Дифференциация доходов населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся.

Содержание работы

1.Сущность механизма формирования доходов и социальной политики государства . . . . . . . . . .
1.1 Понятие доходы населения, их классификация. Виды доходов. .
1.2 Механизм формирования и дифференциация доходов населения .
1.3 Сущность и основные направления социальной политики . .
2. Социальная политика и политика формирования доходов в Республике Беларусь на современном этапе . . . . . . . .
2.1 Социальная политика в Республике Беларусь . . . .
2.2 Политика формирования доходов в Республике Беларусь . .
3. Пути совершенствования социальной политики и политики формирования доходов в Республике Беларусь . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая Механизм формирования доходов и социальная политика государства Карпович.docx

— 141.90 Кб (Скачать файл)

Реальные денежные доходы населения представлены на графике 1.

 

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с минимальным потребительским бюджетом составило 1,8 раза, с бюджетом прожиточного минимума – 2,8 раза. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе 2010 г. составил 81,2%.

Основными  источниками  формирования  денежных  доходов  населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный  вес  которых  в  общем  объеме  денежных  доходов  населения в январе-августе 2011 г. составил 85,1%.

Структура денежных доходов населения представлена данными в приложении 1.

Денежные расходы и сбережения населения в январе 2010 г. составили 7,5 трлн. рублей, из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 5,9 трлн. рублей (78,8% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), на оплату налогов, взносов и других платежей – 1,2 трлн. рублей (16,6%), на сбережения – 561 млрд. рублей (7,5%). Величина изменения задолженности населения по кредитам банков в январе 2010 г. составила 218 млрд. рублей и по сравнению с январем 2009 г. снизилась на 71,8%. Структура использования денежных доходов характеризуется данными из таблицы 3.[28]

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе 2010 г. увеличились по сравнению с январем 2009 г. в реальном выражении на 5,1%. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с минимальным потребительским бюджетом составило 1,8 раза, с бюджетом прожиточного минимума – 2,8 раза.

     По данным  выборочного обследования домашних  хозяйств в 2009 году располагаемые  ресурсы в расчете на домашнее  хозяйство составили 1,6 млн. рублей в месяц. В городах и поселках городского типа они превысили средний уровень по республике на 7,3%, в сельской местности были на 19,4% ниже.

     Удельный вес  населения с уровнем среднедушевых  располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) снизился с 6,1% в 2008 году до 5,4% в 2009 году. В городах и поселках городского типа – с 4,4% до 4%, в сельской местности – с 9,7% до 9,5%. [29]

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в январе 2010 г. составила 1000 тыс. рублей. В январе-августе 2011 г. эта величина составила 1 654,4 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. увеличилась на 1,9%. А в январе-августе 2011 г. по сравнению с  январем-августом 2010  г.  увеличилась  на 10,1%.

Данные об изменении номинальной начисленной и реальной заработной платы приведены в таблице 4. В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе 2010 г. составила 798,2 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2009 г. уменьшилась на 5%, или на 42,4 тыс. рублей.

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в январе 2010 г. составила 1139,1 тыс. рублей, что на 13,9% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности - 2422 тыс. рублей, химической – 2075 тыс., черной металлургии – 1620,5 тыс. рублей, что в 2,1– 1,4 раза выше, чем в среднем по промышленности. На предприятиях швейной промышленности средняя заработная плата составила 620,1 тыс. рублей, текстильной – 677,3 тыс., лесозаготовительной – 694,2 тыс., кожевенной, меховой, обувной – 780,7 тыс., деревообрабатывающей – 856,6 тыс. рублей, или на 46–25% ниже, чем в среднем по промышленности. В строительных организациях в январе 2010 г. средняя заработная плата составила 1240,1 тыс. рублей, что на 24% выше, чем в среднем по республике. В организациях транспорта средняя заработная плата в январе 2010 г. сложилась в размере 1153,6 тыс. рублей, в том числе авиационного –1725,5 тыс., трубопроводного – 1682,1 тыс., железнодорожного – 1274,3 тыс., автомобильного – 963,6 тыс. рублей. В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в январе 2010 г. составила 628,6 тыс. рублей, что на 37,1% ниже, чем в среднем по республике. В учреждениях здравоохранения заработная плата сложилась в размере 795,5 тыс. рублей, в учреждениях образования – 723,3 тыс., культуры и искусства – 776,8 тыс., в организациях науки и научного обслуживания – 1381,8 тыс., в том числе в учреждениях, ведущих научно-исследовательские работы - 1353,6 тыс. рублей (из них в НАН Беларуси - 1241 тыс. рублей).

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

    1. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.: Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. М.: Новое знание, 2005. – 464 с.
    2. Онлайн учебник по экономике [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. study-economics.ru – Дата доступа: 18.10.2011.
    3. Камаева В.Д., Лобачевский Е.Н Экономическая теория: учебное пособие / В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевский. ─ М.: Юрайт, 2006. ─ 557 с.
    4. Экономическая теория. Под ред. доктора экономических  наук, профессора Николаевой И.П. 2-е издание, перераб. и доп.//М.,2008
    5. Арсеньева Т. Социальные механизмы деятельности власти // Власть. - Москва, ─ 2009. ─ № 4.─ с. 31-38.
    6. Имамова Е.В. Сущность механизма формирования доходов населения // Журнал экономической теории. ─ 2008. ─ №3. ─ с. 179-184.
    7. Богша Н.В. Макроэкономика / Н.В. Богша – Пинск: 2008.
    8. Николаев И., Марушкина Е. Бедность: экономический анализ//Общество и экономика.-2005. -№7-8
    9. Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики// РЭЖ.-2005. - №1
    10. Экономическая теория / И.П. Николаевой: Под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд. М.: 2008. – 324 с.
    11. Петросян Д. О социальной справедливости в экономических отношениях // Общество и экономика.-2005. - №9
    12. Официальный сайт президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. President.gov.by – Дата доступа: 10.11.2011.
  •  

     


    Информация о работе Дифференциация доходов населения и социальная политика государства