Дифференциация доходов населения и социальная политика государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 18:04, курсовая работа
Описание работы
Рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся.
Содержание работы
1.Сущность механизма формирования доходов и социальной политики государства . . . . . . . . . . 1.1 Понятие доходы населения, их классификация. Виды доходов. . 1.2 Механизм формирования и дифференциация доходов населения . 1.3 Сущность и основные направления социальной политики . . 2. Социальная политика и политика формирования доходов в Республике Беларусь на современном этапе . . . . . . . . 2.1 Социальная политика в Республике Беларусь . . . . 2.2 Политика формирования доходов в Республике Беларусь . . 3. Пути совершенствования социальной политики и политики формирования доходов в Республике Беларусь . . . . . . .
Говоря о социальной политике
государства, мы подразумеваем действия
правительства, направленные на распределение
и перераспределение доходов различных
членов и групп общества. Так можно определить
социальную политику в узком смысле слова.
В широком смысле социальная политика
– это одно из направлений макроэкономического
регулирования, призванное обеспечить
социальную стабильность общества.
Показателем результативности
социальной политики является уровень
и качество жизни населения. Жизненный
уровень населения - совокупность показателей,
характеризующих уровень материального
потребления населения, например потребление
продуктов на душу населения, обеспеченность
этими продуктами в расчете на одну семью
или на 100 семей, структура потребления.
Точкой отсчета при определении
жизненного уровня является «потребительская
корзина» - набор благ и услуг, обеспечивающий
определенный уровень потребления. Изменения
в стоимости «потребительской корзины»
служат основанием для проведения политики
формирования доходов населения. В этой
связи выделяют минимальный и рациональный
уровень потребления.
Минимальный уровень потребления
- такой потребительский набор, уменьшение
которого ставит потребителя за грань
обеспечения нормальных условий его существования.
Рациональный уровень потребления
- количество и структура потребления,
наиболее благоприятная для индивида.
Минимальный уровень потребления
определяет так называемую «черту бедности».
Доля населения, живущего за «чертой бедности»,
является одним из важнейших показателей,
характеризующих уровень жизни в данной
стране. Снижение этого показателя, борьба
с бедностью - одна из главных задач социальной
политики.
Значительно более сложным
для оценки является показатель качества
жизни населения. Это - совокупность преимущественно
качественных характеристик, отражающих
материальное, социальное, физическое
и культурное благополучие населения.
Он подразумевает условия и безопасность
труда, состояние среды обитания, наличие
и возможности использования свободного
времени, культурный уровень, физическое
развитие, физическую и имущественную
безопасность граждан и т.п. Причем по
мере развития общества эти характеристики
изменяются.
Государственная социальная
политика – это целенаправленная деятельность
государства, ставящая своей целью ослабление
дифференциации доходов, смягчение противоречий
между участниками рыночной экономики
и предотвращение социальных конфликтов
на экономической почве, это комплекс
социально-экономических мер государства,
предприятий, организаций, местных органов
власти, направленных на защиту населения
от безработицы, возрастания роста цен
и т.д. Посредством государственной социальной
политики в рыночной экономике реализуется
принцип социальной справедливости, предполагающий
определенную меру выравнивания положения
граждан, создание системы социальных
гарантий для всех слоев населения. Основными
принципами проведения социальной политики
являются:
1) защита уровня жизни
путем введения разных форм
компенсации при повышении цен
и проведение индексации;
2) обеспечение помощи
самым бедным семьям;
3) выдача помощи на
случай безработицы;
4) обеспечение политики
социального страхования, установление
минимальной заработной платы;
5) развитие образования,
охрана здоровья, окружающей среды
в основном за счет государства;
6) проведение активной
политики, направленной на обеспечение
квалификации.
Социальная политика призвана
гарантировать населению минимальный
доход; социально защищать население от
болезней, инвалидности, безработицы,
старости. При этом обеспечение государством
минимальных условий жизни касается только
тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика, как и
любая другая система регулирующих мер,
может быть успешно реализована только
в том случае, если достаточно четко определена
ее цель.
Главная цель социальной политики
стабилизация уровня жизни населения
и создание условий для его некоторого
роста.
Основные цели в области социальной
политики:
сокращение масштабов бедности;
повышение доли трудовых доходов
и их реального роста;
улучшение качества жизни.
Важнейшими задачами социальной
политики на современном этапе являются:
повышение трудовой и хозяйственной
активности населения - предоставления каждому трудоспособному
человеку условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью
обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений
и их эффективное использование;
регулирование доходов населения;
целевая поддержка социально
уязвимых групп населения;
обеспечение занятости и поддержка
работников, высвобождающихся в ходе структурной
перестройки;
реформа организационных структур
и источников финансирования социальной
инфраструктуры, пенсионного обеспечения.
Структуру социальной политики
можно представить в виде единства пяти
основных звеньев:
Политика обеспечения занятости
Политика регулирования доходов
населения
Политика социальных гарантий
Политика социальной защиты
Политика защиты здоровья и
экологической безопасности населения [7, с.159].
Необходимо выработать такую
линию государственной политики, которая
позволит сочетать решение социальных
проблем с созданием условий для максимально
быстрого развития экономики на современной
научно-технической основе, причем каждый
успех в одном из этих дел должен становиться
предпосылкой для успеха в другом
Задачи социальной политики
государства:
1) Преодоление бедности:
Среди важнейших задач социальной
политики государства – преодоление бедности.
Высокая дифференциация населения по
доходам является одним из главных факторов
социальной напряжённости в обществе.
Официальная статистика при определении
численности бедного населения ориентируется
на абсолютную концепцию бедности. Согласно
данному подходу, живущими за чертой бедности
считаются граждане, имеющие доходы ниже
официально установленного прожиточного
минимума в данном регионе [8, с. 264].
Известно три уровня бедности.
Первый (нищенский) представлен низкой
доходной категорией граждан: их доходы
ниже стоимости минимального продуктового
набора. Сюда относятся не только маргинальные
слои, но и (в тех или иных своих частях):
не получающие пособия безработные; мигранты;
пенсионеры; работники бюджетных организаций,
«приписанные» к нижним строкам единой
тарифной сетки (ЕТС).
Второй уровень (бедные в узком
смысле слова), охватывает граждан с доходами
ниже прожиточного минимума. Третий уровень
бедности (малообеспеченные) — группа
россиян с доходами в 1—2 прожиточных минимума
на члена семьи (ниже минимального потребительского
бюджета), расходующих более половины
доходов на питание.
Важным направлением в социальной
политике при решении вопросов защиты
личных доходов является социальная поддержка
беднейших слоев населения. Решающее значение
в социальной защите этих слоев населения
имеет развитая система денежных и натуральных
пособий. В зависимости от соответствия
доходов прожиточному минимуму нуждающаяся
часть населения имеет право на получение
социальной помощи. При этом в странах
с рыночной экономикой практикуется строго
избирательный подход к определению лиц,
действительно нуждающихся в этой помощи.
В основе этого подхода лежат различные
процедуры проверки, среди критериев которых
— уровень дохода, размеры личного имущества,
состояние здоровья, семейное положение
и т.д.
В странах с рыночной экономикой
применяются весьма разнообразные формы
социальной помощи, в том числе различного
рода денежные пособия, не денежные формы
помощи (например, продовольственные талоны),
дома престарелых и др.
В решении проблем бедности
и высокой дифференциации населения по
доходам проводимые социальные реформы
(пенсионная, монетизация льгот) имели
ограниченный эффект.
2) Политика заработной платы:
Важным направлением в социальной
политике является политика заработной
платы, как одного из основных источников
формирования дохода и снижение дифференциации
в оплате труда. Заниженный уровень заработной
платы подрывает воспроизводство трудовых
ресурсов, является антистимулом для работника
и мощным ограничителем увеличения покупательной
способности населения, а значит, и роста
производства. Чрезмерная дифференциация
в оплате труда по отраслям и регионам
ставит под вопрос существование в стране
«единого социального пространства» со
всеми вытекающими отсюда последствиями.
При наличном уровне доходов основная
масса граждан просто не в состоянии оплачивать
«по полной» ни жилищно-коммунальные услуги,
ни образование, ни медицинское обслуживание
[9, с.7].
Низкий уровень заработной
платы и ее запредельная дифференциация
- узел всех проблем в сфере доходов населения.
Развязывание этого узла позволит уменьшить
неравенство граждан в доступе к материальным
и духовным благам, гарантировать возможность
«зарабатывания» достойных пенсий и других
социальных страховых выплат.
Оплата труда, обеспечение ее
положительной динамики составляют сегодня
главный приоритет социальной политики
[9, с.9].
3) Под государственной социальной
защитой понимается система отношений
индивид – государство и семья – государство,
складывающаяся в сфере:
обеспечения государством гарантированного
минимального уровня жизни для нормального
воспроизводства рабочей силы и содержания
иждивенцев;
сохранения прежнего уровня
жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы,
болезни, наступления старости, смерти
кормильца, форс-мажорных обстоятельств, таких как наводнение,
землетрясение, террористический акт
и др.);
обеспечения минимальных жизненных
стандартов изначально нетрудоспособным членам общества
(детям и инвалидам).
Система социальной защиты
является органическим элементом современного
рыночного хозяйства, существующим в разных
странах. Несмотря на принципиальные различия
в объемах, направлениях и институтах
социальной защиты в этих странах, она
строится по единым принципам: субсидиарности,
солидарности, эффективности, адекватности,
непрерывности и т.д.
Системообразующим базисным
принципом социальной защиты в рыночной
экономике является принцип субсидиарности
(дополнительности). Он состоит в том, что
в силу некоторых обстоятельств в рыночной
экономике индивид может нуждаться в помощи
государства. Эта помощь должна предоставляться
в объеме стартового минимума, который
усилит его индивидуальные устремления
и готовность к успешной деятельности,
но при этом не ограничит ответственность
индивида за собственное положение и экономическую
инициативу.
Наиболее полно принцип субсидиарности
воплощается в системе государственных
гарантий. В некоторых странах это могут
быть гарантии минимальных фиксированных
доходов, а также гарантии нормального
жизнеобеспечения в форме права на труд
и на отдых, права на образование и медицинское
обслуживание, на охрану труда и семьи.
Данные гарантии призваны обеспечить
минимальные жизненные стандарты и одинаковые
стартовые условия всем без исключения
членам общества, а не только тем, кто попал
в группу социального риска [10, с.503].
Социальная помощь (поддержка)
является дополняющей государственное
социальное страхование формой социального
обеспечения. Источником ее финансирования
являются налоговые поступления в бюджет
разных уровней. Помощь предоставляется
малоимущим семьям или одиноко проживающим
гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного
минимума, без проверки данных о страховых
взносах, только на основе оценки их личных
доходов.
Очевидно, что система государственной
социальной защиты будет устойчивой и
эффективной, если сокращение степени
патернализма (сокращение социальных
гарантий, маркетизация услуг социальной
сферы, переход к адресной системе социальной
помощи, свертывание льгот и компенсаций)
будет происходить одновременно с расширением
меры ее индивидуализации, сопровождающейся
созданием государством благоприятных
условий для самообеспечения, самозанятости,
самозащиты [10, с.508].
Система социальной защиты
финансируется в основном за счет бюджетных
расходов. Финансируя через бюджет здравоохранение,
образование, социальное обеспечение,
государство влияет на социальное развитие,
регулирует уровень жизни населения [10,
с.436].
Поскольку государственный
бюджет служит для аккумуляции финансовых
ресурсов и их использования на реализацию
основных функций государства, его можно
рассматривать как важнейший инструмент
экономической и социальной политики,
играющий важную роль в регулировании
экономики, обеспечении ее стабильности.
При этом бюджет оказывает как
прямое, так и косвенное влияние на социально-экономическое
развитие страны. Прямое влияние оказывается
через изменение распределения ресурсов
в экономике в результате налогообложения
или осуществления бюджетных расходов.
Механизм косвенного влияния состоит
в том, что через закрепленные в бюджетных
документах прогнозные значения основных
показателей развития страны приоритеты
финансовой политики, конкретные направления
формирования и расходования средств
бюджета учитываются субъектами рынка
при планировании хозяйственной деятельности.
Главная функция
государственного бюджета — реализация
финансовой политики правительства.
Аккумулируемые в бюджете с
помощью налогов средства служат
материальной основой выполнения
государством его функций в
экономике страны [10, с.437].