Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:43, курсовая работа
Курсовая работа посвящена исследованию дифференциации доходов населения в России.
Актуальность избранной темы заключается в том, что глубокие трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране в течение последних восемнадцати лет, привели к сильному расслоению населения по уровню доходов, и явление дифференциации, таким образом, не просто имеет место, но приняло острое течение. Доходы населения являются важнейшим элементом воспроизводственной системы. Они определяют качество индивидуального воспроизводства, являются стимулом к производительному труду.
Введение
1. Распределение доходов в экономике
1.1 Виды доходов в рыночной жизни общества и источники их формирования
1.2 Неравенство в распределении доходов: измерение и причины
1.3 Различные подходы к справедливому распределению доходов
2. Распределение доходов в экономике России
2.1 Структура доходов населения России
2.2 Неравенство доходов населения России: распространение и причины
2.3 Социальная политика государства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Трансфертные платежи - различные пособия социального характера, такие как: пенсии, стипендии, пособия на уход за детьми, на медицинское обслуживание, пособия по безработице, содержание временно нетрудоспособных граждан и др.
1.2 Неравенство в распределении доходов: измерение и причины
Основные показатели дифференциации доходов. Степень неравенства доходов можно увидеть на кривой Лоренца, приведенной на рис.1. Доля семей расположена на оси абсцисс, а доля дохода - на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% семей получают 20% совокупного дохода, то 40% - 40% совокупного дохода и т. д. Соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Абсолютное неравенство представлено точкой А, когда 1% семей получает 100% дохода, а другие не имеют ничего. В этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке А, как показывают жирные линии на графике.
Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Отношение площади этой области к площади треугольника ОВА называют коэффициентом Джинни по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джинни (1884-1965). Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и следовательно тем больше коэффициент Джинни, он будет приближаться к 1.
Кривую Лоренца и коэффициент Джинни можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами, принимая во внимание доходы до и после вычета налогов.
Рис.1
S тр.OBA=S фиг.R+S фиг.Z
k Джинни=Sфиг.R/Sтр.OBA=1-Sфиг.Z
1-∫F/5000,
где F - функция, задающая кривую Лоренца,
5000 - площадь треугольника ОВА, в ед.
Чем более выгнута вниз кривая Лоренца, тем сильнее неравенство доходов в данном обществе, тем больше площадь фигуры между биссектрисой и кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джинни. И наоборот, чем меньше коэффициент Джинни, тем равномерней распределены доходы в обществе.
Анализ неравенства распределения доходов населения изучают также с помощью таблиц, которые составляют следующим образом. Условно сто процентов населения (семей) разбивают на квинтили (равные по численности группы), обычно на пять квинтилей (по двадцать процентов в каждом квантиле). Нижний квинтиль - самые бедные семьи, далее по возрастанию дохода до верхнего квинтиля - самых богатых семей. И в графу, соответствующую каждому квинтилю, вписывают долю совокупного дохода, приходящуюся на данный квинтиль. Например (США):
Таблица 1 - Распределение доходов населения в США 1935-2000гг
год |
Нижний квинтиль |
Второй квинтиль |
Средний квинтиль |
Четвертый квинтиль |
Верхний квинтиль |
5% самых богатых семей |
2000 |
4,2 |
9,9 |
15,7 |
23,0 |
47,3 |
20,7 |
1990 |
4,6 |
10,8 |
16,6 |
23,8 |
44,3 |
17,4 |
1980 |
5,2 |
11,5 |
17,5 |
24,3 |
41,5 |
15,3 |
1970 |
5,5 |
12,2 |
17,6 |
23,8 |
40,9 |
15,6 |
1960 |
4,8 |
12,2 |
17,8 |
24,0 |
41,3 |
15,9 |
1950 |
4,5 |
12,0 |
17,4 |
23,4 |
42,7 |
17,3 |
1935 |
4,1 |
9,2 |
14,1 |
20,9 |
51,7 |
26,5 |
Такие таблицы можно найти в статистических справочниках с данными по разным странам, так как это наиболее удобный способ измерения неравенства доходов.
Коэффициент Джинни колеблется по разным странам от 0,30 до 0,8. Значение его больше в неразвитых странах, меньше - в Японии, Канаде, Швеции. Однако, при относительно-постоянном значении коэффициента Джинни в какой-либо стране, еще не говорит об устойчиво-бедной группе населения. Существует такое понятие, как социальная мобильность. Это перемещение индивидов из одной группы в другую, от бедных к малообеспеченным, от малообеспеченных к обеспеченным и т. д. В начале карьеры молодые люди, как правило, имеют небольшой доход, который растет по мере продвижения по службе, достигает пика к 35-45 годам, а ближе к пенсии доход опять падает.
Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
Исключительно индивидуалистический характер рыночной экономики допускает высокую степень неравенства доходов. Но есть и более специфические факторы, способствующие этому неравенству. Рассмотрим это подробнее.
Человеческий капитал. Основная форма человеческого капитала - это образование. Как и другие формы капитала образование представляет собой единовременные затраты ресурсов, предназначенные для увеличения производительности труда в будущем. Производительность здесь связана с конкретным индивидом. Во многих странах мира наблюдается достаточно существенный разрыв в доходах между рабочими со школьным образованием и теми, кто учился в ВУЗах. Почему высокий уровень образования ведет к увеличению уровня заработной платы? С точки зрения спроса и предложения фирмы - покупатели труда - готовы платить более высокую заработную плату образованным сотрудникам, так как предельный продукт последних выше. И работники - поставщики труда - согласятся на высокие издержки образования (а издержки действительно очень высоки) только в том случае, если они ожидают соответствующего вознаграждения в будущем. В сущности, разница в размерах заработной платы между высокообразованными и менее образованными работниками может рассматриваться как выравнивающие издержки образования различия.
Есть несколько гипотез по поводу разницы в оплате труда между работниками с высшим образованием и теми, кто его не получил. Одна из них состоит в том, что появление новых технологий привело к изменению относительного спроса на квалифицированный и неквалифицированный труд. Рассмотрим, как пример, широкое распространение компьютеров в последнее десятилетие. Увеличился спрос на квалифицированных работников, умеющих использовать электронную технику, и уменьшилась потребность в рабочих, с обязанностями которых превосходно справляются ЭВМ. В жизни моей семьи недавно был пример, подтверждающий справедливость данной теории. Когда в медицину стали внедрять компьютеры - в кабинет каждого врача, чтобы вести электронные карточки больного, моя мама (она доктор) осталась без работы, так как не смогла освоить работу на компьютере, а на ее место взяли более молодого врача, который умел пользоваться компьютерными программами, так как их сейчас преподают во всех ВУЗах.
Существует также теория «сигнала». Ее сторонники утверждают, что диплом университета не есть свидетельство высокой производительности сотрудника, но только сигнал о его потенциальных возможностях. С этим тоже можно поспорить, так как в последние годы с появлением возможности обучаться платно образование стало доступно не только талантливым и умным людям, но и людям с посредственными способностями. Сейчас диплом говорит скорее об усидчивости человека, об его упорстве, а иногда, возможно, о связях, чем о личных качествах. И, наконец, в мире по-прежнему много людей, которые просто не имеют возможности учиться - платно или бесплатно. Ведь даже бесплатное обучение отнимает время и деньги, на которые молодой человек живет во время обучение, не зарабатывая их самостоятельно.
Природные способности, усердие и случай. Природные способности существенно важны для работников всех специальностей. Различия в наследственности и воспитании определяют индивидуальные физические и умственные способности каждого человека. Некоторые из нас сильны физически, другие имеют высокие показатели интеллектуального развития, кто-то общителен, кто-то замкнут в себе, кто-то трудолюбив и усерден, а кое-кто откровенно ленив. И очень важно для каждого человека работать «на своем месте» в соответствии со своими природными способностями, желаниями - тогда и производительность труда каждого человека будет выше. К сожалению, редкий человек может сказать о себе, что он занимается своим делом и не хотел бы поменять специальность, направление своей деятельности. Часто люди устраиваются не туда, где работа будет нравиться, а туда, где больше платят, и застревают на долгие годы на нелюбимой работе без продвижения по службе и увеличения заработной платы. Тогда как, занимаясь любимым делом, начав с малого, они достигли бы большего. Эти и многие другие характеристики определяют производительность труда работников и, следовательно, играют важную роль в определении уровня заработной платы. Все больше фирм практикует системы заработной платы, построенной на основе учета количества произведенной продукции, оказанных услуг, поэтому у людей, не приученных к труду, все меньше шансов на высокую заработную плату.
Его Величество Случай также играет важную роль в определении дохода индивида. Например, когда человек оказался замеченным директором преуспевающей фирмы, и какие-то его личные качества были оценены настолько высоко, что он получает хорошую должность, даже не имея образования. Или когда человек находит себя в каком-то деле, «попадает в струю», организовывает свое дело, заниматься которым ему нравится, и ему необычайно везет с первых дней - с выдачей кредита, арендой помещения и прочее.
С другой стороны, множество несчастий, влияющих на экономическое положение каждой семьи, таких как, длительная болезнь, несчастный случай, смерть кормильца, вынужденная миграция в другой регион в «критическом возрасте», безработица, могут привести семью к бедности. Бремя таких несчастий распределяется очень неравномерно среди населения, что способствует большему неравенству распределения доходов.
Нельзя сбрасывать со счетов и роль личных контактов семьи, способствующих трудоустройству на высокие должности.
Оценить роль способностей, усердия, случая и связей в определении уровня заработной платы индивида, или уровня дохода семьи, очень сложно, их количественная оценка весьма проблематична, но косвенные данные свидетельствуют об их большом значении.
Профессиональные вкусы и риск. Мы все выбираем различные профессии - исходя из своих физиологических, умственных данных и возможностей, вкусов, советов старших родственников, финансовых возможностей для обучения в ВУЗе и прочее. Некоторые профессии пользуются высоким спросом, другие маловостребованы. (например, профессия библиотекарь - в городах, как правило, немного библиотек, и эта профессия будет маловостребована). Иногда популярность профессии меняется со временем. И когда человек учился, то надеялся, что будет востребован, как специалист, а через некоторое время, эта профессия утратила свою популярность в связи с техническим прогрессом, или в связи с резко возросшим количеством специалистов этого же профиля. Например, в последние годы очень много выпускников экономических и юридических факультетов. И если лет десять-пятнадцать назад специалист с экономическим или образованием был редкостью, то теперь среди них большая конкуренция за вакантные места по специальности.
Доходы также неодинаковы и из-за условий труда некоторых рабочих профессий. Люди, которые готовы заниматься изнурительной, неприятной тяжелой работой - например, добывать уголь, - и очень интенсивно работать в течение многих часов, будут больше зарабатывать, так как работодатели вынуждены платить за тяжелую работу больше, чтобы привлечь рабочую силу на свое предприятие.
Оплата труда некоторый профессий целиком зависит от производительности труда - например, продавцам и менеджерам активных продаж, как правило, работодатели платят процент от выручки, в то время как библиотекари или секретари не могут повлиять на свою фиксированную ставку заработной платы.
Некоторые люди увеличивают свои доходы путем «совместительства» - то есть, работая в двух местах. Люди также отличаются друг от друга и своей готовностью рисковать. Под «рисковать» я имею в виду не только альпинистов, верхолазов, шахтеров, но и людей, способных на предпринимательский риск - рискнуть своими сбережениями во имя будущего дохода и достойного уровня жизни. Хотя большинство терпит неудачу, есть немногие счастливчики, которые делают ставку на внедрение нового товара или услуги и добиваются в этом успеха, могут получить очень высокий доход в награду за свой риск.
Владение собственностью. Между лицами, владеющими собственностью, а следовательно и получающими от нее доход, и теми, кто не имеет собственности, существует значительное неравенство. Под собственностью я, прежде всего, подразумеваю недвижимость, акции, транспортные средства и др. Ведь даже если человек живет в своей собственной квартире или доме, не сдавая ее в аренду, у него все же огромное преимущество перед тем, кто снимает жилье, его доход выше. В крупных городах наших страны, да и не только в крупных арендная плата за жилое помещение очень высока, несравнимо выше платы за коммунальные услуги в собственном жилье. То же можно сказать про гаражи - человек гораздо больше тратит деньги, оставляя машину на автостоянке, чем тот, у которого есть гараж. Сдавать в аренду можно и дачи, и земельные участки и коммерческие помещения.