доходов населения.
Конечные доходы населения
– это располагаемые доходы плюс чистые
долги населения. Чистые долги отражают
изменение задолженностей по ссудам, выданным
гражданам кредитными организациями и
предприятиями на потребительские цели.
Среднедушевой денежный доход
– сумма конечных доходов, деленная на
численность населения страны.
Общие доходы населения включают
скорректированные располагаемые доходы
и чистые долги [2].
Реальный доход (RI) - представляет
собой количество товаров и услуг, которое
можно купить на располагаемый доход в
течение определенного периода, т.е. это
располагаемый доход с учётом инфляции
[3, с. 383].
Основным видом дохода населения
является заработная плата. Так же к доходам
населения относятся:
выплаты по государственному
страхованию;
банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ;
проценты по вкладам в сберегательных
кассах, начисляемые по итогам года;
доходы от увеличения стоимости
акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
выигрыши по лотереям;
временно свободные средства,
образующиеся в результате покупки товаров
в кредит;
выплаты различного рода компенсаций
(увечья, ущерб и пр.) [4, с. 423].
Движение доходов населения
выступает одновременно важным показателем
уровня жизни, благосостояния и фактором
экономического роста и повышения эффективности
производства. Доходы формируют совокупный
спрос и создают устойчивый мотив развития
производства товаров и услуг [1, с.319].
Механизм формирования и дифференциация
доходов населения.
Реализация экономических отношений,
определяющих сущность доходов населения
и обеспечивающих их получение, в рыночных
условиях возможна с помощью разработки
механизма формирования доходов населения,
цель которого обусловлена экономическими
интересами людей и заключается
в обеспечении получения населением доходов
в размере, необходимом и достаточном
для удовлетворения его потребностей.
Механизм формирования доходов
населения предлагается рассматривать
как совокупность методов и способов,
норм и правил целенаправленной реализации
экономических отношений, складывающихся
в процессе хозяйственной деятельности,
при распределении и перераспределении
вновь созданной стоимости между субъектами
этих отношений и обеспечивающих получение
конечного результата в виде денежных
доходов. Этот механизм отражает действие
объективных экономических законов [5,
с.31].
К элементам механизма формирования
доходов населения относятся:
субъекты - активные участники
процесса формирования доходов населения,
обеспечивающие функционирование рассматриваемого
механизма. Субъектами экономических
отношений и движущей силой механизма являются государство,
предприятия (фирмы) и население, при этом население рассматривается
как совокупность домохозяйств, физических лиц и
отдельных групп людей, взаимодействующих между собой;
экономические отношения как
объективно существующие взаимосвязи и взаимодействия между субъектами,
основанные на отношениях собственности
и составляющие объективную основу механизма
формирования доходов населения;
цель как программируемый (ожидаемый)
результат действия механизма, которая реализуется
в величине денежных доходов населения;
методы и инструменты (нормы,
правила, рычаги, стимулы), активно воздействующие
на экономические отношения, обеспечивающие
формирование доходов населения и составляющие
необходимое методическое и организационно
- правовое обеспечение.
Основными критериями механизма
формирования доходов населения являются:
Временные рамки. Доходы определяются
за конкретный период времени, как правило, за год.
Аддитивность. Денежные доходы населения формируются как сумма различных видов доходов;
Результативность. Конечным
результатом функционирования механизма является абсолютная
величина денежных доходов населения;
Системность. Все элементы механизма
взаимосвязаны;
Регламентированность. Последовательность
и содержание расчетов базируется на использовании
определенных инструментов в соответствии с действующим законодательством;
Многофакторность. При формировании
доходов учитываются различные факторы, влияющие на
их величину.
Важнейшей институциональной
характеристикой механизма формирования
доходов населения является его регулирование
государством.
Различия в уровне доходов на
душу населения, или на одного занятого,
называется дифференциацией доходов.
Неравенство доходов характерно для всех
экономических систем.
Социальная дифференциация
выполняет в рыночной экономике ряд функций:
сохранение и обеспечение социальной
стабильности в обществе.
Для определения степени неравенства
в мировой практике используется кривая
Лоренца (рисунок 1).
Кривая Лоренца представляет
собой кривую концентрации доходов по
группам населения. На рисунке видно, что
в случае равномерного распределения
доходов попарные доли населения и доходов
будут располагаться на диагонали квадрата,
что и будет означать полное отсутствие
концентрации доходов, или абсолютное
равенство в обществе. В реальной жизни
не существует ни абсолютного равенства
в распределении доходов, ни абсолютного
неравенства, когда все население, за исключением
одного домохозяйства (человека), не имеет
доходов.
Рисунок 1 - Кривая Лоренца
Кривая Лоренса строится на
основе расчета коэффициента Джини. Расчет
коэффициента Джини производится на основе
данных о распределении домохозяйств
по уровню среднего дохода домохозяйства.
Вся совокупность получателей делится
на пять равных групп и определяется, какой
долей дохода владеет каждая группа домохозяйств.
При равномерном распределении дохода
каждая 20%-я группа имела бы пятую часть
дохода. Чем больше отклонение кривой
Лоренца от диагонали (прямой абсолютного
равенства), тем большая поляризация доходов
в обществе. Сам индекс Джини определяется
как отношение площади фигуры между кривой
Лоренца и прямой абсолютного равенства
к площади треугольника ОEF. Коэффициент
концентрации доходов варьируется от
0 до 1 или от 0 до 100%. Более высокое значение
коэффициента говорит о более неравномерном
распределении доходов [3, с.390].
Неравенство в доходах порождает
проблему бедности, которая не является
чисто экономическим понятием. Длительное
отсутствие средств для нормальной жизнедеятельности
означает для определенной части общества
воспроизводство данного состояния бедности.
Борьба с бедностью является
важнейшей задачей общества, поскольку
оказывает непосредственное влияние на
экономический рост. Падение доходов населения
сужает внутренний рынок, совокупный спрос
и вызывает падение темпов развития национальной
экономики. Для обеспечения экономического
роста доля заработной платы в национальном
доходе должна быть увеличена до мирового
уровня — 60%, тогда как в Беларуси она
составляет 56,1%.
Есть множество причин и факторов
этого неравенства:
Во-первых, от рождения люди
наделены различными способностями, как
умственными, так и физическими.
Во-вторых, различия во владении
собственностью, особенно доставшейся
по наследству.
В-третьих, различия в образовательном
уровне.
В-четвертых, даже при равенстве
возможностей и одинаковых уровнях образования
больший доход будут получать лица, которых
иногда называют «трудоголиками».
В-пятых, есть такая группа причин,
которая связана просто с везением, случаем,
неожиданным выигрышем и т. п.
Действие названных факторов
всегда определяло заметное несоответствие
в реальном жизненном уровне отдельных
групп населения. В 80-х годах соотношение
между максимальной и минимальной заработной
платой в СССР было 10:1 (700 и 70 рублей). Но
это не приводило к делению общества на
очень богатых и очень бедных, хотя были
и те и другие. От самых низовых производственных
ячеек и организаций до высших центральных
структур существовало множество лиц,
которые при сравнительно невысокой зарплате
фактически многократно увеличивали свое
благосостояние. Общественное сознание
признавало более высокую ценность труда
отдельных категорий людей. Лица, получающие
доходы от "теневой" экономики, вынуждены
были скрывать источники своих доходов,
и проявляли "осторожность" в расходовании
средств.
1.3 Сущность и основные направления
социальной политики
Социальная политика государства
– одно из направлений государственной
деятельности по регулированию социально
– экономических условий жизни общества.
Суть социальной политики государства
в поддержании отношений как между социальными
группами, обеспечении условий для повышения
благосостояния, уровня жизни членов общества,
создании социальных гарантий в формировании
экономических стимулов для участия в
общественном производстве. При этом надо
отметить, что социальная политика государства,
выступающая как составная часть мероприятий,
проводимых государством в целях регулирования
условий общественного производства в
целом, тесно связана с общеэкономической
ситуацией в стране.