Дифференциация доходов населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся.

Содержание работы

1.Сущность механизма формирования доходов и социальной политики государства . . . . . . . . . .
1.1 Понятие доходы населения, их классификация. Виды доходов. .
1.2 Механизм формирования и дифференциация доходов населения .
1.3 Сущность и основные направления социальной политики . .
2. Социальная политика и политика формирования доходов в Республике Беларусь на современном этапе . . . . . . . .
2.1 Социальная политика в Республике Беларусь . . . .
2.2 Политика формирования доходов в Республике Беларусь . .
3. Пути совершенствования социальной политики и политики формирования доходов в Республике Беларусь . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая Механизм формирования доходов и социальная политика государства Карпович.docx

— 141.90 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет является средством распределения национального продукта между потреблением и накоплением,  инструментом воздействия на предложение факторов  производства и объемы выпуска различных секторов экономики.  Достигается это посредством изменения государственных расходов и налогов в рамках реализации фискальной политики  правительства, направленной на достижение основных макроэкономических целей [10, с.438].

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются (пособия на детей и т.п.).

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный момент [9, с.9].

Бедность может иметь разные причины, а значит, и методы борьбы с ней должны быть различными. Так, в одном случае материальное неблагополучие граждан вызывается многодетностью, а в другом — явной заниженностью оплаты труда, и тогда нужны уже не пособия, а приведение заработной платы в соответствие с ее объективными основами. Более корректным, поэтому представляется тезис, согласно которому социальная защита — это защита от социальных рисков, постоянно сопровождающих жизнь человека; речь идет о рисках, связанных с утратой трудоспособности вследствие заболеваний или преклонного возраста, потерей работы (безработицей), с несчастными случаями на производстве, с профессиональными заболеваниями, и др.

Эффективность страховой системы в решающей степени зависит от непосредственной включенности в нее самого работника, предполагающей, конечно, достаточный для участия в страховании уровень заработной платы. Таким образом, главный принцип социальной защиты в рыночных условиях — страховой, и его надлежит реализовывать, обеспечивая, прежде всего, повышение уровня оплаты с труда [9, с.10].

4) Социальная справедливость в экономике - распространение на экономические отношения принципов морали, чести, права, закона, соблюдения общечеловеческих ценностей.

Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов.

Вся социальная политика государства в плане доходов нацелена на достижение социальной справедливости. Сейчас же нужно говорить о возможности нахождения компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ряде публикаций понятия экономической эффективности и социальной справедливости интегрируется в категории «социально-экономическая эффективность», что вызвано стремлением показать возможность компромисса между этими понятиями. При всём этом следует помнить, что чрезмерное повышение, как и чрезмерное повышение социальной справедливости неизменно приведёт к снижению экономической эффективности.

В системе социальных приоритетов экономической политики страны социальная справедливость должна рассматриваться не только как цель, но и как условие, служащее институциональным ограничением, которое накладывается на выбор всех остальных целей.

Социальная справедливость в экономических отношениях выступает как экономическое благо, позволяющее устойчиво функционировать и развиваться экономическим субъектам и имеющее особую полезность, экономическое благо первостепенной важности [11, с.148].

 

Выводы: В первой главе  были даны определение доходам населения, определили источники их формирования, к ним относятся: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, доходы от ведения личного подсобного хозяйства, различные доходы, получаемые через финансово-кредитную систему, а так же «теневые доходы». При оценке уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода, каждому из них мы тоже дали определение в рамках первой главы. Мы рассмотрели дифференциацию доходов населения, кривую Лоренца, коэффициент Джини.

Также в этой главе мы рассмотрели социальную политику государства, дали ей определение, сформулировали цель. Подробнее остановились на социальной политике государства, касающейся непосредственно формирования и распределения доходов населения. Приоритетными направлениями социальной политики государства являются: преодоление бедности, политика заработной платы, осуществление социальной защиты и достижение социальной справедливости.

 

ГЛАВА 2: Социальная политика и политика формирования доходов в Республике Беларусь на современном этапе

 

2.1 Социальная политика в Республике Беларусь

 

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

-гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной  материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие [12].

В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др.

     Системой социальных пособий  охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от  их общей численности). С начала 2009 года существенно расширены критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимся гражданам государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. В 2010 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет вырос на 18%. В течение 2011 года многократно пересматривались размеры стипендий учащейся молодежи.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.   

Следовательно, государство стремится постепенно повышать общественное благосостояние, улучшать уровень и качество жизни населения. В официальном послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. Глава государства отметил, что «социальное самочувствие предопределяется развитием тех сфер, которые формируют среду жизнедеятельности человека, –трудовая занятость, уровень оплаты труда, иные социальные гарантии. Они затрагивают каждого человека и все общество в целом, поэтому именно в этих сферах граждане ожидают активной роли государства, более энергичных подвижек к лучшему»

       

       2.2.  Доходы населения и заработная плата в Беларуси

 

     Доходы населения  Беларуси увеличились на 17%  в 2009 году. Денежные доходы в расчете на душу населения в Беларуси составили в январе - сентябре 2009 года 739,7 тыс. рублей в месяц и по сравнению с январем - сентябрем 2008 г. увеличились на 17,3%. В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) - на 3%, сообщает Белстат. В целом в январе - сентябре 2009 г. объем денежных доходов населения составил 64,3 трлн рублей и увеличился по сравнению с январем - сентябрем 2008 г. на 17,1%. Индекс потребительских цен на товары и услуги за этот период составил 113,9%. В результате реальные денежные доходы населения увеличились на 2,8%. В общем объеме денежных доходов населения снизился удельный вес оплаты труда - с 57,8 до 56,2%, и трансфертов населению (пенсии, пособия, стипендии)-  с 20,4 до 19,4%, увеличился удельный вес доходов от собственности - с 1,9 до 2,6%, прочих доходов (поступления от продажи сельхозпродукции, от предпринимательской и иной деятельности) - с 19,9 до 21,8%. Максимальный доход на душу населения пришелся на Минск (1 млн 160 тыс. рублей), минимальный - на Гомельскую область (599,3 тыс.). В Брестской области этот показатель составил 605,5 тыс. рублей, Витебской - 646,5 тыс., Гродненской - 694,5 тыс., Минской - 679,7 тыс., Могилевской - 627,4 тыс. рублей.[27]

В январе 2010 г. объем денежных доходов населения составил 6,9 трлн. рублей и по сравнению с январем 2009 г. увеличился на 11,8% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 6,6%. В январе-августе 2011 г. этот показатель составил 92,9 трлн. рублей  и  по  сравнению  с  январем-августом 2010 г. увеличился  на 40,1%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) в 2010 г. увеличились на 4,9%, а в 2011 г. на 7,4%. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов,  сборов  и  взносов,  скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличились на 5,8% при прогнозе роста на 2011 год на 8-9,5%.

Информация о работе Дифференциация доходов населения и социальная политика государства