Дифференциация доходов населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена исследованию дифференциации доходов населения в России.
Актуальность избранной темы заключается в том, что глубокие трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране в течение последних восемнадцати лет, привели к сильному расслоению населения по уровню доходов, и явление дифференциации, таким образом, не просто имеет место, но приняло острое течение. Доходы населения являются важнейшим элементом воспроизводственной системы. Они определяют качество индивидуального воспроизводства, являются стимулом к производительному труду.

Содержание работы

Введение
1. Распределение доходов в экономике
1.1 Виды доходов в рыночной жизни общества и источники их формирования
1.2 Неравенство в распределении доходов: измерение и причины
1.3 Различные подходы к справедливому распределению доходов
2. Распределение доходов в экономике России
2.1 Структура доходов населения России
2.2 Неравенство доходов населения России: распространение и причины
2.3 Социальная политика государства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

307720.rtf

— 2.14 Мб (Скачать файл)

В основе применяемого в России с 2007 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых - уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание - 46,1, непродовольственные товары - 39, услуги - 13,2, налоги и сборы - 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.

Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:

I группа - бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;

II группа - малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа - обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа - состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

V группа - богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

Помимо централизованных законов о поддержке малоимущих слоев населения, существуют региональные программы. Например, снижение платы за проезд для пенсионеров и инвалидов (действует на территории Кемеровской области и др. областей), надбавка к заработной плате (губернаторская премия) младшим воспитателям в томской области, жилищные субсидии молодым семьям в томской области, выдача льготных кредитов семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в селах, «корзина продуктов» ежемесячно для инвалидов 1 - 2 групп в г. Томске, льготное налогообложение фермеров в Кемеровской области, губернаторские надбавки к пенсии в Кемеровской обл. и др. Во многом помощь таким группам населения, как пенсионеры, студенты, инвалиды, матери-одиночки зависит от органов местной власти, заинтересованных и сочувствующих, либо наоборот, проявляющим равнодушие к малоимущим.

Таким образом, социальная политика - это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

 

 

Заключение

 

Рассмотрев тему: Дифференциация доходов населения можно сделать вывод: Несмотря на сдвиги в лучшую сторону, в нашей стране остается существенным уровень неравенства доходов населения, превышающий уровни развитых стран мира. Выявлены основные причины дифференциации доходов населения России, а также дифференциация по сферам профессиональной деятельности и региональная дифференциация.

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать насколько это возможно одинаковые “стартовые” условия для граждан. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление различных программ помощи бедным.

В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:

  1. Принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат.

2. Тщательный контроль за целевым использованием средств, выделенных для помощи малоимущим.

3. Усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов.

  1. Способствование образованию “среднего класса” путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения.
  2. Грамотное налоговое законодательство, чёткий контроль за уплатой налогов.
  3. Борьба с “теневой экономикой”, путём искоренения коррупции во властных структурах.
  4. Развитие региональных программ поддержки малоимущих слоев населения и адресность помощи.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Виноградов В.В. Экономика России/ В. В. Виноградов. - М.: Юрист, 2001. - 279с.
  2. Власьевич Ю.Е. Экономика России: эффекты и парадоксы/ Ю.Е. Власьевич. - Москва, 1995. - 136с.
  3. Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия и меры по ограничению// Экономист. - 2006. - №1. - С.14-16.
  4. Кэмпбелл Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ Р. Кэмпбелл, Л. Стэнли Брю. - М.: Инфра, 2007. - 387с.
  5. Курс экономической теории/ под ред. Е. А. Киселевой, М. Н. Чепурина. - М.:Наука, 2007. - 308с.
  6. Мисихина С. Социальные выплаты и льготы// Вопросы экономики. - 2006. - №2. - С.12.
  7. Мэнкью Грегори Принципы экономикс/ Питер,2006. - 493с.
  8. Экономика России: учебник для вузов/ под ред. Б. М. Маклярского. - М.: Международные отношения, 2001. - 303с.
  9. Черной Л.С. Экономика. Рынок. Государство/ Л.С. Черной. - М.:Наука,2006. - 235с.
  10. Яковлев Р. Госрегулирование заработной платы// Российский экономический журнал. - 2007. - №12. - С.22-24.
  11. Данные сайта государственного комитета статистики www.gks.ru
  12. Äàííûå ñàéòà www.expert.ru
  •  


     



    Информация о работе Дифференциация доходов населения России